Оценка риска и страхование
9.1 Перечень возможных рисков (производственные, коммерческие, форсмажорные и др.) с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого потенциального ущерба 9.2 Организационные мероприятия по профилактике и нейтрализации возможных рисков 9.3 Программа страхования от рисков 10. Финансовый план 10.1 Оперативный план (отчет) 10.2 План (отчет) доходов и расходов. 10.3 План (отчет) движения денежных средств 10.4. Балансовый отчет (план) 10.5. Необходимые для реализации проекта средства 10.6. Источники и форма получения необходимых средств 10.7. Возможные сроки возврата средств и объем доходов по ним В заключение обратим внимание на следующее обстоятельство: не существует раз и навсегда установленной методики разработки бизнес-плана и формы его изложения, в связи, с чем каждый бизнес-план индивидуален. В качестве иллюстрации предлагаем два примера бизнес-планов, разработанных зарубежными и российскими предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в различных областях физической культуры и спорта. 5.2 Содержание и порядок разработки бизнес-плана
В рыночной экономике практически все предприятия, в том числе по физической культуре и спорту, сталкиваются с проблемой привлечения ин-вестиций (денежных средств), так как собственных средств для освоения выпуска нового товара обычно недостаточно - нужны кредиты. Чтобы убедить потенциальных инвесторов предоставить кредиты, разрабатывается" бизнес- n лан". Хорошо разработанный бизнес-план, помогает росту предприятия завоеванию новых позиций на рынке. Бизнес-план - это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами как внутри предприятия, так и во внешней среде. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по решению задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия. Обычно бизнес-план предусматривает решение следующих задач:
обоснование экономической целесообразности направлений развития предприятия; расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (в первую очередь, объектов продаж, прибыли, доходов на капитал); определение намеченного источника финансирования реализации выбранной стратегии, то есть способы концентрации финансовых ресурсов; подбор работников (команды), которые способны реализовать данный план. Бизнес-план является документом не только для внутреннего пользова-ния, но используется также для привлечения инвесторов и кредитов. Для инвесторов бизнес-план может быть составлен в сжатой форме («резюме»), но так, чтобы в нем была видна реальность и выгодность реализации данного проекта. Бизнес-план начинается с определения целей развития предприятия. Ha п pu м ep, если предприятие предполагает изменить ассортимент выпускаемой продукции (что характерно для мног ux наших n редприятий и современной ситуации), то его цели в основном сводятся к сокращению сроков освоения новой продукции, росту объема выпуска изделий, проникновению на рынки и вытеснению старых изделий. В следующем разделе даются необходимые для инвестора сведения о производимом продукте и рынке его сбыта. Описывается сфера бизнеса и продукт, который предприятие будет предлагать к продаже, характер отрасли и конъюнктуру рынка для производимого товара (или оказываемой услуги). Далее излагаются достаточно убедительные доказательства конкуренто-способности предлагаемого проекта. Это очень существенный раздел бизнес-плана, объясняющий как предприятие собирается развивать дело с учетом интересов потребителей (n рограмма создания новых товаров, основные n рин-ципы совершенствования технологии, ценовой политики и др.).
В последнем разделе дается обоснование источникам финансирования проекта, намечаются три базисных прогноза: а) прогноз прибыли и убытков; б) проект распределения денежных потоков; в) проект бухгалтерского ба-ланса на начало и конец работ каждого года. Важной составной частью бизнес-плана является календарный план. В нем обязательно указываются время: сроки и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта, помесячное расписание (с указанием ответственных лиц), показывающее время работ по внедрению проекта, причина возможных неточностей, особенно, если они могут потребовать корректировки материальных и денежных ресурсов. Особо следует остановиться на возможных проблемах и том риске, который неизбежен при развитии всякого нового дела. В постоянно меняющихся условиях рынка трудно, а иногда практически невозможно предсказать или спланировать дальнейший ход развития событий. В этом отношении в определенной степени можно понять тех предппринимателей, которые утверждают, что применительно к их ситуации нельзя разработать такой план бизнеса, который бы удовлетворил их предприятие. Вместе с тем отказаться от планирования - значат отказаться от разработки путей достижения поставленных целей, а современный рынок не терпит анархии и менеджер это всегда имеет в виду. Характерный для современного периода развития производства непрерывный инновационный процесс требует все новых и новых инвестиций, однако не всегда они могут производиться за счет собственных средств компа-нии привлечь же вкладчиков можно, лишь убедительно доказав перспективность и доходность осуществляемых проектов. Переоценить здесь роль хорошо продуманного бизнес-плана трудно (П. Кохно и др., 1993). Обобщающей частью бизнес-плана является финансовый проект, при этом его разделы в той или иной степени служат обоснованием цифр, приведенных в этом проекте (рис. 1). 1. Принятие вами решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта. 2. Анализ собственных возможностей и способности взяться за реалиизации задуманного проекта.
