Мировоззренческие представления и ценности
Ядро буддийского учения составляют четыре благородных истины: 1. Жизнь есть страдание. 2. Страдание имеет причину. 3. Причину страдания можно устранить. 4. Есть путь, ведущий к прекращению страданий.
Путь прекращения страданий в буддизме известен как путь 8-ми ступеней. Он включает в себя пять правил праведного образа жизни – панча-шилу. 1. Правильное понимание (свободное от суеверий и заблуждений, прежде всего знание 4-х благородных истин). 2. Правильное мышление (возвышенное, подобающее разумному человеку). 3. Правильная речь (добрая, открытая, правдивая). 4. Правильные действия (мирные, честные, чистые). 5. Правильный образ жизни (не приносящий ущерба или опасности живым существам) [панча-шила]. 6. Правильное усилие [скорее всего именно здесь уместна идея срединного пути Сиддхартхи Гаутамы, согласно которому любые крайности неприемлемы]. 7. Правильное внимание (активный и бдительный ум). 8. Правильное сосредоточение (глубокая медитация – дхъяна). Правильное сосредоточение (медитация или дхъяна) должна привести к совершенному спокойствию, когда все желания низшего Я будут успокоены и угасают. Тогда достигается состояние нирваны, слияния Высшего Я с Абсолютным. После чего наступает пробуждение (бодхи) и открывается Истина.
Таким образом, страдание – исходный основной факт жизни, принимаемый буддизмом. Рождение, болезни, неприятное и приятное, неудовлетворенные и удовлетворяемые желания, т.е. все существенные жизненные проявления есть страдание. Почему же страдает человек? Человек страдает именно потому, что он рожден. А рождается он потому, что его низшее Я («эго самости») вследствие авидьи, незнания истины, питает в себе жажду существования здесь, на Земле, будучи привязано к нему силой своих желаний. Желания есть у человека постольку, поскольку у него есть чувствования. Чувствования возникают в результате соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение – результат действия человека и его органов чувств. Чувства могут проявляться или не проявляться. Но проявляются они лишь вследствие того, что человек, будучи индивидуальным сознанием (личностью), противопоставляет себя, свое отдельное Я (индивидуальное сознание) Абсолютному. Сознание каждой личности создавалось на протяжении целой цепи всех ее прежних существований (воплощений и перевоплощений). Но эти существования вместо того, чтобы просветлить сознание, омрачили его, ибо я не знал. Отсюда следует, что омраченностъ сознания, неведение (авидья) – главная причина того, почему человек оказывается вовлеченным в непрерывный поток круговорота жизни (сансары), рождения и смерти, а следовательно, и главная причина страдания. Авидья есть то, что движет живым существом. Незнание порождает движение несовершенной жизни. Благодаря неведению возникает слепое хотение, беспокойство, волнение, а через них и все наше существование. Чего же мы не знаем? Мы не знаем подлинной природы нашего «Я» и четырех благородных истин. Причиной данного нашего существования является предыдущее существование, но и его мы не помним и не знаем, именно этим объясняется наше постоянное желание жить здесь, на земле.
Омраченность сознания, неведение, непонимание своего действительного положения в этом мире наиболее ярко проявляется в привязанностях человека к иллюзорным ценностям: в жажде самоудовлетворения и многообразных земных присвоениях, в стремлении к удобствам жизни, к вещному богатству и призрачной земной славе. Именно эти привязанности людей, жажда удовольствий и могущества, согласно буддизму, порождает целую бездну страданий. Поэтому уничтожение жажды, преодоление, привязанностей – единственный путь, ведущий к их прекращению. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного» (Дхаммапада, 211). Благо тем, кто отказался от чувственных желаний, жажды наслаждения, преодолел иллюзии своей самости, очистил мышление и ведет праведную жизнь.
Не совсем ясно, на каких основаниях покоится онтология буддизма и как она связана с учением о причинах страданий. В упанишадах можно найти отдельные элементы онтологии буддизма. В частности, идею земного бытия как становления. Бытие находится в постоянном становлении, прехождении, возникновении и исчезновении. Так, что этот видимый нами мир несовершенен. Подлинного бытия здесь нет и быть не может. Три вещи нельзя найти в мире: «1) того, что будь оно сознательное или бессознательное не подчинялось бы закону разрушения и смерти; 2) качества (органического или неорганического), которое не было бы непостоянным; 3) в самом высшем смысле нет и такой вещи, которая обладала бы бытием (точнее, реальным бытием – прим. авт.)» Философский смысл этих рассуждений заключается в том, что: 1) все существующее преходяще и потому; 2) лишено реального бытия, оно есть лишь видимость и внешность. То, что преходяще – мучительно, вызывает страдания или приводит к страданиям: рождение – мучительно; жажда постоянных удовольствий, которых нет – мучительна; привязанности жизни, которые обрываются постоянной изменчивостью этого мира, – целая бездна лишений и океан страданий; наконец, разрушение и смерть, которыми неизбежно прекращается всякое бытие в этом мире. Именно непостоянство самого предмета желаний лежит в основе страданий. Мы ищем постоянства в удовольствиях, а предметы их доставляющие – преходящи, в них нет ничего постоянного. Все, окружающее нас, непостоянно. Все существующее в этом мире лишь видимость реальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|