Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 27. Государственное регулирование аграрно-промышленного комплекса. Прямое государственное финансовое регулирование промышленного хозяйства является одним из методов государственного воздействия на экономику. Значимость косвенных методов финансового и денежно-кредитного регулирования (включающих налоговую, амортизационную, кредитную, таможенную политику), методов регулирования материальных потоков и производственной деятельности (госзаказов, квотирования, лицензирования), государственного предпринимательства ничуть не меньше. Эффективная промышленная политика должна не только четко определять степень государственного воздействия на объекты регулирования экономики, но и оптимально сочетать экономические, организационные, правовые методы, стимулирующие или ограничивающие развитие отдельных отраслей, производств, предприятий. Объектом государственной промышленной политики выступает индустриальный комплекс как единая система. Вместе с тем, очевидно, что проблемы, тормозящие развитие промышленности страны, имеют выраженную отраслевую специфику и дифференцируются в разрезе отдельных регионов. Данный аспект учитывается при рассмотрении региональных промышленных комплексов в качестве объекта промышленной политики. Достаточно существенная территориальная дифференциация промышленного развития является результатом влияния различных факторов. В значительной степени она обусловлена разнообразием условий производства в масштабах национальной экономики. В этом смысле она объективно необходима. Кардинальные различия состава и структуры промышленных комплексов отдельных административно-территориальных образований во многом являются следствием специализации, «навязанной» регионам в условиях административно-плановой экономики. Степень дифференциации по сырьевому признаку усилилась в ходе экономических реформ: в сырьевых регионах произошло закрепление сырьевой специализации, опирающейся на развитие добывающих отраслей и производств по первичной переработке сырья; в промышленных регионах индустриальные производства, не сумевшие наладить новые хозяйственные связи с поставщиками сырья, претерпевают кризис. Стихийная регионализация экономики в условиях рыночных преобразований способствовала углублению фрагментации промышленного комплекса страны.
Преодоление региональной дифференциации промышленного развития, препятствующей функционированию индустриального комплекса страны как единого целого, является одной из важнейших целей промышленной политики государства на современном этапе. Ее достижение возможно на основе вычленения сферы управления производством из общественно-политических, административных, властных структур в особую, независимую систему управления, регулирования и координирования на принципах интеграции отраслевых и региональных государственных и рыночных управленческих образований. Указанную цель нельзя рассматривать адекватной тотальному индустриальному выравниванию регионов, противоречащему самой природе региона как уникального единства разнокачественных компонентов – экономической, социальной и экологической подсистем. Ведущей парадигмой государственной промышленной политики в отношении регионов должна стать концепция устойчивого развития региональных индустриальных комплексов, опирающаяся на соблюдение ряда принципов, в числе которых: экономическая безопасность региона, в числе прочих предполагающая его относительную производственную самодостаточность;
относительная воспроизводственная целостность экономики региона; приоритет интересов федерации перед интересами ее отдельных регионов; приоритет перспективных интересов федерации и ее регионов перед текущими интересами. Государственная промышленная политика должна устанавливать общенациональные ориентиры развития, которые будут определять направления региональной политики, задавать ей макроэкономический вектор. Однако это не означает отсутствия собственных целей региональной политики. Выбор отраслевых приоритетов развития будет осуществляться в каждом конкретном регионе с учетом того, в какой мере реализация данных приоритетов способна решать задачи позитивной динамики экономики и ее территориальных структурных составляющих. Основными конкретными методами, применяемыми для обоснования прогнозных показателей развития АПК, являются: * программно-целевой; * балансовый; * нормативный. Программно-целевое планирование развития АПК. Отечественная многолетняя практика, современный опыт программно-целевого планирования агропромышленной сферы в зарубежных странах выработали механизм такого регулирования. В США в рамках целевых программ АПК, финансируемых из федерального бюджета, ежегодно выделяются на поддержку аграрной сферы десятки миллиардов долларов, не считая сумм, предоставленных на субсидирование закупочных цен и кредитование оборотных средств. В аграрно-промышленном комплексе России разработаны и утверждены конкретные отраслевые программы «Зерно», «Молоко», «Лен», «Повышение плодородия почвы» и др. Правительством РФ утверждена федеральная комплексная программа «Социальное развитие села на период до 2010 года» Социальное развитие села до 2012 года: федеральная целевая программа. Кроме того, утверждены ведомственные программы: «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010 годы)», «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы», «Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы», «О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы».
Балансовый метод. Для обеспечения пропорциональности в развитии отраслей АПК разрабатывается система балансов АПК. С ее помощью обеспечивается балансовая увязка объемов производства сельскохозяйственной продукции с материально-техническим оснащением сельского хозяйства, объемов переработки сельскохозяйственной продукции с мощностями перерабатывающей промышленности, капитальными вложениями на развитие отраслей АПК. Система балансов АПК включает: материальные балансы производства и использования основных продуктов сельского хозяйства (баланс зерна, мяса и др.), балансы производственных мощностей, межотраслевой баланс АПК и др. С помощью динамической модели, разработанной применительно к АПК, обеспечиваются межотраслевая увязка и сбалансированное развитие отраслей и сфер АПК, а также можно определить потребность АПК в капитальных вложениях, трудовых и материальных ресурсах. Объемы производства продукции АПК в долгосрочной перспективе определяются задачами обеспечения потребностей населения страны в продуктах питания и непродовольственных товарах в соответствии с научно обоснованными нормами потребления высокого качества продукции и расширения ее ассортимента. Для обоснования общих объемов производства продукции АПК используются следующие данные прогноза: * численности населения, его демографической структуры; * натурально-вещественной структуры фонда потребления, научно обоснованных норм потребления продуктов питания, рациональных норм потребления непродовольственных товаров; * изменения структуры потребления в зависимости от изменения доходов населения и цен на потребительские товары; * экспорта и импорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с учетом прогноза мировых цен. Нормативный метод. Для определения объемов и структуры потребностей в продукции сельского хозяйства используются рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов и непродовольственных товаров на душу населения.
