Клинические гипотезы и цели
Циркумплексная модель указывает на то, что семьи с умеренными уровнями сплоченности и гибкости обычно отличаются более сбалансированными отношениями, чем семьи с полярными показателями по этим параметрам. Действительно, семьи с умеренными уровнями сплоченности поощряют развитие индивидуальности у своих членов и в то же время предоставляют им поддержку. Получение поддержки со стороны семьи не препятствует отношениям с окружающими людьми. Семьи с умеренными уровнями гибкости отличаются стабильностью, но также способны при необходимости измениться. Однако модель не предлагает точных критериев для диагностики сбалансированных и несбалансированных типов семей. Олсон (Olson, 2000) считает, что при оценке семейных типов необходимо учитывать такие факторы, как этническая и расовая принадлежность и религиозные убеждения. Испанские, итальянские или азиатские семьи могут быть чрезвычайно сме- • шанными, и семья останется средоточием жизни каждого ее члена. Из-за подобных культурных норм функциональность или дисфункциональность семейных паттернов определяются удовлетворенностью отдельных членов семьи. Например, молодая женщина, которая решила жить отдельно от своей семьи, может столкнуться с сильным противостоянием со стороны смешанной семейной системы с жесткими этническими нормами. В кабинете психотерапевта родители будут сражаться за возвращение контроля над дочерью, пытаясь воспрепятствовать ее стремлению к более независимому образу жизни. Несмотря на то что другие члены семьи чувствуют себя комфортно при смешанных паттернах, молодая женщина задыхается в этой среде. Циркумплексная модель описывает жизненный цикл семьи, поддерживая адаптационный подход. На разных этапах своего жизненного цикла семья должна адаптироваться как ко внутренним (например болезнь одного из членов семьи), так и к внешним (например потеря работы или переезд) изменениям, которые могут произойти и неизбежно происходят. Например, когда в семье воспитываются маленькие дети, наиболее адекватным типом функционирования является ситуация, когда семья более связана в структурном отношении. В семьях с младшими подростками более адаптивным типом является гибко-связанный. Аналогичным образом, гибко-обособленный тип функционирования больше подходит для семей, воспитывающих старших подростков.
Основная гипотеза модели, которая заключается в том, что семьи с умеренными уровнями по параметрам гибкости и сплоченности более функциональны, подтверждается данными более чем 250 исследований (Olson, 2000). Семьи испытывают трудности и обращаются к психотерапевту в тех случаях, когда семейные паттерны препятствуют адаптации к внутренним или внешним стрессорам. Носитель семейного симптома может.указывать на то, что семья не способна адаптироваться к изменившимся условиям. Семейная психотерапия, основанная на циркумплексной модели, ставит следующие задачи: 1) ослабить имеющиеся трудности и симптомы; 2) перевести семейную систему на более сбалансированный уровень по параметрам сплоченности и гибкости; 3) улучшить навыки коммуникации; 4) повысить способность членов семьи к переговорам и изменению системы по мере ее развития. Таким образом, семейная психотерапия, основанная на циркумплексной модели, не ограничивается только устранением или изменением дисфункциональных семейных паттернов. Симптомы отдельных членов семьи исчезают, когда система переходит на более сбалансированный уровень по параметрам сплоченности и гибкости.
ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ Семья Мартинов столкнулась с рядом трудностей: 1) объединение двух семей, которые находятся на разных этапах жизненного цикла, 2) объединение разных этнических паттернов, 3) вступление детей в подростковый возраст. Развод, разрыв отношений или смерть одного из родителей нарушает в семье равновесие и подрывает семейные основы. Кто теперь принимает решения? Кто оплачивает счета? Кто требует выполнения правил? Непонятно даже, кому выносить мусор. Распределение ролей также меняется, чтобы заполнить пустоту в семейных паттернах. Возможно, самый старший сиб-линг теперь должен будет сразу идти домой после школы и присматривать за младшими братьями и сестрами. Родителю-одиночке приходится возлагать на детей такие обязанности, к которым они не привыкли. Снижение материального благосостояния семьи заставляет выбирать иные приоритеты. Единственным членом семьи, который принимает решения, становится родитель-одиночка. Все же со временем, после всех изменений и перестановок, которые в любом случае должны произойти, семья сможет восстановить прежние отношения. Маловероятно, чтобы девочка-подросток отреагировала отказом на просьбу матери прийти домой из школы пораньше и присмотреть за младшим братом, если эта просьба звучит в контексте длительных позитивных отношений. Долговременные позитивные отношения побуждают членов семьи жертвовать личными интересами на благо семьи. К сожалению, комбинированная семья не может себе позволить такой роскоши. Комбинированная семья образована потому, что этого пожелали два взрослых человека. Дети не участвовали в принятии данного решения. Конечно, обычно взрослые спрашивают мнение детей. Миссис Мартин хотела бы, чтобы Роберт и Карен полюбили ее будущего мужа и их будущего отчима. Она согласилась на брак только после того, как дети привыкли к мистеру Мартину и почувствовали себя с ним комфортно. Хотя мистер Мартин чувствовал, что проходит испытание на роль отца для детей миссис Мартин, он относился к их жизни с искренним интересом. Сначала Роберт противился знакомству матери с новым мужчиной, но затем, когда увидел, что мама выглядит счастливой, он решил смириться с происходящим на то время, пока не начнет жить самостоятельно.
Мистер Мартин сообщил Синди о предстоящем бракосочетании за пиццей. Синди спокойно отнеслась к этому сообщению, поскольку после развода ее отец встречался с несколькими женщинами и она не придавала этому большого значения. Так как Синди жила с матерью и постоянно с ней конфликтовала, она полагала, что повторный брак отца не окажет на нее большого влияния. Когда мистер Мартин спросил дочь, что о*на думает о его женитьбе, Синди ответила: «Мне все равно!» Как и все приемные родители, мистер и миссис Мартин хотели, чтобы все было идеально, и надеялись создать семью в полном смысле этого слова. Они хотели, чтобы дети чувствовали себя хорошо в новой семье, поскольку любовь между двумя взрослыми должна была стать надежной опорой и поддержкой. Поэтому когда этого не произошло, они были шокированы и разочарованы. Мистер и миссис Мартин забыли или не знали простой истины: дети не принимают решение о создании новой семьи и чаще всего противятся этому. Этот основополагающий факт обнаруживается, как только один из супругов начинает воспитывать приемного ребенка. Тогда ребенок жалуется: «Почему я должен'слушаться какого-то человека, которого я едва знаю?» Уважение членов семьи друг к другу появляется со временем. В самом начале создания комбинированной семьи ей не хватает общей истории отношений. Кроме того, в комбинированной семье объединяются два разных жизненных цикла и две>разные истории отношений. На смену существующим ранее семейным нормам и паттернам интеракций должны прийти новые правила отношений. Даже при самых благоприятных условиях это непростая задача. Разница в этнических нормах у двух объединившихся семей также приводит к конфликтам в семье Мартинов. Миссис Мартин, воспитанная в итальянской семье, полагала, что послушание и уважение идут рука об руку. Миссис Мартин жестко контролировала своих детей, проявляя любовь и строгость. Хотя Роберт и Карен не всегда соглашались с решениями своей матери,, они подчинялись ее требованиям. Роберт, в частности, считал, что миссис Мартин слишком много запрещает и чересчур опекает детей, но он понимал, что мать многое для него сделала, и поэтому редко оспаривал ее решения. Поведение Синди противоречило всему тому, что миссис Мартин считала священным. Непослушание падчерицы для миссис Мартин оказалось пощечиной.
