Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

семейные привычки и традиции. обучение ребенка умению использовать. приобретенные навыки в различных ситуациях




семейные привычки и традиции

Особенности семейного уклада оказывают непосредственное влияние на восприятие ребенком окружающего мира. Жизнь семьи, ее привычки и традиции—это то, что хранит, бережет и поддерживает ребенка, дает ему ощущение безопасности, дарит радость общения с близкими, побуждает к дальнейшему познанию мира. Это те особые условия жизни малыша, его воспитания и развития, которые закладывают в психике основу для всей последующей жизни. В семье ребенок получает первый опыт общения, учится договариваться с другими, разре­шать конфликты.

Стиль отношений в семье усваивается ребенком на уровне подсознания и часто переносится во взрослую жизнь, в уже собственную семью в неизменном виде — подсознательная информация не поддается критическому анализу (это возможно только в ходе специальной работы с психоаналитиком или психологом). Поэтому так важно, какие отношения между членами семьи, основа­ны ли они на взаимной любви, заботе, внимании и тер­пении, или же взаимные упреки, авторитарное давление одного члена семьи на других, а то и психологический шантаж — обычное дело...                          

У нормально развивающегося ребенка срабатывают механизмы защиты, и он, даже нуждаясь в психологи­ческой коррекции (особенно если детство его окраше­но в невеселые тона), продолжает расти и развиваться. У аутичного ребенка все иначе. Он беззащитен перед миром и людьми, не в состоянии самостоятельно адаптироваться в травмирующей ситуации, защитить себя. Поэтому, помимо специальной коррекционной работы, психическое развитие аутичного ребенка и успешность его социальной адаптации во многом зависят от состояния внутрисемейных отношений. И если в этих отношениях отсутствуют доброжелательность, терпение и такт, есть большая опасность того, что ребенок замкнется, уйдет еще глубже в себя, и вытащить его из глубин аутизма в окружающий мир станет еще труднее.

Значит, близким аутичного ребенка нужно пересмотреть весь семейный уклад и стиль внутрисемейных отношений. Это подразумевает анализ всего происходящего внутри семьи и большую работу над собой. А при необходимости — исправление неблагоприятных условий. Не только ребенок должен быть окружен лаской, заботой, пониманием, такие отношения друг к другу должны стать основой взаимодействия всех членов семьи.

Помимо создания теплой, благоприятной во всех от­ношениях обстановки в семье необходимо продуманное отношение к семейным привычкам, а также поддержка уже сложившихся и создание новых полезных семейных традиций.

Например, можно взять за правило провожать утром папу на работу, встречать из школы сестренку, а вече­ром собираться всем вместе за общим столом. В выходные дни могут стать традиционными дальняя прогулка в парк, поездка в гости к бабушке, посещение кафе, теат­ра, музея, другие формы организации семейного досуга; дача — место возникновения традиций, связанных с лет­ним отдыхом. К семейным праздникам — дням рождения и другим — готовятся заранее, в подготовке участвуют все члены семьи. Это лишь небольшой перечень возможностей наполнить радостью и глубоким смыслом повсе­дневную жизнь семьи.

 

обучение ребенка умению использовать

приобретенные навыки в различных ситуациях

Обычно стереотип, сформированный у аутичного ребенка, жестко связан с конкретной ситуацией и обстановкой. Это лишает ребенка возможности использовать навык в других обстоятельствах. Так, аутичный малыш, который уже усвоил навыки опрятности, в гостях может не попроситься в туалет, откажется кушать в кафе, не захочет снять ботинки в чужой квартире.

Родителям нужно специально организовывать ситуации, в которых ребенок сможет учиться применять приобретенные ранее навыки. Для этого необходимо исполь­зовать походы в гости, кафе, театр. Постарайтесь, чтобы ребенок поел в гостях или по крайней мере сел за стол                    и «притронулся» к еде. Сделайте регулярными посеще­ния кафе неподалеку от дома и используйте эту ситуа­цию для обучения ребенка поведению в общественном месте. Приглашайте в гости знакомых детей, навещайте вместе с ребенком друзей и знакомых. Конечно, при этом надо помнить об особенностях психики аутичных детей и соблюдать осторожность. Для этого:

— готовьте ребенка к новому заранее;

— новые ситуации и впечатления должны возникать постепенно;

— в новой и поэтому сложной для ребенка ситуации будьте «вместе» с ним, старайтесь контролировать ситу­ацию, помогайте, подсказывайте, поддерживайте.

Опыт показывает, что если набраться терпения и со­блюдать необходимые условия и правила (перечисленные выше), то со временем в привычной ситуации аутичный ребенок сможет стать более или менее самостоятельным в обслуживании себя, научится взаимодействовать с другими членами семьи, в случае необходимости просить их о помощи. А четкий распорядок дня, мудрый и добрый уклад жизни семьи создадут у ребенка ощущение надежности и безопасности окружающего мира, что поможет осваивать его дальше и использовать свои умения в новых ситуациях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...