Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и цели государственного регулирования экономики.




Необходимость государственного регулирования экономики.

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования экономической деятельности, функционирования всей экономической системы, ее отдельных блоков и элементов.

Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим ходом развития экономики и общества в целом. По мере развития производственно-хозяйственной деятельности возникали и обострялись многие экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически или не могут быть решены в той степени, которая устраивала бы все общество. Рыночная экономика переросла свои изначальные возможности по полному саморегулированию. Да и новые проблемы, возникающие перед обществом по мере его развития, делают вопрос об участии государства в управлении рынком практически решенным. Поэтому споры между специалистами идут только по поводу степени этого участия.

Изначально государственное воздействие на экономику в условиях рынка может быть представлено целенаправленной системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемой соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.

Как следует из характеристики сути государственного вмешательства в экономику и причин, объясняющих его необходимость, присутствие этого вторжения желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования.

Решение каждой из проблем развития социально-экономической системы, перечисленных на первом уровне предлагаемой схемы, невозможно без участия общегосударственных, региональных, местных органов власти. Следовательно, существует объективная необходимость в применении системы целенаправленных государственных мер для их решения, причем эта необходимость возрастает.

Однако по мере экономического и социального развития появляется и объективная возможность осуществления мер государственного регулирования экономики. Делают возможным это регулирование прежде всего все возрастающая концентрация производства и капитала, вертикальная и горизонтальная интеграция в экономике.

Экономические объекты государственного вмешательства, его масштаб и глубина, формы воздействия на рынок диктуются степенью общественно-политического и экономического развития страны, региона, остротой противоречий экономического и социального характера, которые наблюдаются в данный период времени. Поэтому и степень развитости системы государственного участия и регулирования рынка различается в отдельных странах. Традиционно сильны, например, позиции государства в экономике некоторых западноевропейских стран (Франции, Испании, Германии, Нидерландов), в Японии; активно усиливается роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латинской Америки. Сами исторические условия развития, национальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важнейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изменений на нем. Принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, куда можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие (или осуществляющие) переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправности всех форм собственности.

 

 

Сущность и цели государственного регулирования экономики.

Национальная экономика – это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках. Другими словами, национальная экономика – это большая, сложная экономическая система, которая включает в себя комплекс взаимодействующих объективных и субъективных компонентов. В состав субъективных компонентов включают это государство, юридические и физические лица. Объективные компоненты представлены социально-экономическими отношениями, которые возникают в процессе взаимодействия субъектов экономики.

Регулировать (от лат. – приводить в порядок) означает вносить порядок в определенную деятельность; налаживать правильное взаимодействие частей системы.

Существует множество определений термина «государственное регулирование экономики». Наиболее распространенными из них являются следующие:

это влияние государства на социально-экономическое развитие страны;

это мероприятия государства в сфере управления развитием национальной экономики;

это система государственных мер, направленных на обеспечение нормального процесса общественного воспроизводства, благоприятных условий для функционирования государства;

это одна из основных функций современного государства, задачей которой стало обеспечение экономического роста и социальной стабильности;

это система мероприятий ради осуществления поддерживаемой, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решения сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.

Поддерживаемая деятельность государства (иными словами поддержка функционирования рынка) предусматривает: правовое обеспечение рыночной деятельности, создание рыночной и производственной инфраструктуры, поддержание конкурентной среды и т.п. Компенсационная деятельность государства призванное компенсировать (от лат. – уравновешивать) недостатки или отрицательные следствия функционирования рынка путем проведения антимонопольных и экологических мероприятий, организации системы защиты для нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, борьбы с безработицей и т.п. Регулирующая деятельность государства предусматривает регулирования экономических и социальных отношений с целью реализации определенных целей.

Содержание государственного регулирования экономики определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:

• информационная поддержка участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;

• обоснование важнейших моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;

• выполнение мероприятий развития государственного сектора экономики — важнейшего инструмента воздействия государства на экономику страны.

3. Основные концепции, характеризующие роль государства в экономике. Государственное регулирование в широком смысле состоит в распространении макроэкономического воздействия политической системы на национальное хозяйство.
Представления о роли государства, степени его воздействия на экономику страны имеют свою долгую историю. Не вдаваясь в отдаленное прошлое, связанное с ролью государства в докапиталистическую эпоху, следует отметить изменение роли и функций государства по мере развития самой рыночной экономики.

Исторически первой концепцией роли государства в рыночной экономике является концепция классиков политической экономии капитализма.

В соответствии с этой концепцией государство в рыночной экономике призвано обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса. Иначе говоря, государство призвано выполнять то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнять или делает это неэффективно. В экономическом смысле суть этой концепции состоит в доказательстве того, что рыночная экономика способна к саморегулированию и самоорганизации. Производство организуется для увеличения потребления, а рост потребления стимулирует производство.

Осуществление этой причинно-следственной взаимосвязи возможно, по мнению сторонников первой концепции, без вмешательства властных структур в хозяйственную деятельность товаропроизводителей. А.Смит, в частности, доказывает, что стремление производителей к достижению своих частных экономических интересов и наличие на рынке конкуренции со стороны контрагентов и составляет главный механизм развития рыночной экономики, который приводит к увеличению богатства каждого товаропроизводителя и общества в целом.