Мистер Мартин сочувствовал своей жене, но сам имел долгую историю преодоления негативизма дочери. Поэтому «отношение» Синди было, образно выражаясь, просто еще одним пятнышком на экране его радара. Миссис Мартин крайне огорчалась снисходительным отношением мужа к бунтарскому поведению Синди. Она рассуждала следующим образом: «Он мой муж. Он должен соглашаться со мной на все 100% и требовать от. Синди уважения». Мистер Мартин не ожидал настолько бурной реакции со стороны жены на поведение дочери и был растерян. «Синди есть Синди», — думал он. В конце концов семья Мартинов разделилась на две части. С одной стороны, мистер и миссис Мартин пытались объединить всех вместе, с другой стороны Синди и Роберт постепенно отдалялись от семьи. Подростковый возраст — это время отделения от родительской семьи, когда игрушечные солдатики и куклы должны остаться в прошлом. Даже при самых благоприятных условиях семьи с подростками испытывают трудности при перестройке отношений между детьми и родителями. К сожалению, в семье Мартинов отношения родитель-ребенок еще не успели сформироваться, тогда как пора было перейти к отношениям родитель-подросток. Приемные родители и дети не имели опыта длительного знакомства, и между ними отсутствовали прочные эмоциональные связи, которые могли бы послужить буфером на этапе вступления в подростковый возраст. Перед мистером Мартином стояла сложная задача быть приемным отцом. Между миссис Мартин и ее детьми существовали хорошие отношения и четкие межличностные границы. После развода, когда мистер Мартин уехал из дома, его отношения с дочерью сводились к регулярным встречам по выходным дням и посещению кафе раз в неделю. Когда Синди начала жить с отцом и мачехой, мистеру Мартину пришлось наспех учиться воспитывать дочь. Со своей стороны Синди хотела, чтобы ее оставили в покое. Согласно циркумплексной модели, на момент обращения к психотерапевту семья Мартинов находилась на хаотичном уровне по параметру гибкости. По ходу слияния двух семейных историй шла борьба за лидерство, ролевые отношения и правила отношений. До того как Синди переехала к отцу, мистер Мартин возложил все обязанности родителя на свою жену. Эта ситуация устраивала миссис Мартин и ее детей, поскольку позволяла сохранить привычные паттерны отношений. Однако переезд Синди заставил мистера Мартина выполнять родительскую роль, что привело к открытому конфликту с женой. Миссис Мартин считала, что должна воспитывать Синди так же, как и своих собственных детей.,Но поскольку у Синди не было длительных отношений с мачехой, она реагировала протестом на попытки миссис Мартин навести в доме порядок. Мистер Мартин хотел, чтобы все было в порядке, и неохотно выступал в роли посредника между своей женой и дочерью. Вскоре он осознал, что оказался в проигрышной ситуации.
В семье Мартинов конфликты возникали не только из-за порядков, связанных с новым лидерством, но и в силу осечек при установлении ролевых отношений и правил. Например, Роберт, Синди и Карен теперь пользовались одной ванной комнатой. Роберт считал, что Синди присвоила ванную себе, поскольку имела привычку наслаждаться 20-минутным душем. Карен сначала с радостью приняла «старшую сестру», но затем ее постигло сильное разочарование, так как Синди не хотела с ней рбщаться. Даже тема домашних обедов была проблемой для семьи Мартинов. Кто накрывает на стол? Кто моет посуду? Кто с кем разговаривает? Кто стремится поскорее доесть и уйти к себе в комнату? Труднее всего было оценить семью Мартинов по параметру сплоченности. Отношения миссис Мартин со своими детьми можно было бы посчитать смешанными. После смерти ее первого мужа она сократила дистанцию с детьми. Дети, в свою очередь, поддерживали близкие отношения со своей мамой. В частности, Карен любила, когда мама причесывает ей волосы, а Роберт чувствовал постоянную поддержку с ее стороны. После развода со своей первой женой мистер Мартин уехал из дома. В это время Синди была еще маленькой. Мистер Мартин пытался принимать активное участие в жизни своей дочери, но этому мешало напряжение между ним и бывшей женой. Со временем ему стало проще позволять бывшей жене самостоятельно принимать решения, имеющие отношения к Синди. Мистер Мартин, в свою очередь, редко