Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клинические гипотезы и цели




Циркумплексная модель указывает на то, что семьи с умеренными уровня­ми сплоченности и гибкости обычно отличаются более сбалансированны­ми отношениями, чем семьи с полярными показателями по этим парамет­рам. Действительно, семьи с умеренными уровнями сплоченности по­ощряют развитие индивидуальности у своих членов и в то же время предоставляют им поддержку. Получение поддержки со стороны семьи не препятствует отношениям с окружающими людьми. Семьи с умеренными уровнями гибкости отличаются стабильностью, но также способны при необходимости измениться.

Однако модель не предлагает точных критериев для диагностики сба­лансированных и несбалансированных типов семей. Олсон (Olson, 2000) считает, что при оценке семейных типов необходимо учитывать такие фак­торы, как этническая и расовая принадлежность и религиозные убеждения. Испанские, итальянские или азиатские семьи могут быть чрезвычайно сме- • шанными, и семья останется средоточием жизни каждого ее члена. Из-за подобных культурных норм функциональность или дисфункциональность семейных паттернов определяются удовлетворенностью отдельных членов семьи. Например, молодая женщина, которая решила жить отдельно от своей семьи, может столкнуться с сильным противостоянием со стороны смешан­ной семейной системы с жесткими этническими нормами. В кабинете пси­хотерапевта родители будут сражаться за возвращение контроля над доче­рью, пытаясь воспрепятствовать ее стремлению к более независимому образу жизни. Несмотря на то что другие члены семьи чувствуют себя комфортно при смешанных паттернах, молодая женщина задыхается в этой среде.

Циркумплексная модель описывает жизненный цикл семьи, поддер­живая адаптационный подход. На разных этапах своего жизненного цикла семья должна адаптироваться как ко внутренним (например болезнь одно­го из членов семьи), так и к внешним (например потеря работы или пере­езд) изменениям, которые могут произойти и неизбежно происходят. На­пример, когда в семье воспитываются маленькие дети, наиболее адекват­ным типом функционирования является ситуация, когда семья более связана в структурном отношении. В семьях с младшими подростками более адап­тивным типом является гибко-связанный. Аналогичным образом, гибко-обособленный тип функционирования больше подходит для семей, воспи­тывающих старших подростков.

Основная гипотеза модели, которая заключается в том, что семьи с уме­ренными уровнями по параметрам гибкости и сплоченности более функ­циональны, подтверждается данными более чем 250 исследований (Olson, 2000). Семьи испытывают трудности и обращаются к психотерапевту в тех случаях, когда семейные паттерны препятствуют адаптации к внутренним или внешним стрессорам. Носитель семейного симптома может.указывать на то, что семья не способна адаптироваться к изменившимся условиям.

Семейная психотерапия, основанная на циркумплексной модели, ста­вит следующие задачи:

1) ослабить имеющиеся трудности и симптомы;

2) перевести семейную систему на более сбалансированный уровень по параметрам сплоченности и гибкости;

3) улучшить навыки коммуникации;

4) повысить способность членов семьи к переговорам и изменению системы по мере ее развития.

Таким образом, семейная психотерапия, основанная на циркумплекс­ной модели, не ограничивается только устранением или изменением дис­функциональных семейных паттернов. Симптомы отдельных членов семьи исчезают, когда система переходит на более сбалансированный уровень по параметрам сплоченности и гибкости.

ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ

Семья Мартинов столкнулась с рядом трудностей: 1) объединение двух се­мей, которые находятся на разных этапах жизненного цикла, 2) объедине­ние разных этнических паттернов, 3) вступление детей в подростковый воз­раст.

Развод, разрыв отношений или смерть одного из родителей нарушает в се­мье равновесие и подрывает семейные основы. Кто теперь принимает ре­шения? Кто оплачивает счета? Кто требует выполнения правил? Непонятно даже, кому выносить мусор. Распределение ролей также меняется, чтобы заполнить пустоту в семейных паттернах. Возможно, самый старший сиб-линг теперь должен будет сразу идти домой после школы и присматривать за младшими братьями и сестрами. Родителю-одиночке приходится возла­гать на детей такие обязанности, к которым они не привыкли. Снижение материального благосостояния семьи заставляет выбирать иные приорите­ты. Единственным членом семьи, который принимает решения, становится родитель-одиночка.

