Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация пространственной среды




ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

жизненное пространство аутичного ребенка

«... мы во многом можем снять с себя задачу непосредственного давления на ребенка, продумав заранее пла­нировку пространства комнаты, четкое определение мест, связанных с различными занятиями, выбор опре­деленных игрушек и пособий, порядок, в котором он их увидит» ([32], с. 130).

Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень pаним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость. По степени удаленности от места, где ребенок (дошкольник) находится большую часть жизни, пространство подраз­деляется так: детская комната, квартира, ближайшая к дому территория. По виду деятельности ребенка про­странство можно условно разграничить на бытовое — все, что касается усвоения навыков повседневной жиз­ни (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т. д. ), игровое — место для разнообразных игр, учебное — место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение 1 — лестничная клетка, где происходит общение с соседями, детская площадка, где ребенок всту­пает в общение с другими детьми, магазин, улица. По­стараемся описать возможности организации простран­ства, в котором живет и действует аутичный ребенок, учитывая оба аспекта.

детская комната

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ре­бенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет не­обходимость, имел бы возможность укрыться от внеш­них влияний. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий:


 

                                                                                             - ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ — БЕЗОПАСНОСТЬ

Детская комната должна быть оборудована с учетом то­го, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркать­ся, карабкаться по мебели и т. д. Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может пере­стать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов.

В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др. ). Эта рекомендация ка­сается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Иначе мы рискуем спровоцировать ситуацию, в которой ребенок примется подбрасывать вверх молоток или разбивать электрические лампочки о кафельный пол на кухне. Поскольку аутичного ребенка очень трудно, а порой не­возможно переключить с понравившегося ему занятия, а увещевания и запреты оказываются безрезультатны­ми, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хо­чет играть с ножом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать у него нож, так как он сопротивля­ется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций, хотя все­го, конечно же, не предусмотришь.


1 Под «ближайшим социальным окружением» мы условно подразумеваем торриторию, в пределах которой осуществляется общение аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками, а также происходит ознакомление с окружающим миром, и в первую очередь с миром людей.


- ВТОРОЕ УСЛОВИЕ — ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТА И УЮТА

Оформите комнату в приятных, неярких, успокаиваю­щих тонах, электрическое освещение должно быть мяг­ким, не режущим глаза.

 



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...