5.Правильный образ жизни (не приносящий ущерба или опасности живым существам) [панча-шила].
6.Правильное усилие [скорее всего именно здесь уместна идея срединного пути Сиддхартхи Гаутамы, согласно которому любые крайности неприемлемы].
7.Правильное внимание (активный и бдительный ум).
8.Правильное сосредоточение (глубокая медитация – дхъяна). Правильное сосредоточение (медитация или дхъяна) должна привести к совершенному спокойствию, когда все желания низшего Я будут успокоены и угасают. Тогда достигается состояние нирваны, слияния Высшего Я с Абсолютным. После чего наступает пробуждение (бодхи) и открывается Истина.
Таким образом, страдание – исходный основной факт жизни, принимаемый буддизмом. Рождение, болезни, неприятное и приятное, неудовлетворенные и удовлетворяемые желания, т.е. все существенные жизненные проявления есть страдание. Почему же страдает человек?
Человек страдает именно потому, что он рожден. А рождается он потому, что его низшее Я («эго самости») вследствие авидьи, незнания истины, питает в себе жажду существования здесь, на Земле, будучи привязано к нему силой своих желаний. Желания есть у человека постольку, поскольку у него есть чувствования. Чувствования возникают в результате соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение – результат действия человека и его органов чувств. Чувства могут проявляться или не проявляться. Но проявляются они лишь вследствие того, что человек, будучи индивидуальным сознанием (личностью), противопоставляет себя, свое отдельное Я (индивидуальное сознание) Абсолютному. Сознание каждой личности создавалось на протяжении целой цепи всех ее прежних существований (воплощений и перевоплощений). Но эти существования вместо того, чтобы просветлить сознание, омрачили его, ибо я не знал. Отсюда следует, что омраченностъ сознания, неведение (авидья) – главная причина того, почему человек оказывается вовлеченным в непрерывный поток круговорота жизни (сансары), рождения и смерти, а следовательно, и главная причина страдания. Авидья есть то, что движет живым существом. Незнание порождает движение несовершенной жизни. Благодаря неведению возникает слепое хотение, беспокойство, волнение, а через них и все наше существование. Чего же мы не знаем? Мы не знаем подлинной природы нашего «Я» и четырех благородных истин. Причиной данного нашего существования является предыдущее существование, но и его мы не помним и не знаем, именно этим объясняется наше постоянное желание жить здесь, на земле.
Омраченность сознания, неведение, непонимание своего действительного положения в этом мире наиболее ярко проявляется в привязанностях человека к иллюзорным ценностям: в жажде самоудовлетворения и многообразных земных присвоениях, в стремлении к удобствам жизни, к вещному богатству и призрачной земной славе. Именно эти привязанности людей, жажда удовольствий и могущества, согласно буддизму, порождает целую бездну страданий. Поэтому уничтожение жажды, преодоление, привязанностей – единственный путь, ведущий к их прекращению. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного» (Дхаммапада, 211). Благо тем, кто отказался от чувственных желаний, жажды наслаждения, преодолел иллюзии своей самости, очистил мышление и ведет праведную жизнь.
Не совсем ясно, на каких основаниях покоится онтология буддизма и как она связана с учением о причинах страданий. В упанишадах можно найти отдельные элементы онтологии буддизма. В частности, идею земного бытия как становления. Бытие находится в постоянном становлении, прехождении, возникновении и исчезновении. Так, что этот видимый нами мир несовершенен. Подлинного бытия здесь нет и быть не может. Три вещи нельзя найти в мире: «1) того, что будь оно сознательное или бессознательное не подчинялось бы закону разрушения и смерти; 2) качества (органического или неорганического), которое не было бы непостоянным; 3) в самом высшем смысле нет и такой вещи, которая обладала бы бытием (точнее, реальным бытием – прим. авт.)»
Философский смысл этих рассуждений заключается в том, что: 1) все существующее преходяще и потому; 2) лишено реального бытия, оно есть лишь видимость и внешность. То, что преходяще – мучительно, вызывает страдания или приводит к страданиям: рождение – мучительно; жажда постоянных удовольствий, которых нет – мучительна; привязанности жизни, которые обрываются постоянной изменчивостью этого мира, – целая бездна лишений и океан страданий; наконец, разрушение и смерть, которыми неизбежно прекращается всякое бытие в этом мире. Именно непостоянство самого предмета желаний лежит в основе страданий. Мы ищем постоянства в удовольствиях, а предметы их доставляющие – преходящи, в них нет ничего постоянного. Все, окружающее нас, непостоянно. Все существующее в этом мире лишь видимость реальности.