Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность педагогической теории. И. Ф. Гербарта и его педагогическая система.




Свое понимание сущности выводил из идеалистической философии, а цель воспитания – из этики. Постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией.

Цель: формирование добродетельного человека, т.е. воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему. Сущность воспитания: обогащение души ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время,  т.е. в процессе самого воспитания. Оно призвано подавить “дикую резвость”, которая, считал Гербарт, свойственна детям. Оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воспитания.

Средства управления: 1. угроза 2. надзор 3. приказания и запрещения 4. наказания (включая телесные) 5. авторитет и любовь (вспомогательные средства)

Управление должно занять время ребенка. Задача: отвлечь от беспорядка и нарушений дисциплины. Вся система управления у Гербарта построена на насилии, на дрессировке.

Обучение. Одна из важнейших задач: возбуждение интереса. Обучение должно основываться на многосторонности интересов. Был противником единой системы образования. Дал много советов (дидактических) о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание. Следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать предмет, надо продемонстрировать изображение.

4 ступени обучения:1. ясность 2. ассоциация 3. система 4. метод

Нравственное воспитание. Принципы нравственного воспитания противоположны принципам управления.

Большое внимание уделял религиозному воспитанию.

Нравственное воспитание должно стремиться “поднять в глазах воспитанника его собственное Я посредством глубоко проникающего одобрения”.

Средства нравственного воспитания: 1. удерживать воспитанника 2. определять его (т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что “непослушание ведет к тяжелым переживаниям” 3. устанавливать четкие правила поведения 4. поддерживать в его душе “спокойствие и ясность”, т.е. не давать основания для того, “чтобы воспитанник усомнился в истине”. 5. “волновать ” душу ребенка одобрением и порицанием 6. “увещевать ” воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.

Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во второй половине ХIХ в. (Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс).

Роберт Оуэн первый обосновали, реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение пролетариата. Создал ряд воспитательно-образовательных учреждений: 1.школа для маленьких детей 2.начальная школа и вечернюю школу для подростков.

Оуэн очень заботился о школе для маленьких детей. Дети учились пению, танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного общения, указывали, что они не должны обжать своих товарищей, а уважать их и оказывать им помощь, когда необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям. В начальной школе дети изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Исключил из школы религиозно-догматическое обучение. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы покрыты рисунками с животными и растениями.

Большое значение придавал трудовому воспитанию детей. Осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. Таким образом впервые в истории создал дошкольные учреждения и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой.

К. Маркс и Ф. Энгельс. К.Маркс,говоря о том, что он понимает под воспитанием, на первое место поставил умственное воспитание. Наука была для Маркса исторически движущей, революционной силой. Такое же большое значение придавал теории и науке Энгельс. Он требовал глубокого и серьезного изучения каждой науки. Но Маркс и Энгельс предупреждали, что важна “не наука для науки”, а наука, тесно связанная с жизнью, с борьбой за лучшее будущее человечества.

Политехническое образование. Является одной из составных частей учения о всестороннем развитии личности. Маркс считал, что оно должно знакомить с основными принципами всех процессов производства и в то же время давать ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств.

Физическое воспитание. Всесторонне развитый человек должен получить надлежащее физическое воспитание. Энгельс рекомендовал обучение в школах гимнастике и военному строю, считая, что это разовьет учащихся в физическом отношении и будет способствовать их военной подготовке, а решение тактических задач во время военных прогулок будет способствовать и умственному развитию школьников.

Нравственное воспитание. Маркс и Энгельс установили, что мораль есть продукт исторического развития. Обосновали учение о коммунистической морали. Важнейшей чертой морали считали коллективизм. Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастье всему человечеству. Только коммунистическое воспитание – подлинно нравственное воспитание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...