Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории происхождения языка




Языкознание как наука

Языкознание – наука о языке, его природе и функциях, внутренней структуре, закономерностях развития.

В V веке до н.э. Панини хотел создать труд, объясняющий древениндийский, чтобы люди понимали «веды».

Аристотель анализировал язык, сравнивая его с мышлением.

Появились 2 школы:

1) Фэсей – имена пошли по природе;

2) Тэсей – все имена пошли от человека, люди сами это придумали.

Языкознание возникло в XIX веке, когда учёные пришли к выводу, что язык – самостоятельное явление, функционирующее по своим правилам и, поэтому, необходимо изучать его по своим правилам.

Изучены 180 языков, 3,5 миллиарда людей говорят на них.

Рейтинг языков по численности распространения:

1) китайский – на нём говорят 1 212 560 000 человек;

2) арабский – 422 039 637 человек;

3) хинди – 366 000 000 человек;

4) английский – 341 000 000 человек;

5) испанский – 322 000 000 человек;

6) бенгальский – 277 000 000 человек;

7) португальский – 176 000 000 человек;

8) русский – 167 000 000 человек;

9) японский – 125 000 000 человек;

10) немецкий – 100 130 000 человек;

11) французский – 78 000 000 человек.

Английский – самый распространённый в мире язык, на котором говорят 870 миллионов иностранцев.

Предметом изучения языкознания является язык.

Объектом изучения является речевая деятельность – языковые средства в процессах порождения речи и её понимания.

Язык – идеальная система средств языковых элементов, которые обеспечивают потенциальную возможность осуществления речемыслительных актов.

Речевая деятельность=язык (система+норма)+речь

Отношения в языке:

1) парадигматические;

2) синтемантические – позволяют соединять единицы в поток речи.

Базируется на 2-х правилах:

1) грамматической сочетаемости;

2) семантической сочетаемости.

Норма – правило соединения единиц; то, что и как надо и следует говорить.

Речь – реализация, актуализация потенциальных возможностей языковой системы в процессе общения.

Узус – своего рода обобщение конкретных речевых актов и текстов; неосознанная и некодифицируемая норма.

Разделы языкознания:

1) практический – исследует язык как средство общения;

2) теоретический – теория языка, сущность языка как системы, отношения языка, правила комбинаторики, природа грамматических категорий.

3) прикладной – разработка и приложение лингвистических данных к конкретным потребностям общества с учётом практических задач.

Проблемы языков:

1) создание алфавитов;

2) усовершенствование письма;

3) обучение неродному языку;

4) автоматическая обработка текста с применением ЭВМ;

5) создание систем транскрипции и стенографии;

6) создание системы письма для слепых;

7) стандартизация систем научно-технических терминологий;

8) автоматическое распознавание и синтез речи.

Теоретическое языкознание подразделяется на:

1) общее – общие свойства, признаки и качества человеческого языка вообще или ряда языков (славянистика, романистика, индоевропеистика и т.д.).

2) частное – изучает каждый конкретный язык (русистика, украинистика и т.д.).

Также теоретическое языкознание делится на:

1) синхроническое – состояние языковой системы в определённый момент времени;

2) диахроническое – изменение языка во времени, сравнительное историческое языкознание.

Языкознание делится на:

1) внутреннюю лингвистику – изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления;

2) внешнюю лингвистику – изучает внешние факторы, влияющие на язык.

Разделы внутренней лингвистики:

1) фонетика – изучает звуковой строй языка;

2) фонология – изучает функции звуков и фонем в языке;

3) акцентология – изучает природу и функции ударения;

4) орфоэпия – изучает произносительные нормы языка;

5) морфонология – изучает структуру морфем разного типа и использование их в различных целях;

6) лексикология – изучает словарный запас;

7) семантика – изучает содержание, значение слов;

8) семасиология - изучает изменение значений слов;

9) ономасиология – изучает все процессы номинации: процессы называния словом понятий;

10) ономастика – изучает собственные имена и историю их возникновения;

11) словообразование – изучает создание, формирование производных сложных слов;

12) фразеология – изучает устоявшиеся обороты, фразеологизмы;

13) этимология – изучает происхождение и развитие слов;

14) лексикография – теория и практика составления словарей;

15) грамматика – изучает грамматический строй; система правил и средств комбинаторики языковых единиц;

16) морфология – изучает средства изменения слов, их построения;

17) синтаксис – изучает средства изменения и построения словосочетаний;

18) графика – изучает буквы алфавита;

19) орфография;

20) пунктуация;

21) стилистика – изучает стили языка и их аспекты;

22) лингвистика текста – изучает правила построения текста;

23) типологическое языкознание – изучает типологические сходства между различными уровнями языков и языковыми системами;

24) компаративистика – изучает связь между родственными языками;

Разделы внешней лингвистики:

1) психолингвистика – изучает взаимоотношения языка, мышления и сознания;

2) социолингвистика – изучает соотношение языка и общества;

3) ареальная лингвистика – изучает распространение языков на территориях и их взаимодействие;

4) диалектология – изучает территориальные разновидности языка;

5) социальная диалектология – изучает социальные разновидности языка;

6) теория коммуникации – изучает речевую деятельность и особенности взаимоотношений с окружающими людьми;

7) прагматика – изучает условии использования говорящими языковых знаков;

8) культурология – изучает проявления, фиксацию культуры в языке и дискурсе;

9) этнолингвистика – изучает роль языкового компонента в традиционной культуре.

Теории происхождения языка

1) логосическая (божественная) – язык создан Богом и передан им человеку:

А) библейская – Бог создал язык;

Б) ведическая – язык создал Бог, передал Богу красноречия, а он уже людям;

В) конфуцианская – Бог сначала передал язык мудрецам, а они уже людям.

2) теория звукоподражания – слова возникли из стремления человека подражать звукам природы, животных, стихий;

3) междометная теория – слово возникло как выражение душевных состояний человека;

4) теория рефлексий – слова появились в результате накопления эмоций и ощущений, сначла подумал, придумал, а затем сказал;

5) ономатопоэтическая теория – слова возникли во время игры, развлечения, отдыха;

6) теория произношения языка и жестов – язык жестов+язык жестов=язык слов;

7) теория общего договора – речь была изобретена подобно тому, как изобрели книгопечатание;

Приверженцы этой теории – Томас Гоббс – XVII век, П. Мопертюн – XVIII век.

8) теория трудовых выкриков – Л. Нуарс, К. Бюхер – XIX век;

9) трудовая теория – Фридрих Энгельс – XIX век – труд, язык и мысль развивались одновременно;

10) эволюционная теория – В. Гумбольдт, А. Шлейхер, В. Вундт – мышление дало развитие языку из-за потребности конкретизации выражения мыслей;

11) антропологическая теория – биосоциальная концепция происхождения человека и его языка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...