общался с дочерью, и его визиты обычно вызывали напряжение. Ко времени обращения к психотерапевту эмоциональная связь между Синди и ее отцом была разобщенной. Как уже говорилось выше, комбинированная семья — это объединение двух разных семейных систем. Чем больше разница между этими семейными системами, тем выше вероятность конфликта. Например, до того как миссис Мартин вступила в браке мистером Мартином, ее семью можно было бы отнести к ригидно-смешанному типу. Так же, как было принято в ее итальянской семье, миссис Мартин установила четкие правила поведения и эмоционально близкие отношения со своими детьми. Первая семья мистера Мартина находилась в состоянии затяжного конфликта даже после развода супругов и относилась к хаотично-разобщенному типу. Поскольку мистер Мартин и его бывшая жена редко приходили к согласию относительно воспитания дочери, Синди росла в атмосфере отсутствия последовательных правил. Кроме того, Синди не чувствовала привязанности ни к одному из родителей. Нет необходимости специально подчеркивать ограниченность коммуникаций в комбинированной семье Мартинов. Обсуждение любого вопроса быстро переходило в конфликт. Члены семьи были склонны к взаимным обвинениям, вместо того чтобы слушать и пытаться понять друг друга. При отсутствии элементарного уважения на коммуникациях был налет подозрительности. В таких условиях оказалось очень трудно, если вообще возможно, обсуждать правила поведения, которые помогли бы Роберту и Синди перейти в ранний взрослый период. Ко времени обращения к психотерапевту комбинированная семья Мартинов относилась к хаотично-разобщенному типу. Оценив семью по параметрам циркумплексной модели, психотерапевт сосредоточился бы наследующих задачах. 1. Оказание семье помощи в переходе на более сбалансированный уровень по параметру гибкости. Это повлекло бы за собой укрепление лидирующей позиции родителей. 2. Оказание семье помощи в переходе на более сбалансированный уровень по параметру сплоченности. Для того чтобы сформировались эмоциональные связи, члены семьи должны стремиться к пониманию и уважению друг друга. В этом процессе позитивные интеракции пришли бы на смену негативным, что позволило бы начать очень медленно выстраивать отношения. 3. Улучшение коммуникативных навыков. На момент обращения к психотерапевту семья была своеобразным пособием по тому, как не нужно общаться. Члены семьи не слушали и часто перебивали друг друга. На семейных сессиях психотерапевту пришлось бы сохранять повышенную бдительность, выступая в роли строгого полицейского, регулирующего коммуникативный процесс. Для того чтобы члены семьи могли научиться слушать друг друга, психотерапевт запрещал бы перебивать речь говорящего и просил бы всех перефразировать сказанное для гарантии того, что послание было услышано. РЕЗЮМЕ • Циркумплексная модель помогает организовать наблюдения посредством идентификации функциональных и дисфункциональных паттернов поведения. План терапевтического вмешательства вытекает из оценки, и в его основе лежит задача перевода семьи на более сбалансированный уровень по параметрам гибкости и сплоченности. Кроме того, циркумплексная модель может быть использована для пре- и постэмпирической итоговой оценки. В сокращенном варианте комплекс оценочных шкал циркумплексной модели (Olson, 2000) включает в себя: • • Шкалы оценки семейной адаптивности и сплоченности — вторая редакция^FACES II): при помощи опросника-самоотчета члены семьи оценивают свою семью по параметрам гибкости и сплоченности. • Шкалы оценки супружеской адаптивности и сплоченности — третья редакция (MACES HI): супружеские пары оценивают свои отношения по параметрам адаптивности и сплоченности. • Шкала семейной удовлетворенности: члены семьи оценивают степень удовлетворения уровнем семьи по параметрам адаптивности и сплоченности. • Клиническая рейтинговая шкала (CSR): клиницисты или исследователи могут оценить семью по параметрам адаптивности и сплоченности, а также идентифицировать коммуникативный стиль наблюдаемой семьи. Циркумплексная модель имеет ограничения. Разнообразные семейные характеристики, такие как границы, эмоциональная связь между членами семьи, власть и иерархия власти, сведены к двум основным параметрам: гибкости и сплоченности. В то время как упрощение характеристик это несомненное преимущество модели, ее недостатком является игнорирование индивидуальных особенностей. Например, в каждой семье принципы распределения власти могут существенно отличаться. Нет пока и достаточного количества доказательств того, что тот или иной симптом имеет специфическую связь с семейным типом. Так, в ригидно-разобщенных семьях симптомы подростка могут выражаться в гневном, мятежном поведении и нежелании подчиняться. В семьях этого же типа подросток, чувствуя отвержение и обвиняя в этом себя, может быть склонен к депрессивным переживаниям и суицидным поступкам. Таким образом, циркумплексная модель может дать общую оценку семьи, но не способна спрогнозировать индивидуальное поведение. ологии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, родители таких детей обвинялись бы в использовании неэффективного стиля воспитания. Считается, что если родители устанавливают более жесткие и четкие границы, то им легче контролировать ребенка. Но может быть границы, которые формируют родители, это просто попытка справиться с гиперактивностью ребенка? Как правило, в процессе взаимных интеракций индивид формирует семью, а семья формирует индивида. РЕЗЮМЕ Поскольку в области психического здоровья господствует медицинская модель, семейный психотерапевт должен ознакомиться с DSM. Помимо того что DSM является языком психиатрии, оно предлагает правила проведения диагностики и оценки. Хотя диагностические принципы ограничены рамками индивидуальности, они настораживают психотерапевта в отношении более тяжелых, биологически обусловленных нарушений, таких как большая депрессия и биполярные расстройства. Со стороны психотерапевта было бы ошибкой обвинить семейную систему в нейрохимическом нарушении. Таким образом, составной частью оценки семейной системы является оценка поведения членов семьи в соответствии с диагностическими принципами DSM. Если бы после проведения первого интервью школа, в которой учится Синди, или страховая компания запросила диагноз в терминологии DSM, психотерапевт дал бы следующее заключение: Ось I (содержит первичный клинический диагноз): нарушение поведения, депрессия или приспособительная реакция. Ось II (описывает расстройства личности): отсутствуют. Ось III (идентифицирует соматические нарушения, которые могут играть роль в возникновении проблемы): отсутствуют. Ось IV (указывает психосоциальные проблемы или факторы окружающей среды, которые могут влиять на постановку диагноза, лечение или прогноз протекания психического нарушения): проблемы в первичной группе поддержки; трудности в школе. Ось V (оценки варьируют от 100 (успешное функционирование) до О (неадекватное функционирование) и используются для планирования программы лечения, измерения ее воздействия и прогноза в отношении исхода). Глобальная оценка функционирования: 52 — умеренные симптомы и серьезное нарушение функционирования в социуме и в школе. Оставшаяся часть этой главы посвящена оценке семьи. Акцент на оценке семейной системы ни в коем случае не принижает значения индивидуальной патологии. Семейный психотерапевт должен владеть знаниями в области патопсихологии. Благодаря новым технологиям и исследованиям мы получаем все больше информации о психических нарушениях. По мере появления новых методов визуализации головного мозга расширяются наши знания о функционировании этого органа. Поэтому утверждать, что все аспекты человеческого поведения обусловлены семейными интеракциями, означает игнорировать современные данные о функционировании мозга. На самом деле поведение не может быть обусловлено только семейной динамикой или биологическими факторами. Поведение членов семьи формируется в результате сочетания семейных паттернов и биологических факторов. Даже если Синди страдала бы биологической депрессией, семейные паттерны могли бы усилить или облегчить ее симптомы. Таким образом, работа семейного психотерапевта оказала бы неоценимую помощь Синди и ее семье. Уорден М. У 64 Основы семейной психотерапии. 4-е международное издание, — СПб.: ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2005.- 256 с
Циркумплексная модель семьи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|