Все же со временем, после всех изменений и перестановок, которые в лю­бом случае должны произойти, семья сможет восстановить прежние отно­шения. Маловероятно, чтобы девочка-подросток отреагировала отказом на просьбу матери прийти домой из школы пораньше и присмотреть за млад­шим братом, если эта просьба звучит в контексте длительных позитивных отношений. Долговременные позитивные отношения побуждают членов се­мьи жертвовать личными интересами на благо семьи. К сожалению, комби­нированная семья не может себе позволить такой роскоши. Комбинированная семья образована потому, что этого пожелали два взрос­лых человека. Дети не участвовали в принятии данного решения. Конечно, обычно взрослые спрашивают мнение детей. Миссис Мартин хотела бы, что­бы Роберт и Карен полюбили ее будущего мужа и их будущего отчима. Она согласилась на брак только после того, как дети привыкли к мистеру Мар­тину и почувствовали себя с ним комфортно. Хотя мистер Мартин чувство­вал, что проходит испытание на роль отца для детей миссис Мартин, он от­носился к их жизни с искренним интересом. Сначала Роберт противился зна­комству матери с новым мужчиной, но затем, когда увидел, что мама вы­глядит счастливой, он решил смириться с происходящим на то время, пока не начнет жить самостоятельно.

Мистер Мартин сообщил Синди о предстоящем бракосочетании за пиццей. Синди спокойно отнеслась к этому сообщению, поскольку после развода ее отец встречался с несколькими женщинами и она не придавала этому боль­шого значения. Так как Синди жила с матерью и постоянно с ней конфлик­товала, она полагала, что повторный брак отца не окажет на нее большого влияния. Когда мистер Мартин спросил дочь, что о*на думает о его женить­бе, Синди ответила: «Мне все равно!»

Как и все приемные родители, мистер и миссис Мартин хотели, чтобы все было идеально, и надеялись создать семью в полном смысле этого слова. Они хотели, чтобы дети чувствовали себя хорошо в новой семье, поскольку лю­бовь между двумя взрослыми должна была стать надежной опорой и под­держкой. Поэтому когда этого не произошло, они были шокированы и разо­чарованы. Мистер и миссис Мартин забыли или не знали простой истины: дети не принимают решение о создании новой семьи и чаще всего противятся этому. Этот основополагающий факт обнаруживается, как только один из супругов начинает воспитывать приемного ребенка. Тогда ребенок жалуется: «Почему я должен'слушаться какого-то человека, которого я едва знаю?» Уважение членов семьи друг к другу появляется со временем. В са­мом начале создания комбинированной семьи ей не хватает общей истории отношений.

Кроме того, в комбинированной семье объединяются два разных жизнен­ных цикла и две>разные истории отношений. На смену существующим ра­нее семейным нормам и паттернам интеракций должны прийти новые пра­вила отношений. Даже при самых благоприятных условиях это непростая задача.

Разница в этнических нормах у двух объединившихся семей также приво­дит к конфликтам в семье Мартинов. Миссис Мартин, воспитанная в италь­янской семье, полагала, что послушание и уважение идут рука об руку. Миссис Мартин жестко контролировала своих детей, проявляя любовь и строгость. Хотя Роберт и Карен не всегда соглашались с решениями своей матери,, они подчинялись ее требованиям. Роберт, в частности, считал, что миссис Мартин слишком много запрещает и чересчур опекает детей, но он понимал, что мать многое для него сделала, и поэтому редко оспаривал ее решения. Поведение Синди противоречило всему тому, что миссис Мартин считала священным. Непослушание падчерицы для миссис Мартин оказа­лось пощечиной.

Мистер Мартин сочувствовал своей жене, но сам имел долгую историю пре­одоления негативизма дочери. Поэтому «отношение» Синди было, образно выражаясь, просто еще одним пятнышком на экране его радара. Миссис Мартин крайне огорчалась снисходительным отношением мужа к бунтар­скому поведению Синди. Она рассуждала следующим образом: «Он мой муж. Он должен соглашаться со мной на все 100% и требовать от. Синди уваже­ния». Мистер Мартин не ожидал настолько бурной реакции со стороны жены на поведение дочери и был растерян. «Синди есть Синди», — думал он. В конце концов семья Мартинов разделилась на две части. С одной сторо­ны, мистер и миссис Мартин пытались объединить всех вместе, с другой стороны Синди и Роберт постепенно отдалялись от семьи. Подростковый воз­раст — это время отделения от родительской семьи, когда игрушечные сол­датики и куклы должны остаться в прошлом. Даже при самых благоприят­ных условиях семьи с подростками испытывают трудности при перестрой­ке отношений между детьми и родителями.