3. Выбор изделия или услуги, производство которого будут является целью вашего проекта. 4. Исследование возможного рынка сбыта. 5.Составление объемов сбыта (для первого года помесячно, для второго - поквартально). 6. Выбор места для осуществления коммерческой и производственной деятельности. 7. Разработка плана производства. 8. Разработка плана маркетинга. 9. Разработка организационного плана. 10. Разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности. 11. Решение вопросов организации бухгалтерского учета. 12. Решение вопросов страхования. 13. Разработка финансового плана. 14. Написание резюме к бизнес-плану.
Рис. 1. Составление бизнес-плана Полный бизнес-план, по сложившейся практике, не должен превышать 25 страниц и включает следующие разделы (здесь и далее использованы материалы из книги Д. Дойла «Как создать предприятие»): 1. Возможности (резюме). 2. Товары и услуги. 3. Рынки. 4. Финансовый проект. Возможности. По объему раздел не должны превышать одной, максимум двух страниц. Основная цель этого раздела - в общих чертах доказать потенциальному вкладчику, что в настоящий проект следует вложить средства. Содержит краткое описание технологии, новизны и свойств товаров, возможные рынки сбыта и их емкость. В результате потенциальный инвестор должен быть убежден, что его риск минимален или ожидаемые прибыли оправдают имеющуюся степень риска. Этот раздел готовится на основании всех остальных разделов плана и только тогда, когда их разработка уже закончена. Если эта часть документа не произведет на вкладчика должного впечатления, он вряд ли будет читать следующие разделы. Товары и услуги. Раздел имеет небольшой объём (одну-три страницы) и носит описательный характер. В этом разделе указываются преимущества товара (услуг) по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, основные технико-экономические характеристики, назначение и цена планируемой продукции.
Кроме того, необходимо предусмотреть пути совершенствования и модификации предлагаемого товара. Так, по сложившейся практике за первыми товарами (услугами) должны последовать быстро два других: один - с меньшей ценой и худшей функциональностью, другой - с более высокой ценой и лучшей функциональностью. Такой подход позволяет расширить рынок сбыта, а, следовательно, объем продаж и прибыли предприятия. Наряду с этим следует сориентироваться в отношении срока жизненного цикла товара и стадии, на которой находится подлежащий финансированию проект в настоящее время. Естественно, что на стадии разработки, риск вкладчика, будет выше, а это обусловливает необходимость более убедительных доводов в пользу предлагаемого товара. В этом разделе внимание должно акцентироваться на основном конкурентном преимуществе товара, распыление по нескольким или многим преимуществам, как правило, снижает убедительность доводов. Рынки. Важнейший раздел плана. Он содержит результаты исследования рынка с раскрытием всех основных вопросов маркетинга. Конечной целью раздела является определение объема продаж, как на ближайшие годы, так и на перспективу. В разделе необходимо отразить следующие вопросы: сегмент рынка по каждому виду и модификации товара; тенденции измене- ния рынка на ближайшее время и более отдаленную перспективу; конкурен-ты, их доля рынка и возможности расширения собственной доли (в том числе за счет каких факторов); маркетинговая стратегия; порядок сбыта (собствен-но дилерская сеть, посредники и так далее); мероприятия по обеспечению вывода товара на рынок (позиционированию товара) и последующему его сопровождению и др. Иногда в отдельный раздел выносят вопросы о конкуренции на рынке, стратегии конкурентов, их ценовой политике. Также отдельно может разрабатываться план маркетинга, в котором более подробно освещается порядок распространения товара, ценообразование, стимулирование спроса, после продажное обслуживание и т.д. Финансовый проект. Является результирующей частью бизнес-плана. Содержит данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, а также требования к инвестициям, причем последние, в зависимости от назначения плана, могут выноситься в отдельный раздел. Финансовый проект разрабатывается, как правило, на трех-пятилетний срок. Проект первого года расписывается помесячно, второго - поквартально, данные последующих лет даются в целом по годам. Если на первый год пла-нирование осуществляется с привязкой к определенной группе покупателей и специфике затрат первого года производства, то второго - на основе резуль-татов исследований емкости рынка и тенденций его изменения в целом. На третий - пятый годы финансовое планирование целесообразно осуществлять на основе моделей цен в процентном отношении к объему продаж.
