Расходы коммерческого банка
Расходы коммерческого банка связаны как с его операционной деятельностью, так и с деятельностью как коммерческой организации. Согласно международным стандартам финансовой отчетности расходы – это уменьшение экономических выгод в форме оттока активов банка или увеличения его обязательств, приводящее к уменьшению капитала, не связанному с его распределением между собственниками, и происходящее в форме: а) выбытия активов; б) снижения стоимости активов в результате переоценки за исключением переоценки (уценки) основных средств, нематериальных активов и ценных бумаг «имеющихся в наличии для продажи», относимых на уменьшение добавочного капитала, создания (увеличения) резервов на возможные потери или износ; в) уменьшения активов в результате конкретных операций по поставке (реализации) активов, выполнению работ, оказанию услуг; г) увеличения обязательств, не связанного с получением (образованием) соответствующих активов. Все расходы коммерческого банка можно классифицировать по форме, целям, способу учета, влиянию на налогооблагаемую базу, способу ограничения. По форме различаются процентные, комиссионные и прочие непроцентные расходы. Процентные расходы включают проценты, уплаченные банком за полученные кредиты, остатки средств на счетах до востребования и срочных депозитов, которые открыты для физических и юридических лиц, включая банки; процентные платежи по выпущенным векселям, облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам. Комиссия взимается за операции с ценными бумагами и иностранной валютой, услуги кассовые, расчетные, по инкассации, полученные гарантии и т. д. Прочие непроцентные расходы имеют форму дисконтного расхода, расходов спекулятивного характера на рынке, от переоценки активов; расходов по уплате штрафов, пеней, неустоек, расходов на содержание аппарата управления (оплата труда, подготовка кадров и др.), хозяйственных расходов.
По целям расходы банка делятся на шесть групп: операционные, расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка, по оплате труда персонала банка, по уплате налогов, отчисления в специальные резервы и прочие расходы. К операционным расходам относятся: во‑первых, уплата процентов за привлеченные банком ресурсы на основе депозитных и кредитных операций, выпуска ценных бумаг; во‑вторых, комиссия, уплаченная банком по операциям с ценными бумагами, с иностранной валютой, по кассовым и расчетным операциям, за инкассацию; в‑третьих, прочие операционные расходы (дисконтные расходы по векселям, отрицательный результат по переоценке ценных бумаг и счетов в иностранной валюте, расход (убыток) от перепродажи ценных бумаг, по операциям с драгметаллами и т. д.). Таким образом, операционные расходы – это расходы, прямо связанные с банковскими операциями. Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка включают амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходы по аренде, ремонту оборудования, канцелярские, содержанию автотранспорта, приобретению спецодежды; эксплуатационные расходы по содержанию зданий; и т. д. Расходы по оплате труда персонала банка складываются из зарплаты, премий, начислений на зарплату. Расходы по уплате налогов связаны с налогами на имущество, земельным, с владельца автотранспортных средств, на пользователя автодорог и другими налогами, относящимися на себестоимость банковских операций (т. е. налоги, отражаемые на расходных счетах банка). Расходы по формированию резервов на покрытие возможных потерь по ссудам, потерь по ценным бумагам, дебиторской задолженности и прочим активным операциям, являются особой группой расходов, они отражают процесс переоценки различных групп активов банка по рыночной стоимости.