К сожалению, в семье Мартинов отношения родитель-ребенок еще не успе­ли сформироваться, тогда как пора было перейти к отношениям родитель-подросток. Приемные родители и дети не имели опыта длительного знаком­ства, и между ними отсутствовали прочные эмоциональные связи, которые могли бы послужить буфером на этапе вступления в подростковый возраст. Перед мистером Мартином стояла сложная задача быть приемным отцом. Между миссис Мартин и ее детьми существовали хорошие отношения и четкие межличностные границы. После развода, когда мистер Мартин уехал из дома, его отношения с дочерью сводились к регулярным встречам по вы­ходным дням и посещению кафе раз в неделю. Когда Синди начала жить с отцом и мачехой, мистеру Мартину пришлось наспех учиться воспитывать дочь. Со своей стороны Синди хотела, чтобы ее оставили в покое.

Согласно циркумплексной модели, на момент обращения к психотера­певту семья Мартинов находилась на хаотичном уровне по параметру гиб­кости. По ходу слияния двух семейных историй шла борьба за лидерство, ролевые отношения и правила отношений.

До того как Синди переехала к отцу, мистер Мартин возложил все обя­занности родителя на свою жену. Эта ситуация устраивала миссис Мартин и ее детей, поскольку позволяла сохранить привычные паттерны отноше­ний. Однако переезд Синди заставил мистера Мартина выполнять родитель­скую роль, что привело к открытому конфликту с женой. Миссис Мартин считала, что должна воспитывать Синди так же, как и своих собственных детей.,Но поскольку у Синди не было длительных отношений с мачехой, она реагировала протестом на попытки миссис Мартин навести в доме по­рядок. Мистер Мартин хотел, чтобы все было в порядке, и неохотно высту­пал в роли посредника между своей женой и дочерью. Вскоре он осознал, что оказался в проигрышной ситуации.

В семье Мартинов конфликты возникали не только из-за порядков, связанных с новым лидерством, но и в силу осечек при установлении роле­вых отношений и правил. Например, Роберт, Синди и Карен теперь пользовались одной ванной комнатой. Роберт считал, что Синди присвои­ла ванную себе, поскольку имела привычку наслаждаться 20-минутным ду­шем. Карен сначала с радостью приняла «старшую сестру», но затем ее по­стигло сильное разочарование, так как Синди не хотела с ней рбщаться. Даже тема домашних обедов была проблемой для семьи Мартинов. Кто накрыва­ет на стол? Кто моет посуду? Кто с кем разговаривает? Кто стремится по­скорее доесть и уйти к себе в комнату?

Труднее всего было оценить семью Мартинов по параметру сплоченно­сти. Отношения миссис Мартин со своими детьми можно было бы посчи­тать смешанными. После смерти ее первого мужа она сократила дистанцию с детьми. Дети, в свою очередь, поддерживали близкие отношения со своей мамой. В частности, Карен любила, когда мама причесывает ей волосы, а Роберт чувствовал постоянную поддержку с ее стороны.

После развода со своей первой женой мистер Мартин уехал из дома. В это время Синди была еще маленькой. Мистер Мартин пытался прини­мать активное участие в жизни своей дочери, но этому мешало напряжение между ним и бывшей женой. Со временем ему стало проще позволять быв­шей жене самостоятельно принимать решения, имеющие отношения к Синди. Мистер Мартин, в свою очередь, редко общался с дочерью, и его визиты обычно вызывали напряжение. Ко времени обращения к психотерапевту эмоциональная связь между Синди и ее отцом была разобщенной.

Как уже говорилось выше, комбинированная семья — это объедине­ние двух разных семейных систем. Чем больше разница между этими семейными системами, тем выше вероятность конфликта. Например, до того как миссис Мартин вступила в браке мистером Мартином, ее семью можно было бы отнести к ригидно-смешанному типу. Так же, как было принято в ее итальянской семье, миссис Мартин установила четкие правила поведе­ния и эмоционально близкие отношения со своими детьми. Первая семья мистера Мартина находилась в состоянии затяжного конфликта даже после развода супругов и относилась к хаотично-разобщенному типу. Поскольку мистер Мартин и его бывшая жена редко приходили к согласию относи­тельно воспитания дочери, Синди росла в атмосфере отсутствия последовательных правил. Кроме того, Синди не чувствовала привязанности ни к одному из родителей.

