Что записать в ваш педагогический словарь
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Практическое занятие № 4
Закономерности и принципы воспитания
Цель практического занятия: углубить и расширить представления студентов о сущности процесса воспитания, его общих закономерностях; рассмотреть факторы эффективности процесса воспитания; сформулировать и проанализировать основные принципы воспитания. Основные понятия: · воспитание, · содержание воспитания, · закономерности воспитания, · эффективность воспитания, · принципы воспитания
Вопросы для обсуждения 1. Сущность процесса воспитания. 2. Содержание воспитательного процесса. 3. Общие закономерности процесса воспитания. 4. Принципы воспитания: a) специфика принципов воспитания; б) общественная направленность воспитания; в) позитивная направленность воспитательного процесса; г) гуманизация воспитания, д) личностный подход, е) единство воспитательных воздействий.
Литература 1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2003. – С. 146-191. 2. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн.. Кн.2. – М.: Владос, 2003. – С.5-58. 3. Бех І.Д. Особистісно-зорієнтоване виховання. – К.: ІЗМН, 1998. – 204 с.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое воспитание? 2. Какие особенности процесса воспитания Вам известны? 3. В чем состоит содержание воспитательного процесса? 4. Что выражают общие закономерности процесса воспитания? 5. От чего зависит эффективность воспитательного процесса? 6. Как влияют воспитательные отношения на эффективность воспитательного процесса? 7. Зависит ли эффективность воспитательного процесса от его организации? В чем это проявляется? 8. Какие факторы воспитания называют объективными, а какие – субъективными? Как эти факторы влияют на эффективность воспитания?
9. Существует ли зависимость между интенсивностью воспитания и его эффективностью? 10. Существует ли зависимость между активностью участников воспитательного процесса и его эффективностью? В чем она проявляется? 11. Как влияет на эффективность воспитания качество воспитательного процесса? 12. Почему интенсивность воздействия на «внутреннюю сферу» личности определяет эффективность воспитательного процесса? 13. Что такое принципы воспитания? 14. Какие требования предъявляются к принципам воспитания? 15. Какие принципы воспитания выделяются в современной педагогике? 16. Почему общественная направленность считается принципом воспитания? 17. Почему в процессе воспитания нужно опираться на позитивные качества воспитанников? 18. Что предусматривает принцип гуманизации воспитания?
Темы рефератов 1. Социальная сущность и системный характер воспитания. 2. Факторы эффективности воспитательного процесса. 3. Гуманизация воспитания.
Опорная схема лекции
Проблема целей воспитания в истории
ЧТО ЗАПИСАТЬ В ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Воспитание как социокультурный процесс – система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.
Воспитание как педагогический процесс (в широком понимании) – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.
Воспитание как педагогический процесс (в узком понимании) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.
Движущие силы процесса воспитания – совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.
Цели воспитания – в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле – желаемый результат воспитания.
Закономерности воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.
Принципы воспитания – основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.
Перевоспитание – перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.
Задание 1 Рассмотрите и проанализируйте определения понятия «процесс воспитания» разных авторов. Заполните таблицу
Задание 2 Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания. Заполните таблицу
Задание 3 Заполните таблицу. Впишите факторы и условия, от которых зависит эффективность воспитательного процесса
Задание 4 Укажите группу, в которой названы основные составные части воспитания 1. Умственное воспитание Интеллектуальное развитие Политехническое образование Духовная зрелость Общая эрудиция
2. Нравственное воспитание Духовное совершенствование Энциклопедичность знаний Трудовая зрелость Политехнический кругозор
3 Умственное воспитание Физическое воспитание Нравственное воспитание Эстетическое воспитание Трудовое воспитание
4. Физическое воспитание Трудовое воспитание Интеллектуальное богатство Нравственная чистота Политехническая подготовка Задание 5 Укажите группу, в которой перечислены социальные роли человека, к выполнению которых его должно готовить воспитание
1. Воспитанный человек 2. Знаток этикета Гуманист Эколог Природолюб Семьянин 3. Гражданин 4. Гражданин Работник Патриот Семьянин Интернационалист
Задание 6 Из приведенных понятий выберите те, что являются принципами воспитания
1. Нравственное воспитание и формирование личности. 2. Общественная направленность воспитания. 3. Воспитание и развитие. 4. Связь с жизнью, трудом. 5. Воспитание в коллективе. 6. Опора на положительное в воспитании. 7. Единство требований и уважения к личности. 8. Гуманизация воспитания. 9. Комплексный подход в воспитании. 10. Последовательность, систематичность и единство воспитательных воздействий. 11. Единство воспитательных воздействий. 12. Самовоспитание и перевоспитание. 13. Личностный подход. 14. Использование разнообразных методов воздействия. 15. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учеников. 16. Объективность и независимость воспитания. 17. Сознательность, самодеятельность и активность воспитанников.
Задание 7 Определите требования принципа связи воспитания с жизнью, трудом
1. Принцип требует обязательного участия всех детей и подростков в посильном производительном труде. 2. Принцип требует соединения воспитания с практической деятельностью людей. 3. Принцип требует решений всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь, трудовую деятельность людей, разумно организованное и посильное участие воспитанников в трудовой деятельности.
4. Принцип требует участия воспитанников во всех общественных делах, проводимых в микрорайоне школы. 5. Принцип требует идти в воспитании от жизни, ее проблем и вырабатывать главное качество личности – трудолюбие. Задание 8 Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании 1. Принцип указывает на необходимость воспитания положительных качеств в человеке. 2. Принцип требует выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на которые, искореняют плохие и развивают недостаточно сформированные качества. 3. Принцип требует от воспитателя вести постоянную борьбу с вредными привычками. 4. Принцип обусловлен противоречивым характером развития человека. 5. Принцип рекомендует воспитателю уделять большое внимание развитию личности ребенка, не ущемляя при этом его индивидуальности. Задание 9 Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания:
1) уважение прав и свобод личности; 2) поощрение добрых дел; 3) предъявление разумных и посильных требований; 4) вседозволенность; 5) уважение позиции воспитанника; 6) уважение права человека быть самим собой; 7) попустительство в воспитании; 8) полная свобода действий воспитанника; 9) принятие воспитанником целей воспитания; 10) ненасильственное формирование требуемых качеств; 11) отказ от наказаний, унижающих достоинство личности; 12) воспитание в духе христианской морали; 13) воспитание милосердия; 14) возрождение гуманизма; 15) отказ от централизованного школьного воспитания.
Задание 10 Определите требования личностного подхода
1. Личностный подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников. 2. Личностный подход указывает на необходимость учета возрастных особенностей в воспитании. 3. Личностный подход нацеливает воспитателя на изучение личности воспитанника и организацию воспитательного процесса на основе интересов и пожеланий воспитанников. 4. Личностный подход предполагает участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания. 5. Личностный подход обязывает воспитателей строить воспитательный процесс на основе учета главных личностных качеств – направленности личности, ее жизненных планов и ценностных ориентации, опираться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Задание 11 Среди приведенных альтернатив найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий
1. Сущность указанного принципа заключается в организации воспитательного воздействия, исходящего из единых требований, согласованных действий всех участников воспитательного процесса, причастных к нему людей, служб, социальных институтов. 2. Принцип требует координации всех воспитательных воздействий. 3. Принцип обязывает воспитателей опираться на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка. 4. Принцип заключается в согласовании действий всех воспитателей. 5. Принцип обязывает средства массовой информации координировать свою деятельность со школой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|