В планировании сельскохозяйственного производства используются нормы затрат материальных ресурсов семян, кормов, удобрений и др. 28. Антимонопольное регулирование. В России главным органом, реализующим антимонопольную политику, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее права и полномочия достаточно широки. Деятельность ФАС регламентируют 49 правовых актов. Наиболее важными из них являются законы, определяющие функции государства в сфере защиты конкуренции, в сфере рекламы и естественных монополий В качестве основных законов, регулирующих деятельность монополий, можно упомянуть закон «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», закон «О естественных монополиях», в содержание которых правительство регулярно вносит поправки, реагируя на текущие изменения ситуации в экономике. Что касается регулирования деятельности предприятий-монополистов в России, то с самого начала экономических преобразований в стране особое внимание уделялось регулированию монопольных цен. Государство контролирует цены на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, коммунальные услуги и т. п., т. е. на продукцию естественных монополий. На начальных этапах реформы контролировались цены не только на продукцию естественных монополий, но и на товары, производимые искусственными монополиями. К последним относились предприятия, контролирующие более 35 % рынка. Сейчас российские антимонопольные законы пресекают возникновение и формирование новых монополий, т. е. в рамках антимонопольного регулирования осуществляется контроль за слияниями крупных предприятий, недопущение разнообразных вариантов сговора между фирмами в отрасли. Значительное внимание уделяется вопросам и проблемам ограничения конкуренции на местном уровне, поскольку очень часто региональные власти пытаются оказать поддержку местным предприятиям. Это создает местным производителям возможности монополизации местных рынков. В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели: 1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации 2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. 3. Снижение барьеров входа на товарные рынки
4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий. 5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых являются следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра. 29. Регулирование деятельности естественных монополий. Большинство чистых монополий представляют собой естественные монополии и поэтому подлежат общественному регулированию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения (похожее положение складывается и на рынках некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые производятся на участках земли исключительного свойства — чешское пиво, французское шампанское и т. п. Здесь также можно вести речь о естественных монополиях, потому что количество такой земли ограничено). Чаще всего в отраслях общественного потребления (коммунальное хозяйство) существует возможность злоупотребления со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен предприятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. (Именно такую картину можно наблюдать в случае увеличения цен главными естественными монополисты и в России — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерством путей и сообщений.) Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специальных административных органов. Существует два возможных варианта действий государства в этом случае: 1. Установление государственной собственности на предприятия - естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию. 2. Государственное регулирование естественных монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию естественных монополий. В развитых странах — это основной путь борьбы с негативными сторонами деятельности естественных монополий. При анализе вопросов регулирования деятельности естественных монополий посредством контроля за ценообразованием на естественно-монопольные товары будет небезынтересно рассмотреть теоретическую модель регулируемой монополии. Рассмотрим эту проблему на конкретном примере гипотетической естественной монополии, основные параметры которой будут характеризоваться положением графиков, представленных на рисунке. Монополия максимизирует прибыль в точке Е (MR = MC) при объеме производства Qopt и цене РА. В этом случае, как видно на графиках, цена не равна предельным издержкам, т. е. не выполняется требование эффективного распределения ресурсов в экономике. С точки зрения общества, это существенный недостаток, и его желательно исправить. Оптимальной была бы ситуация равенства цены и предельных издержек. В нашем случае график спроса и график предельных издержек пересекаются в точке В, соответственно цена на данный продукт, которая бы устроила общество, составляет Рв. Если правительство установит на монопольный продукт предельный уровень цен в размере Рв, тогда график спроса будет выглядеть как ломаная линия РВВDx. Таким образом, государство искусственно вносит в экономику элемент, аналогичный чистой конкуренции, а следовательно, в точке В в этих условиях фирма-монополист будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки (что происходит чаще). Подобная ситуация устраивает государство, а цена Рв получила название общественно-оптимальной цены. Однако в большинстве случаев эта цена не покрывает средних валовых издержек фирмы, и она несет убытки. Так как РB ниже минимального значения АТС, то фирма несет убытки при любом объеме производства, что в долгосрочном плане чревато банкротством. Выход из этой ситуации может быть в следующем: • предоставление со стороны государства субсидий регулируемым естественным монополиям; • согласие на ценовую дискриминацию, которую могут осуществлять эти фирмы по отношению к потребителям; в этом случае график предельного дохода совпадет с графиком спроса на монопольный продукт; • чаще всего в реальной действительности этим фирмам дают возможность получать нормальную прибыль в ущерб эффективному использованию ресурсов; т. е. цена будет соответствовать значению АТС - Рс (проекция точки пересечения графиков АТС и Dx на ось ординат). Перед государством в большинстве случаев стоит проблема, что предпочесть — неэффективное распределение ресурсов или неэффективность функционирования отдельных фирм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|