Организация пространственной среды
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ жизненное пространство аутичного ребенка «... мы во многом можем снять с себя задачу непосредственного давления на ребенка, продумав заранее планировку пространства комнаты, четкое определение мест, связанных с различными занятиями, выбор определенных игрушек и пособий, порядок, в котором он их увидит» ([32], с. 130). Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень pаним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость. По степени удаленности от места, где ребенок (дошкольник) находится большую часть жизни, пространство подразделяется так: детская комната, квартира, ближайшая к дому территория. По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на бытовое — все, что касается усвоения навыков повседневной жизни (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т. д. ), игровое — место для разнообразных игр, учебное — место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение 1 — лестничная клетка, где происходит общение с соседями, детская площадка, где ребенок вступает в общение с другими детьми, магазин, улица. Постараемся описать возможности организации пространства, в котором живет и действует аутичный ребенок, учитывая оба аспекта. детская комната Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий:
- ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ — БЕЗОПАСНОСТЬ Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д. Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов. В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др. ). Эта рекомендация касается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Иначе мы рискуем спровоцировать ситуацию, в которой ребенок примется подбрасывать вверх молоток или разбивать электрические лампочки о кафельный пол на кухне. Поскольку аутичного ребенка очень трудно, а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а увещевания и запреты оказываются безрезультатными, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать у него нож, так как он сопротивляется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций, хотя всего, конечно же, не предусмотришь. 1 Под «ближайшим социальным окружением» мы условно подразумеваем торриторию, в пределах которой осуществляется общение аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками, а также происходит ознакомление с окружающим миром, и в первую очередь с миром людей. - ВТОРОЕ УСЛОВИЕ — ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТА И УЮТА Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|