Нет необходимости специально подчеркивать ограниченность коммуникаций в комбинированной семье Мартинов. Обсуждение любого вопроса быстро переходило в конфликт. Члены семьи были склонны к взаимным обвинениям, вместо того чтобы слушать и пытаться понять друг друга. При отсутствии элементарного уважения на коммуникациях был налет подозри­тельности. В таких условиях оказалось очень трудно, если вообще возмож­но, обсуждать правила поведения, которые помогли бы Роберту и Синди перейти в ранний взрослый период.

Ко времени обращения к психотерапевту комбинированная семья Мартинов относилась к хаотично-разобщенному типу. Оценив семью по параметрам циркумплексной модели, психотерапевт сосредоточился бы насле­дующих задачах.

1. Оказание семье помощи в переходе на более сбалансированный уро­вень по параметру гибкости. Это повлекло бы за собой укрепление лидирующей позиции родителей.

2. Оказание семье помощи в переходе на более сбалансированный уро­вень по параметру сплоченности. Для того чтобы сформировались эмоциональные связи, члены семьи должны стремиться к понима­нию и уважению друг друга. В этом процессе позитивные интерак­ции пришли бы на смену негативным, что позволило бы начать очень медленно выстраивать отношения.

3. Улучшение коммуникативных навыков. На момент обращения к пси­хотерапевту семья была своеобразным пособием по тому, как не нуж­но общаться. Члены семьи не слушали и часто перебивали друг дру­га. На семейных сессиях психотерапевту пришлось бы сохранять повышенную бдительность, выступая в роли строгого полицейско­го, регулирующего коммуникативный процесс. Для того чтобы чле­ны семьи могли научиться слушать друг друга, психотерапевт запре­щал бы перебивать речь говорящего и просил бы всех перефразировать сказанное для гарантии того, что послание было услышано.

РЕЗЮМЕ

• Циркумплексная модель помогает организовать наблюдения посредством идентификации функциональных и дисфункциональных паттернов пове­дения. План терапевтического вмешательства вытекает из оценки, и в его основе лежит задача перевода семьи на более сбалансированный уровень по параметрам гибкости и сплоченности. Кроме того, циркумплексная мо­дель может быть использована для пре- и постэмпирической итоговой оцен­ки. В сокращенном варианте комплекс оценочных шкал циркумплексной модели (Olson, 2000) включает в себя:

• • Шкалы оценки семейной адаптивности и сплоченности — вторая ре­дакция^FACES II): при помощи опросника-самоотчета члены семьи оценивают свою семью по параметрам гибкости и сплоченности.

• Шкалы оценки супружеской адаптивности и сплоченности — третья редакция (MACES HI): супружеские пары оценивают свои отноше­ния по параметрам адаптивности и сплоченности.

• Шкала семейной удовлетворенности: члены семьи оценивают степень удовлетворения уровнем семьи по параметрам адаптивности и спло­ченности.

• Клиническая рейтинговая шкала (CSR): клиницисты или исследова­тели могут оценить семью по параметрам адаптивности и сплочен­ности, а также идентифицировать коммуникативный стиль наблю­даемой семьи.

Циркумплексная модель имеет ограничения. Разнообразные семейные характеристики, такие как границы, эмоциональная связь между членами семьи, власть и иерархия власти, сведены к двум основным параметрам: гибкости и сплоченности. В то время как упрощение характеристик это не­сомненное преимущество модели, ее недостатком является игнорирование индивидуальных особенностей. Например, в каждой семье принципы рас­пределения власти могут существенно отличаться. Нет пока и достаточного количества доказательств того, что тот или иной симптом имеет специфи­ческую связь с семейным типом. Так, в ригидно-разобщенных семьях сим­птомы подростка могут выражаться в гневном, мятежном поведении и не­желании подчиняться. В семьях этого же типа подросток, чувствуя отвер­жение и обвиняя в этом себя, может быть склонен к депрессивным переживаниям и суицидным поступкам. Таким образом, циркумплексная модель может дать общую оценку семьи, но не способна спрогнозировать индивидуальное поведение.

­ологии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, родители таких детей обвинялись бы в использовании неэффективного стиля воспитания. Считается, что если родители устанавливают более жесткие и четкие грани­цы, то им легче контролировать ребенка. Но может быть границы, которые формируют родители, это просто попытка справиться с гиперактивностью ребенка? Как правило, в процессе взаимных интеракций индивид форми­рует семью, а семья формирует индивида.

