Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

- третье условие — наличие необходимого оборудования




- ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ — НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Поскольку детская комната—это место, где ребенок иг­рает и учится, она требует содержательного наполнения.

Так, в комнате обязательнодолжна быть парта или столик со стульчиком.

Ребенку нужны игрушки:

— деревянныеи пластмассовые строительные набо­ры, конструкторы;

— разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;

— звучащие игрушки и набор игрушечных музыкаль­ных инструментов (см. раздел «Игры со звуками», с. 41);

— игры для развития мелкой моторики — мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками и др.;

— развивающие настольно-печатные игры — разрез­ные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.;

— игрушки для сюжетно-ролевых игр — куклы, миш­ки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, ку­кольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т. д.

Детские книжки для домашней библиотеки подбира­ются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реаль­ного освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов), вызывать поло­жительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить, во всяком случае — на начальном этапе). Если ребенку осо­бенно правится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью.


Кроме этого, у ребенка должен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, аква­рельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т. д.

Особо отметим необходимость для физического раз­вития ребенка спортивного оборудования: очень хоро­шо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того, купите ребенку разнообразные мячи, обру­чи, скакалки, а также самокат и велосипед.

Принцип действия многих спортивных снарядов оче­виден, и после небольшого обучения ребенок вполне мо­жет действовать самостоятельно. Это очень важно, так как аутичный ребенок, особенно на начальном этапе коррекционной работы, неспособен произвольно управлять своими движениями или по подражанию повторить дей­ствия взрослого. Это же правило касается и большинст­ва дидактических игрушек, с которыми ребенок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т. д. Ребенок вставляет фигуры в рам­ки, нанизывает кольца пирамидки на стержень, так как этот способ действия заложен в устройстве игрушки, адекватно действовать с ней по-другому не получится (если ребенок начинает бросать и т. п., такие действия нельзя считать адекватными, они ничему не учат, ниче­го не развивают). Обеспечение ребенка такими предме­тами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться даже в условиях, когда контакт со взрослым не налажен и специальное обучение не проводится.

Однако ни в коем случае не следует ограничиваться созданием развивающей предметной среды. В отсутствие другого человека такой предметный мир остается эмо­ционально мертвым. Необходимо вновь и вновь пытать­ся организовывать взаимодействие с ребенком уже на основе усвоенных им навыков действия с предметами.


- ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ — ПОДДЕРЖАНИЕ ПОРЯДКА

В комнате ребенка должен быть установлен и поддер­живаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовы­ми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка.

Вещи в платяном шкафу лучше раскладывать на те же места — так легче приучать ребенка к самостоятельности. Порядок в окружающем мире предметов важен для лю­бого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он — необходимое условие жизни. Однако избегайте раз и навсегда установленной завершенности. Время от времени вводите новые приятные ребенку де­тали — развесьте на стене его рисунки, выберите вместе с ним новые занавески, купите и повесьте на стену кар­тину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь. Не забывайте о необходимости создания эмоционально положительного настроя: заранее обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.

 

пространстсво квартиры

Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков . Здесь на первом плане стоит задача «обжить» пространство квартиры, осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей. В норме такие смыслы усваиваются ребенком спонтанно, без специального обучения. Аутичному же ребенку необходимо по­мочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т. д.

Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: «Мы сейчас с прогулки вернулись — руки-то какие грязные! Пойдем мыть! Где мы руки моем! Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? Вот оно, мыло — как приятно пахнет. Ну все? Пошли! Ах, какой ты молодец — вспомнил, что руки надо полотенцем вытереть, а я-то забыла. Вот полотенце висит на крю­чочке. А теперь идем обедать».

Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда — бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложить ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер в гостиной и т. д. Конечно, следует учитывать воз­раст ребенка и его возможности. Никто лучше близких не знает, что ребенок в состоянии выполнить и что ему нравится. Не забывайте, что здесь главное не качество выполнения работы, а участие в выполнении домашних обязанностей. Используйте для этого все возможности, постепенно расширяя виды домашней работы. Часто дети сами хотят поучаствовать в происходящем — позвольте ребенку засыпать порошок в стиральную машину, капнуть на губку средство для мытья посуды, порезать хлеб к обеду. И эти несложные действия станут точкой отсчета на пути ребенка к самостоятельности.

Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, поста­райтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит жизнь ребенка новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями. Так, на                       лоджии можно «полететь в космическом корабле», на кухне «печь пироги» и т. д. — часто ребенок сам предла­гает, где и во что хочет поиграть.

ближайшее социальное окружение

Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рас­сматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке — контакты с детьми; в магазине — общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, «ближайшее социальное окружение»—это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром — миром людей и предметов, природой.

Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на вражеской территории», зача­стую остро ощущая враждебность окружающего мира.

Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт.

Чтобы ребенок «обжил», принял в свое сознание еще «кусочек мира», необходимо прежде всего выявить негативные эмоции и страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин, он никогда не будет чувствовать себя на улице                   безопасно и комфортно. К сожалению, страхи аутичного ребенка часто глубоко скрыты и внешне никак не проявляются. Ребенок может годами чего-то бояться, испытывая при этом острейшие эмоции, а близкие даже не будут догадываться об этом. В другом случае ребенок может постоянно говорить о своем страхе, нагнетая его, будет искать повторения травмирующей ситуации, однако выйти из нее самостоятельно не умеет. Он зацикливается на своем страхе, и это мешает дальнейшему равитию (методику выявления скрытых страхов и избавления от них см. в разделах «Игровая терапия», с. 45, «Психодрама», с. 55).

Когда страх выявлен и постепенно, в ходе специальной психотерапевтической работы, теряет свою остроту, можно начинать «обживать» новый участок пространст­ва. Во-первых, постарайтесь связать с данным местом переживание разнообразных положительных эмоций.                   Например, если знаете, что ребенок обожает кататься на велосипеде или самокате, не ленитесь брать их с со­бой на прогулку. Если ребенок испытывает особыйин­терес к бутылкам — не запрещайте играть с найденными на улице бутылками, даже если они грязные.


 


Во-вторых, помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Не забывайте, что самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Например, если он решился подойти к другому малышу, но после этого застыл, не умея обратиться, не зная, что следует делать дальше, не упустите этот момент — быст­ро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуй­те другого малыша, спросите, как его зовут и предстань­те вашего, помогите своей рукой протянуть ручку ново­му знакомому, предложить ему игрушку. Делайте все это от имени вашего ребенка, словно слившись с ним в еди­ное целое: «Привет! Как тебя зовут? » (в этом месте по­пробуйте побудить вашего ребенка представиться, если не получится — представьте его сами: «А это Миша». ) Придумайте варианты продолжения контакта: предло­жите поменяться игрушками и организуйте игру рядом, когда дети играют независимо, но могут наблюдать за игрой другого, спойте вместе песенку, затейте игру в мяч и т. д. Конечно, варианты зависят от возраста детей, причем надо поддерживать интерес вашего ребенка и к малышам, и к ровесникам, и к детям постарше. Выбери­те занятие, которое понравится всем; на основе общего интереса станет возможным взаимодействие.

В-третьих, следует постоянно быть начеку, и в случае возникновения трудной или опасной для ребенка ситуации защитить и подстраховать его. Помните, что присутствие вокруг чужих детей и взрослых может привести к возникновению непредсказуемых ситуаций. Например, если на улице к ребенку обратился чужой взрослый, порицая за неправильное поведение, что случается довольно часто, подойдите, но не вступайте в дискуссию, не пытайтесь объяснить поведение ребенка и его особенности, а постарайтесь быстро закончить разговор и увести ре­бенка.

