Теории происхождения языка
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Языкознание как наука Языкознание – наука о языке, его природе и функциях, внутренней структуре, закономерностях развития. В V веке до н.э. Панини хотел создать труд, объясняющий древениндийский, чтобы люди понимали «веды». Аристотель анализировал язык, сравнивая его с мышлением. Появились 2 школы: 1) Фэсей – имена пошли по природе; 2) Тэсей – все имена пошли от человека, люди сами это придумали. Языкознание возникло в XIX веке, когда учёные пришли к выводу, что язык – самостоятельное явление, функционирующее по своим правилам и, поэтому, необходимо изучать его по своим правилам. Изучены 180 языков, 3,5 миллиарда людей говорят на них. Рейтинг языков по численности распространения: 1) китайский – на нём говорят 1 212 560 000 человек; 2) арабский – 422 039 637 человек; 3) хинди – 366 000 000 человек; 4) английский – 341 000 000 человек; 5) испанский – 322 000 000 человек; 6) бенгальский – 277 000 000 человек; 7) португальский – 176 000 000 человек; 8) русский – 167 000 000 человек; 9) японский – 125 000 000 человек; 10) немецкий – 100 130 000 человек; 11) французский – 78 000 000 человек. Английский – самый распространённый в мире язык, на котором говорят 870 миллионов иностранцев. Предметом изучения языкознания является язык. Объектом изучения является речевая деятельность – языковые средства в процессах порождения речи и её понимания. Язык – идеальная система средств языковых элементов, которые обеспечивают потенциальную возможность осуществления речемыслительных актов. Речевая деятельность=язык (система+норма)+речь Отношения в языке: 1) парадигматические; 2) синтемантические – позволяют соединять единицы в поток речи. Базируется на 2-х правилах: 1) грамматической сочетаемости;
2) семантической сочетаемости. Норма – правило соединения единиц; то, что и как надо и следует говорить. Речь – реализация, актуализация потенциальных возможностей языковой системы в процессе общения. Узус – своего рода обобщение конкретных речевых актов и текстов; неосознанная и некодифицируемая норма. Разделы языкознания: 1) практический – исследует язык как средство общения; 2) теоретический – теория языка, сущность языка как системы, отношения языка, правила комбинаторики, природа грамматических категорий. 3) прикладной – разработка и приложение лингвистических данных к конкретным потребностям общества с учётом практических задач. Проблемы языков: 1) создание алфавитов; 2) усовершенствование письма; 3) обучение неродному языку; 4) автоматическая обработка текста с применением ЭВМ; 5) создание систем транскрипции и стенографии; 6) создание системы письма для слепых; 7) стандартизация систем научно-технических терминологий; 8) автоматическое распознавание и синтез речи. Теоретическое языкознание подразделяется на: 1) общее – общие свойства, признаки и качества человеческого языка вообще или ряда языков (славянистика, романистика, индоевропеистика и т.д.). 2) частное – изучает каждый конкретный язык (русистика, украинистика и т.д.). Также теоретическое языкознание делится на: 1) синхроническое – состояние языковой системы в определённый момент времени; 2) диахроническое – изменение языка во времени, сравнительное историческое языкознание. Языкознание делится на: 1) внутреннюю лингвистику – изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления; 2) внешнюю лингвистику – изучает внешние факторы, влияющие на язык. Разделы внутренней лингвистики: 1) фонетика – изучает звуковой строй языка; 2) фонология – изучает функции звуков и фонем в языке; 3) акцентология – изучает природу и функции ударения;
4) орфоэпия – изучает произносительные нормы языка; 5) морфонология – изучает структуру морфем разного типа и использование их в различных целях; 6) лексикология – изучает словарный запас; 7) семантика – изучает содержание, значение слов; 8) семасиология - изучает изменение значений слов; 9) ономасиология – изучает все процессы номинации: процессы называния словом понятий; 10) ономастика – изучает собственные имена и историю их возникновения; 11) словообразование – изучает создание, формирование производных сложных слов; 12) фразеология – изучает устоявшиеся обороты, фразеологизмы; 13) этимология – изучает происхождение и развитие слов; 14) лексикография – теория и практика составления словарей; 15) грамматика – изучает грамматический строй; система правил и средств комбинаторики языковых единиц; 16) морфология – изучает средства изменения слов, их построения; 17) синтаксис – изучает средства изменения и построения словосочетаний; 18) графика – изучает буквы алфавита; 19) орфография; 20) пунктуация; 21) стилистика – изучает стили языка и их аспекты; 22) лингвистика текста – изучает правила построения текста; 23) типологическое языкознание – изучает типологические сходства между различными уровнями языков и языковыми системами; 24) компаративистика – изучает связь между родственными языками; Разделы внешней лингвистики: 1) психолингвистика – изучает взаимоотношения языка, мышления и сознания; 2) социолингвистика – изучает соотношение языка и общества; 3) ареальная лингвистика – изучает распространение языков на территориях и их взаимодействие; 4) диалектология – изучает территориальные разновидности языка; 5) социальная диалектология – изучает социальные разновидности языка; 6) теория коммуникации – изучает речевую деятельность и особенности взаимоотношений с окружающими людьми; 7) прагматика – изучает условии использования говорящими языковых знаков; 8) культурология – изучает проявления, фиксацию культуры в языке и дискурсе; 9) этнолингвистика – изучает роль языкового компонента в традиционной культуре. Теории происхождения языка 1) логосическая (божественная) – язык создан Богом и передан им человеку:
А) библейская – Бог создал язык; Б) ведическая – язык создал Бог, передал Богу красноречия, а он уже людям; В) конфуцианская – Бог сначала передал язык мудрецам, а они уже людям. 2) теория звукоподражания – слова возникли из стремления человека подражать звукам природы, животных, стихий; 3) междометная теория – слово возникло как выражение душевных состояний человека; 4) теория рефлексий – слова появились в результате накопления эмоций и ощущений, сначла подумал, придумал, а затем сказал; 5) ономатопоэтическая теория – слова возникли во время игры, развлечения, отдыха; 6) теория произношения языка и жестов – язык жестов+язык жестов=язык слов; 7) теория общего договора – речь была изобретена подобно тому, как изобрели книгопечатание; Приверженцы этой теории – Томас Гоббс – XVII век, П. Мопертюн – XVIII век. 8) теория трудовых выкриков – Л. Нуарс, К. Бюхер – XIX век; 9) трудовая теория – Фридрих Энгельс – XIX век – труд, язык и мысль развивались одновременно; 10) эволюционная теория – В. Гумбольдт, А. Шлейхер, В. Вундт – мышление дало развитие языку из-за потребности конкретизации выражения мыслей; 11) антропологическая теория – биосоциальная концепция происхождения человека и его языка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|