Воспитание и образование в Западной Европе в период средневековья V – Х вв.
В 476г. под натиском германских племен пала Римская (западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в XVII в. Универсальной педагогической идеей и практикой в Средневековье является ученичество. В практике воспитания и обучения раннего Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Так, в Галлии, король остготов Теодорих (454-526) настоял на физическом образовании мальчиков в школе, обучению их военному делу. Дом - семейное воспитание лучше всего сохраняло варварские традиции, которыми довольствовалось абсолютное большинство Европы. При этом оно имело свои сословные черты и особенности. Оно представлялось в виде ученичества и рыцарского воспитания. Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату 1-2х учеников, которые становились его работниками. Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к рыцарскому воспитанию. Идеал рыцарского воспитания включал жертвенность, послушание и личностную свободу. В феодальной сфере было распространено презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальном инструменте. Прежде всего, юноши обучались военному искусству. Педагогами обычно служила придворная челядь. Приглашались для обучения поэты и музыканты. С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, будучи пажами при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом силы, нравственности. К «началам любви» относились вежливость, великодушие, благородные манеры, речь, умение слагать стихи. «Началами войны» назывались воинские проф. умения. В 21 год происходило посвящение юноши в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую воинскую и нравственную зрелость в поединках, турнирах, пирах и др.
После распада Римской империи в школьном деле поначалу существовали традиционные и сравнительно новые формы. К 1-ым относились школы грамматиков и риторов, ко 2-ым - церковные школы, обучение феодальной знати. Школы грамматиков и риторов поддерживались королем, поэтому исчезли они не сразу. Однако к VII в. античные школы полностью исчезли. Причины: постоянные воины, отсутствие кадров преподавателей, конкуренция церковных учебных заведений, но главное, потому что распалось античное общество, которое обслуживали эти школы Средневековой Европы. Школы открывались при монастырях, епископских резиденциях и приходских церквях. Они были 2-х категорий: внутренние - для мальчиков, готовившихся к пострижению в монахи, и внешние - для мирян. В школах, особенно соборных, учились дети дворян и реже именитых горожан. Приходские школы первоначально предназначались для детей священников, но когда в XI в. был установлен целибат, эти школы становятся демократичными. В X-XI вв. в связи с ростом городов возникает новое сословие - горожане, а вместе с ними и городские школы (магистратские, цеховые). Обучение велось на родном языке и носило прикладной характер. Основное содержание образования в средние века составляли так называемые семь свободных искусств, делящиеся на два цикла: тривиум (грам., риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Венцом наук считалось богословие, поэтому все названные предметы носили религиозно-мистический характер. Во 2-ой половине эпохи средневековья в результате расширения торговых связей, выросла потребность в повышении образования. Первый университет - юридическая школа в Болонье (Италия) -1088г, затем - в Падуе, также Сорбонна в Париже (1200). Его устав лег в основу Оксфордского (1206) и Кембриджского (1231) университетов в Англии, Неаполитанского в Италии, Лиссабонского в Португалии. Университеты имели 4 факультета: подготовительный, или артистический, где давались и закреплялись знания по семи свободным искусствам в течение 6-7 лет, юридический, медицинский и богословский со сроком обучения 5-6 лет. Проучившись 2 года, студент имел право сдавать экзамен на бакалавра искусств. Летом занимались по 10 часов с перерывом на два часа, зимой - 8 часов с перерывом на час. Длительность каждого занятия равнялась астрономическому часу. Основная нагрузка ложилась на память. Заучить - вот основная задача средневекового студента. Диктовать разрешалось только на праздники, чтобы «и студенческой памяти дать передышку». Для того чтобы наилучшим образом организовать запоминание, на протяжении определенного времени изучали только один предмет или родственные ему. Для лучшего запоминания правил, их часто рифмовали. После каждой лекции усвоение ее проверялось в процессе собеседований (коллоквиумов). Каждую субботу устраивались диспуты: в большом зале собирались студенты и преподаватели всего факультета. После того как один из магистров выдвигал какую-нибудь мысль, выступали другие преподаватели, опровергая его положение и выдвигая свое. Выступали также студенты-бакалавры под руководством преподавателей. Таким образом, каждый предмет усваивался тремя способами: лекции, коллоквиумы, диспуты.
Церковь смотрела на университет как на своего рода монастырь, стараясь держать в поле зрения каждый шаг студента. Университеты имели относительно демократичную организацию: в выборе ректора участвовали и профессоры, и студенты, он периодически публично отчитывался о работе, учитывались отзывы студентов. 1450г. В Германии Гуттенберг изобрел книгопечатание. Это оказало влияние не только на распространение университетского образования, но и на весь ход развития цивилизации в Европе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|