 


Помните, что ребенок обязательно отреагировал, даже если внешне остался невозмутим. Всем видом выражая спокойствие, приобнимите ребенка, как бы показы­вая, что ничего страшного не произошло, а затем объясните, почему «тетя назвала хулиганом»: «Ты быстро бе­гаешь, а тут малыши — смотри. Если случайно заденешь, маленький может упасть и будет плакать». В таких слу­чаях перед взрослым стоят две задачи. Первая — объяс­няя причинно-следственные связи, дать ребенку понять, что не он «плохой», а просто возникла сложная ситуация. А уже затем предложить ребенку конкретные пути ее исправления. Вторая — дать ребенку почувствовать,


что вы его любите, что вы вместе с ним и не дадите его в обиду ни в коем случае, что всегда придете на помощь.

Если же реакция ребенка на замечание выражается бурно — например, он плачет или топает ногами и с кри­ками пинает велосипед, катаясь на котором «не смотрит, куда едет», — не мешайте ему, дайте возможность выплес­нуть негативные эмоции и лишь после этого тактично объясните, что произошло и как возникновения подоб­ной ситуации можно избежать впредь.

В магазине учите ребенка выбирать необходимое — продукты, хозяйственные товары, организуйте его обще­ние с продавцом и самостоятельные мелкие покупки — дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Это станет возможным, когда ребенок вполне освоится в этой ситуа­ции. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где «тетя Оля-продавец», будет достаточно обжита, ста­нет привычной и естественной, можно заглянуть в дру­гой магазин, вместе отправиться на автобусе на ярмар­ку, чтобы выбрать пластилин и краски и т. д.

Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ре­бенок противится выбору нового маршрута прогулки, не возражайте, а старайтесь расширить знания о знакомом пуги: обратите внимание на светофор на перекрестке, объясните, что следует делать, когда горит зеленый свет, красный и т. д.; покажите, где расположен детский садик, загляните туда и понаблюдайте вместе, как играет детво­ра на прогулке; напомните: «Смотри-ка — автобусная ос­тановка. Мы садимся здесь на автобус, когда едем в бас­сейн». Описывайте все, что видите по дороге; причем делайте это многократно, даже если ребенок не обраща­ет на эти описания внимание (стараясь разнообразить комментарий, вводя в него интересные детали). А в сле­дующий раз снова попытайтесь немного изменить мар­шрут, постепенно удаляясь от дома на большие расстоя­ния. Для этого постарайтесь создать у ребенка мотив — «Пойдем туда, чтобы краски купить», «Давай зайдем в парк, помнишь, как ты там познакомился с собачкой, а ее хозяин разрешил тебе подержатьее за поводок? ».

Если ваш малыш достаточно подрос, берите его с со­бой, когда отправляетесь «по делам»: на почту, в банк, в аптеку и т. д. Часто мама оказывается вынуждена посту­пать так: ребенок не отпускает ее от себя надолго. По­путно рассказывайте ребенку, что такое почта, что делает почтальон, напишите вместе с ребенком и отправьте письмо бабушке. В аптеке купите вместе с ребенком для кукольной аптечки бинтик, вату и пластырь, с помощью которых ребенок дома станет «лечить» кукол.

Не стесняйтесь повторяться и говорить само собой разумеющиеся вещи. Помните, что это поможет ребснку усвоить многие аспекты социальной жизни. А главное — не бойтесь исследовать мир вместе с ребенком! При правильном подходе, требующем постоянного внимания и мудрой помощи взрослого, новые впечатления обога­тят опыт взаимодействия аутичного ребенка с другими людьми, научат жизни в социуме. Необходимость при­нимать решение в трудных ситуациях закалит ребенка, поможет стать более самостоятельным. Однако следует набраться терпения, т. к. придется решать не только проблемы ребенка, но и преодолевать людское непонима­ние. Но при благоприятном развитии событий возможно заручиться поддержкой окружающих, найти новых дру­зей, наладить доброжелательные отношения с соседями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...