РЕЗЮМЕ

Поскольку в области психического здоровья господствует медицинская мо­дель, семейный психотерапевт должен ознакомиться с DSM. Помимо того что DSM является языком психиатрии, оно предлагает правила проведения диагностики и оценки. Хотя диагностические принципы ограничены рам­ками индивидуальности, они настораживают психотерапевта в отношении более тяжелых, биологически обусловленных нарушений, таких как боль­шая депрессия и биполярные расстройства. Со стороны психотерапевта было бы ошибкой обвинить семейную систему в нейрохимическом нарушении. Таким образом, составной частью оценки семейной системы является оцен­ка поведения членов семьи в соответствии с диагностическими принципа­ми DSM.

Если бы после проведения первого интервью школа, в которой учится Синди, или страховая компания запросила диагноз в терминологии DSM, психотерапевт дал бы следующее заключение:

Ось I (содержит первичный клинический диагноз): нарушение поведе­ния, депрессия или приспособительная реакция.

Ось II (описывает расстройства личности): отсутствуют.

Ось III (идентифицирует соматические нарушения, которые могут иг­рать роль в возникновении проблемы): отсутствуют.

Ось IV (указывает психосоциальные проблемы или факторы окружаю­щей среды, которые могут влиять на постановку диагноза, лечение или прогноз протекания психического нарушения): проблемы в пер­вичной группе поддержки; трудности в школе.

Ось V (оценки варьируют от 100 (успешное функционирование) до О (неадекватное функционирование) и используются для планирова­ния программы лечения, измерения ее воздействия и прогноза в от­ношении исхода). Глобальная оценка функционирования: 52 — уме­ренные симптомы и серьезное нарушение функционирования в со­циуме и в школе.

Оставшаяся часть этой главы посвящена оценке семьи. Акцент на оцен­ке семейной системы ни в коем случае не принижает значения индивиду­альной патологии. Семейный психотерапевт должен владеть знаниями в области патопсихологии. Благодаря новым технологиям и исследованиям мы получаем все больше информации о психических нарушениях. По мере появления новых методов визуализации головного мозга расширяются наши знания о функционировании этого органа. Поэтому утверждать, что все ас­пекты человеческого поведения обусловлены семейными интеракциями, означает игнорировать современные данные о функционировании мозга. На самом деле поведение не может быть обусловлено только семейной динамикой или биологическими факторами. Поведение членов семьи фор­мируется в результате сочетания семейных паттернов и биологических фак­торов. Даже если Синди страдала бы биологической депрессией, семейные паттерны могли бы усилить или облегчить ее симптомы. Таким образом, работа семейного психотерапевта оказала бы неоценимую помощь Синди и ее семье.

Уорден М.

У 64 Основы семейной психотерапии. 4-е международное издание, — СПб.: ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2005.- 256 с

 


 

Циркумплексная модель семьи

 

  низкая СПЛОЧЕННОСТЬ высокая    
    1 чуждая 2 3 отдаленная 4 5 близкая 6 7 неразделимая 8    
низкая ПРИСПОСАБЛИВАЕМОСТЬ высокая 7 хаотичная 8   хаотичная, чуждая       хаотичная, отдаленная хаотичная, близкая хаотичная, неразделимая Хаотичная *отсутствие лидерства *резкие смены ролей *непостоянная дисциплина * слишком много перемен  
5 гибкая 6     гибкая, чуждая   гибкая, отдаленная гибкая, близкая гибкая, неразделимая Гибкая *лидерские обязанности распределены между членами семьи *члены семьи иногда меняются ролями *демократичная дисциплина *перемены, когда нужно  
3 структури- 4 рованная     структури- рованная, чуждая     структури- рованная, отдаленная   структури- рованная, близкая   структури- рованная, неразделимая Структурированная *лидерские обязанности иногда поручаются разным членам семьи *роли постоянны *дисциплина не очень демократична *перемены при необходимости
1 жесткая 2   жесткая, чуждая   жесткая, отдаленная жесткая, близкая жесткая, неразделимая Жесткая *авторитарное лидерство *роли изменяются крайне редко *суровая дисциплина *слишком мало перемен
    Чуждая Баланс Я-МЫ: Я *Близость почти отсутствует *Преданность отсутствует *Высокая независимость. Отдаленная Баланс Я-МЫ: Я – мы *Близость ниже среднего *Преданность слабая *Скорее независимость, чем зависимость Близкая Баланс Я-МЫ: я –МЫ *Близость выше среднего *Значительная преданность *Скорее зависимость, чем независимость   Неразделимая Баланс Я-МЫ: МЫ *Близость очень высокая *Преданность высокая *Высокая зависимость Сбалансиро- ванные семьи   Средние семьи     Крайне несба- лансированные семьи  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...