В экономическом смысле государственное вмешательство на раннем этапе развития капитализма сводилось в основном к двум функциям: законодательной защите прав частной собственности и самостоятельности принятия решений, т.е. защите свободы экономического выбора. В охране этих первичных прав и состояла в основном экономическая роль государства в XVHI-XIX в. Отсюда существование широко распространенных в экономической литературе тезисов «laissez-faire» (свобода действий) + констебль» или государство — это «ночной сторож частной собственности».

Начиная с экономического кризиса 1825 г. в Англии, а затем периодически повторяющихся через каждые 10-12 лет экономических кризисов в большинстве стран, рыночные механизмы саморегуляции все более не срабатывают. Закон стоимости вследствие быстрого роста производительности труда и повышения темпов экономического роста перестает выполнять роль свободного регулятора спроса и предложений. Во второй половине XIX в. национальное производство достигает огромных масштабов. Конец XIX в. характерен углублением общественного разделения труда под влиянием ускорения темпов научно-технического прогресса и возникновения новых отраслей. Для обеспечения нормального функционирования индивидуальных капиталов возникает необходимость в координации и антикризисном регулировании.

Мировой кризис 1929-33 гг. и «Великая депрессия» заставили пересмотреть классическую теорию роли государства в рыночной экономике.

Отвечая на требования практики, английский экономист и государственный деятель Дж.Кейнс разрабатывает всесторонне обоснованную теорию объективной необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику. Дж. Кейнс выявляет взаимосвязи между основными макроэкономическими показателями и предпринимает практические меры для их реализации посредством государственных решений. Дж. Кейнс закладывает теоретические основы макроэкономики, или национального хозяйства— сферу деятельности государства.

Сегодня необходимость государственного регулирования рыночной экономики признается всеми, хотя мера и методы вмешательства государства в хозяйственную деятельность предпринимателей понимаются по-разному.

В современной рыночной экономике существует много причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства для предотвращения или смягчения негативного воздействия рынка. Все эти причины, как можно заключить из их краткого перечисления, связаны с самой сутью рыночной экономики и ее несовершенством.

Экономические кризисы — неизбежный спутник рыночной экономики. Общеизвестны разрушительные последствия экономических кризисов. Снижение производства, массовая безработица, обесценение денег, рост преступности отрицательно сказываются на основной массе населения страны, вызывая рост социальной напряженности. Ьлагодаря государственному вмешательству (перераспределение доходов, гибкая кредитно-финансовая политика, развитие государственного предпринима-юльства и т.д.) экономический кризис 1929-1933 гг. был последним разруши-1ельным социально-экономическим явлением в мировой экономике XX в. I осударство способно сегодня видоизменить экономический цикл, сократить ло минимума депрессивную фазу цикла, уменьшить экономические потери.

Тенденция к формированию монополитических объединений выступает объективным следствием действия конкуренции— основного механизма нормального функционирования рыночной экономики. Без разумной государственной политики демонополизации современная рыночная экономика просто перестала бы существовать.

Рыночная экономика с ее ориентацией на производство возможно больших массы и нормы прибыли не заинтересована в финансировании и производстве товаров и услуг общего пользования: образования, здравоохранения, культу-ры, фундаментальных исследований, дорог, мелиоративных сооружений и т.п..

Государство в рыночной экономике выступает по существу единствен» ным субъектом, призванным обеспечить экономическую безопасность страны и способствовать реализации национального экономического интереса.

Не подвергается сомнению сосредоточение государственной власти • экономике страны в период экстремальных ситуаций — войн, послевоенного восстановления национального хозяйства, естественных катастроф.

В связи с распадом социалистической системы хозяйствования и переход дом ее стран к рыночным отношениям критика полного огосударствления экономики и централизованного планирования как метода управления экономикой может быть признана почти тривиальной. В критике советской модели хозяйствования особенно преуспели российские обществоведы. Вместе с тем не следует забывать о том, что именно централизация государственной власти в экономике позволила в исторически минимальный срок поднят полностью разрушенную войнами и иностранной интервенцией экономику нашей страны. В связи с этим заслуживает внимания объективность оценки аналитиков Международного валютного фонда, представленной в докладе о развитии мировой экономики в XX в.

Централизованное планирование просуществовало примерно 70 лет в, СССР и дольше жизни одного поколения во многих других странах. Почему же потребовалось столько времени, чтобы признать его недостатки? — спрашивают авторы упомянутого выше доклада. «Одна из причин — то, что на первых ступенях экономического развития оно продемонстрировало большую способность к мобилизации ресурсов для роста и к обеспечению его высоких темпов. В случае России и Китая, которые вначале были преимущественно аграрными странами с неграмотным (в большинстве своем) населением, их преобразование в высокоиндустриальные и образованные общества произошло в целом за одно поколение».

Нельзя отрицать и такую реальность как восстановление разрушенного во Второй мировой войне национального хозяйства в исключительно короткий срок (к 1948 г.) благодаря централизации ресурсов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...