Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы
Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
Вид промежуточного контроля
опрос, проверка конспектов и рефератов
Вид итогового контроля
экзамен
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№
п/п
Раздел
Дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекц.
семин.
актив. формы обуч
срс
Теоретические подходы к изучению личности в отечественной социологии
1-2
работа с лекционным материалом
Ролевая концепция изучения личности
работа с лекционным материалом
Феноменологическая теория изучения личности
выделить основные качества социально здоровой личности (письменно); работа с лекционным материалом
Социологическая структура личности
перечень современных социологических теорий структурации личности
Теории личностных диспозиций
6-7
выделить современные парадоксы изменения личности (письменно); конспект первоисточника (см. табл. 1, 4)
Идентичность личности
8-9
выделить основные виды социальной идентичности (письменно)
Смысл жизни личности
работа с лекционным материалом
Теории изучения выдающейся личности
Просмотр и обсуждение фильма «Кроличья нора»
Проблемы социального счастья личности
12-13
Социальная модель счастья
Социальные качества личности
14-15
конспект первоисточника (см. табл. 1, 7)
Соционические типы личности
Работа с первоисточником (см. табл. 1, 7)
Методы изучения личности
конспект первоисточника
Итого:
Экзамен
Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
№
Наименование
раздела дисциплины
Содержание раздела дисциплины
Результат обучения, формируемые компетенции
Теоретические подходы к изучению личности в отечественной социологии
Личность как диалектическое единство социального и индивидуального. Проблематика личности в дореволюционный период. Концепция личности в разработках субъективной школы П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского. Личность в трактовке Н. И. Кареева.Проблема комплексного изучения личности в социологии (М. М Ковалевский). Марксистско-ленинский подход к изучению личности. Социально-философская позиция изучения личности в работах немарксистов: П. А. Кропоткин, П. А. Сорокин, В. М. Хвостов.
Естественнонаучный подход в изучении личности: А. А. Ухтомский, И. П. Павлов, Г. И. Челпанов, В. М. Бехтерев, М. Я. Басов. Психоаналитическое направление (З. Фрейд) в работах отечественных ученых: Н. Осипов, М. Вульф, Н. Вырубов, С. Шпильрейн. Культурно-историческое направление в изучении личности: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия. Деятельностный подход: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов. Теория отношений личности В. Н. Мясищева.
ПК-1
Ролевая концепция изучения личности
Ролевая концепции личности(Р. Линтон, Дж. Мид). Основные положения ролевой концепции личности. Вклад в разработку ролевой теории личности отечественными социологами (И. С Кон, В. Б. Ольшанский, К. Муздыбаев, В. Шубкин).
ПК-1
Феноменологическая теория изучения личности
Специфика феноменологического подхода. Источники феноменологического подхода к изучению личности (В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Вебер, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Дж. Г. Мид). Феноменологическая теория личности (К. Роджерс). Субъективный опыт и поведение личности. Драматургический подход к изучению личности в социологии (Э. Гофман). Личность как социальный феномен. Социальные аспекты самоактуализации личности (А. Маслоу). Проблема понимания смыслов взаимодействия личности. Экзистенциальный смысл в жизни личности (В. Э. Франкл).
ОК-6
ПК-1
Социологическая структура личности
Структура личности в психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Берн). Марксистская трактовка структуры личности.
Социологическая структура личности в теории символического интеракционализма (Дж. Г. Мид, Э. Гофман) Теория общественного зеркала (Ч. Кули). Самость личности. Свобода развития личности (Э. Фромм). Строение Я-концепции
ОК-6
ПК-1
Теории личностных диспозиций
Диспозиционная концепция личности (В. А. Ядов, Ю. Л. Качанов). Основания идентификаций. Проблема идентификации интеллигенции.
Характеристики парадоксального человека (Ж. Т. Тощенко). Классификация парадоксов современной личности россиянина. Парадоксальность статуса интеллигенции. Социокультурная модель личности западного и восточного типа.
Инновационная личность (П. Штомка)
ОК-6
ПК-1
Идентичность личности
Понятие идентичности: социально психологический подход (З. Фрейд, У. Джеймс, Э. Эриксон). Культурные солидарности (Э. Дюркгейм, К. Маркс, Д. Лукач). Концепция ценностных ориентаций в построении идентичности. Виды идентичности. Традиционная и индустриальная идентичность. Кризис современной идентичности.
ОК-6
ПК-1
Смысл жизни личности
Проблема социального и личностного самоопределения. Самосознание как проявление свободы жизнедеятельности.Социальная значимость поисков смысла жизни. Социально культурные особенности поиска самости.Этапы поиска смысла жизни. Структура социального опыта личности. Социальная дифференциация возможностей самоописания и самоопределения. Самостоятельность и свобода. Современная модель личности (самоценность, единство и цельность, активность, ответственность, достоинство). Современный тип социального характера (Д. Рисмен). «Человек организации» (У. Уайт), «одномерный человек» (Г. Маркузе). Социальное подлинное «я» (Р. Тэрнер). Модусы современной личности (Л. А. Зурхер). Построение социального сценария личности. Смысл смерти личности.
ОК-6
ПК-1
Теории изучения выдающейся личности
Основные положения изучения выдающейся личности в теории элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, Г. Ашин Н. Бердяев, Р. Михельс, Х. Ортега-и-Гассет, З. Фрейд, Э. Фромм). Социальные функции и роль «демонической личности» Платона. «Теория совершенства» Пифагора. Характеристики личности героя, (святого, гения, вождя, таланта). Проблема духовной избранности выдающейся личности
Характеристики «массового человека». Н. К. Михайловский о взаимодействии героя и толпы. Изучение «психологии масс» (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, С. Московичи). Судьба «аристократии духа» в «плебейской культуре». Отношения между властителем и подчиненными (М. Вебер, А. Арендт, Э. Канетти). Современные процессы «омассовления» общества (О. Шпенглер, К. Ясперс Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, М Хоркхаймер, Д. Рисмен, С. Московичи).
ПК-1
Проблемы социального счастья личности
Философское понимание смысла счастья (Аристипп, Марк Аврелий, Платон, Аристотель, Б. Спиноза, А Шопенгауэр, Э Фромм, В. Э. Франкл). Социально-психологические исследования счастья.
Социальная модель счастливой личности. Структура социального комфорта. Социальное благополучие в пространстве современной культуры.
Международные мониторинги счастья. Проблема индексов измерения счастья.
ОК-6
ПК-1
Социальные качества личности
Солидарность в жизни личности. Проблема общения личности. Свобода личности. Конформность личности. Достоинство личности. Социальная ценность личности
ОК-6
ПК-1
Соционические типы личности
Основные положения теории соционических типов (А. Аугустинавичуте, А. Личко, В. Гуленко). Теория психотипов К. Г. Юнга. Ведущие каналы восприятия информации у личности. Информационное поле и ведущие психические функции. Основные процессы переживания социального опыта (генерализация, опущение, искажение). Восприятие времени, пространства и объектов личностью. Эмоциональное восприятие реальности. Инвариантность социотипов и возможности применения знаний о них в практике социолога.
ОК-6
ПК-1
Методы изучения личности
Социологические методы (наблюдение, опрос). Применение социометрического анализа. Применения психологических тестов. Проективные методы изучения личности.