Типичной для компаний, производящих наукоемкую продукцию и требующих значительных вложений в рыночные исследования, является следующая модель цен (Д. Дойл, с. 161.): годовая продажа - 100%; в том числе: - стоимость проданной продукции - 50%; - прибыль и накладные расходы - 50%; из них: - расходы на маркетинг, торговлю, распределение - 15%; - рас-ходы на внедрение - 10%; - расходы на содержание аппарата управления - 8%; - прибыль до уплаты налогов - 17%. В целом в финансовом плане должны найти отражение следующие вопросы: - объем продаж и общая прибыль; - процентное отношение доходов и расходов; - общий объем инвестиций; - использование собственных и заемных средств, их источники и сроки погашения задолженности; - сроки окупаемости вложений; - сроки начала выплаты дивидендов; - издержки производства и обращения. Структурно финансовый проект состоит из плана доходов, плана расходов (кассового плана) и баланса первого (помесячно), второго (поквартально) и третьего (в целом за год) годов. На последующие годы приводятся общие данные о доходах и расходах в соответствующем плане. В плане доходов дается расшифровка динамики объема продаж, стоимости товара с учетом транспортных расходов (издержки, непосредственно относимые на данный товар) и общая прибыль. Отдельно расшифровываются постоянные затраты, к которым относят аренду, страхование, амортизацию, управленческие затраты, затраты на маркетинг и сбыт и т.д. Выделение этой группы затрат связано с особенностями учета затрат,принятого на Западе, где широко используется понятие маржинального дохода, включающего в себя как прибыль, так и постоянные затраты. Необходимость такой группировки среди прочих обусловлена сложившейся практикой ценообразования, когда постоянные затраты распределяются не пропорцио-нально прямым расходам или основной заработной плате, а в зависимости от конкурентоспособности конкретного товара. Общая прибыль от продаж за вычетом постоянных расходов дает общий доход (убыток) компании за соответствующий период. План расходов (кассовый отчет) содержит данные о динамике расходования и возмещения всего инвестированного капитала. В расходы включаются покупка активов (в том числе, нематериальных), выплата займов, приобретение различного непроизводственного оборудования, инвентаря, а также убытки от хозяйственной деятельности (убытки, определенные в плане доходов). Баланс или балансовый отчет отражает структуру активов и пассивов компании. Среди активов выделяют текущие активы - наиболее мобильную часть средств компании (счет в банке, прочие поступления, дебиторская задолженность) и фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.). Таким образом, общий подход к построению баланса аналогичен применяемому в России, различно лишь содержание тех или иных статей. В пассиве наибольшее значение имеет соотношение собственных и заемных сред-ств и характер его изменения на протяжении планируемого периода. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что в первый год производства компании, как правило, несут убытки, поэтому основное бремя расходов ложится на вкладчиков. Понятно, что в этом случае интересы компании и вкладчика расходятся. Тогда как предприниматель стремится максимально использовать средства инвестора, вкладчик заинтересован в увеличении доли долгового финансирования, сократив тем самым расход собственного капитала. Размер заемных средств, на который может пойти компания, зависит от множества факторов, в том числе величины и видов активов, нормы ссудного процента, отдачи капитала и других, однако по сложившейся практике в наукоемких отраслях доля заемных средств не должна превышать 30% всего объема финансирования. После того, как вкладчик решился на участие в проекте, соглашение о структуре финансирования является важнейшим. 5.3 Бизнес-план и его функции
Реализация всякого предпринимательского замысла нуждается в построении плана, который включал бы в себя детальную программу проведения данной бизнес-операции с выделением отдельных этапов ее осуществления и приведением необходимых финансовых и иных расчетов. Если предпринимательский замысел осуществляется наряду с другими проектами и производственной программой фирмы, то необходима также увязка проводимой бизнес-операции с другими производственными, торговыми и организационными мероприятиями. В этом смысле следует рассматривать реализацию предпринимательского замысла как часть единого комплексного плана предприятия. Документ, в котором обосновывается предпринимательский замысел и излагается программа воплощения в жизнь задуманного, получил название бизнес-плана. Бизнес-план таким образом представляет собой целостную програм-му, в которой приводятся экономические, технические, организационные мероприятия, а также приводятся прогнозные оценки и необходимые обоснования по осуществлению бизнес-проекта на практике. Составляется бизнес-план для различных целей - при создании новых производств и реорганизации уже существующих предприятий, диверсификации бизнеса, для обоснования любых коммерческих проектов и операций. Как правило, бизнес-план выполняет три основные функции: - определяет основные направления для стратегического и внутрифирменного планирования, а также является базой по претворению в жизнь производ-ственной стратегии фирмы на период до пяти лет; - служит основой для конструктивных переговоров с внешними организа-циями - инвесторами, коммерческими банками, иностранными партнерами, правительственными структурами с целью получения кредитных ресурсов; - определяет критерии для последующего контроля и оценки исполнения данной бизнес-операции. Таким образом, бизнес-план необходим как инструмент прогнозирования и перспективного планирования, где излагается комплекс мероприятий по реализации поставленных экономических целей. Качественный бизнес-план содержит историю развития фирмы, оценку ее текущего финансового положения, а также маркетинговые исследования рынка и то положение, которое фирма может занять на рынке в результате проведения данной бизнес-операции. Кроме того, бизнес-план поясняет инвесторам цель и назначение бизнес-проекта, аргументирует потребность в капитальных вложениях, обозначает возможные коммерческие, законодательные и полити-ческие риски. Практически любой бизнес-план имеет приложение, где размещаются вспомогательные материалы, которые помогают инвесторам лучше представить себе продукцию, которая будет изготавливаться в результате реализации бизнес-проекта. Это могут быть образцы продукции, макеты товара, всевозможные видеоматериалы. Приложение также содержит необходимые расчеты, экспертные заключения и оценки, копии контрактов, образцы финансовой отчетности. Весь комплекс представленных в приложении материалов завершает создание целостного представления о бизнесплане, команде исполнителей, их компетентности и квалификации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|