Прочие расходы банка разнообразны по своему составу. К ним относятся командировочные и представительские расходы, на рекламу, на подготовку кадров, по компенсации затрат сотрудникам банка в связи с использованием их личного транспорта для служебных целей, маркетинговые расходы, расходы по аудиторским проверкам, судебные, по публикации отчетности и т. д. В финансовой отчетности в зависимости от характера и формы выделяют следующие виды расходов банка: › проценты, уплаченные за привлеченные кредиты (за срочные и просроченные); › проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам (за средства на счетах срочных депозитов и различного рода счетах до востребования); › проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам (включая нерезидентов); › расходы по операциям с ценными бумагами (по перепродаже и переоценке ценных бумаг, комиссионные расходы, расходы по выплате процентного и дисконтного дохода по выпущенным ценным бумагам); › расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями; › расходы на содержание аппарата управления банка (затраты на оплату труда в различных формах, по подготовке кадров и повышению их квалификации, социально‑бытовые расходы); › штрафы, пени, неустойки уплаченные; › другие расходы (комиссионные расходы за кассовые, расчетные и другие операции, расходы по форвардным, фьючерсным, факторинговым и лизинговым операциям, по арендной плате и др.). По влиянию на налогооблагаемую базу расходы банка делятся на три группы: › расходы, относимые на себестоимость банковских услуг (т. е. учитываемые на расходных счетах) и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль; › расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка; › расходы, прямо относимые на убытки банка и не учитываемые при расчете налогооблагаемой базы банка. Для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в состав расходов банка включаются:
– начисленные и уплаченные проценты по вкладам, депозитам, расчетным, текущим, корреспондентским и иным счетам; – начисленные и уплаченные проценты по облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям и другим долговым обязательствам банка; – начисленные и уплаченные проценты по полученным кредитным ресурсам; – уплаченные банком комиссионные сборы за услуги и корреспондентские отношения, проценты по остаткам на корреспондентских счетах; – уплаченные банком комиссионные сборы за покупку/продажу иностранной валюты; – проценты и комиссионные сборы, уплаченные банком в счет прошлых лет, возврат банком процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов в прошлые годы в пределах срока исковой давности; – амортизационные отчисления основных фондов, нематериальных активов, используемых для осуществления банковской деятельности; – расходы банка по аренде основных фондов, используемых для осуществления банковской деятельности; – расходы на проведение всех видов ремонта основных фондов, принадлежащих банку или арендованные им, если это предусмотрено договором аренды; – затраты в соответствии со сметами, утверждаемыми ежегодно правлением (советом) банка, в пределах установленных в соответствии с законодательством норм и нормативов на представительские расходы; плата учебным заведениям за предоставление услуг по подготовке, повышению квалификации и переподготовке банковских работников; компенсации за использование работниками банка для служебных поездок личных легковых автомобилей; – оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, оказываемых банку на договорной основе; – расходы банка по оплате канцелярских, почтовых, телеграфных, телефонных и других услуг связи; специальной литературы, нормативных и инструктивных актов; подписки на газеты и журналы, необходимые для осуществления банковской деятельности; – расходы по оплате услуг РКЦ и ВЦ; – суммы налогов на имущество, на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, с владельцев транспортных средств, других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки;
– расходы, связанные с изготовлением и внедрением расчетно‑платежных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и др.); – расходы, связанные с организацией и выпуском банком акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других долговых обязательств и прочих ценных бумаг; – суммы отчислений в резерв на возможные потери по кредитным требованиям, подлежащие резервированию в соответствии с порядком, установленным Банком России; – затраты на оплату труда работников, в том числе не состоящих в штате банка, обязательные отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, производимые в соответствии с законодательством; – эксплуатационные расходы по содержанию зданий, оборудования, инвентаря, служебного автотранспорта, как принадлежащих банку, так и арендованных банком. По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Расходы сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка. В составе валовых расходов банка в 2006 г. основной удельный вес приходился на расходы по операциям с иностранной валютой (более 40 %) и отчисления в фонды и резервы (более 30 %). Доля уплаченных процентов по депозитам, вкладам граждан, кредитам, полученным от других банков, составила 6,5 %, доля расходов по операциям с ценными бумагами – 5,4 %. Расходы на содержание аппарата в 2006 г. составляли 4,5 % общего объема валовых расходов. Политика коммерческих банков в отношении расходов направлена на их разумную минимизацию и рациональное использование имеющихся средств. В банках с этой целью проводится анализ: › фактического объема и структуры совокупных расходов банка в динамике за ряд лет; › соотношения между различными их видами; › удельного веса каждого вида расхода в общей сумме совокупных расходов и в соответствующей группе. Кроме того, банки с целью контроля за расходами составляют следующие бюджеты (финансовые планы): финансовых ресурсов, операционных доходов и расходов, хозяйственных расходов, расходов на сотрудников, коммерческих и административных расходов, капитальных вложений. Для оценки адекватности уровня расходов банка используются следующие финансовые коэффициенты:
Банк России для оценки качества расходов банка использует показатель структуры расходов банка, который рассчитывается по следующей формуле: где Рау – административно‑управленческие расходы, включающие в себя расходы на содержание аппарата, эксплуатационные расходы, расходы на аудит, арендную плату, расходы по публикациям; ЧОД – чистые операционные доходы, представляющие собой сумму финансового результата банка (прибыль за отчетный период + налог на прибыль) и административно‑управленческих расходов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Назовите признаки классификации расходов банка. 2. Каковы группировка и состав расходов банка исходя из их характера? 3. Охарактеризуйте процентные расходы банка. 4. Какова форма непроцентных расходов банка и комиссионных? 5. Какова группировка расходных статей в балансе коммерческого банка? 6. Какие расходы банка относятся к нормируемым? 7. На какие три группы делятся расходы банка исходя из их влияния на налогооблагаемую базу?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|