Глава III. Учение о состоянии сна
1. Третье учение, учение о состоянии сна, содержит четыре части: познание, трансмутацию, осознание того, что состояние сна есть майя, и медитацию на таковости состояния сна.
2. Первая часть - познание [природы сна] включает три ступени: познание с помощью устремления, познание с помощью дыхания и познание с помощью визуализации.
[ПЕРВЫЙ ВИД ПРАКТИКИ: ПОЗНАНИЕ С ПОМОЩЬЮ УСТРЕМЛЕНИЯ] 3. Первый вид практики - - познание с помощью устремления, которая называется "Первая ступень познания состояния сна", заключается в решимости сохранять непрерывающимся поток сознания [в состоянии бодрствования и в состоянии сна]. 4. Иными словами, при любых обстоятельствах в продолжение дня [то есть во время бодрствования] нужно удерживать в уме мысль о том, что все вещи подобны сновидениям и что необходимо познать их истинную природу. 5. Затем ночью перед отходом ко сну обратись к гуру с молитвой о том, чтобы ты смог познать состояние сна, и прими твердое решение познать его. 6. И еще сказано [в этой связи]: Все вещи имеют причину. Они целиком зависят от устремлений [намерений].
7. На этой ступени применяются следующие методы. Спать нужно на правом боку, как спит лев. Большим и безымянным пальцами прижми шейные артерии. Пальцами [левой руки] закрой ноздри, и пусть в горле собирается слюна.
[ТРЕТИЙ ВИД ПРАКТИКИ: ПОЗНАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛИЗАЦИИ] 8. Третий вид практики - познание с помощью визуализации - состоит из следующих методов: самой визуализации, получении наибольшей пользы от визуализации и предотвращение расползания состояния сна.
10. Сосредоточив ум на свете, исходящем от слога АХ, и зная, что всякая феноменальная вещь в своей сущности подобна формам, отраженным в зеркале, которые, хотя и видимы, сами по себе реального существования не имеют, приходят к пониманию природы сновидения.
[ПОЛУЧЕНИЕ НАИБОЛЬШЕЙ ПОЛЬЗЫ ОТ ВИЗУАЛИЗАЦИИ] 11. Второй метод - получение наибольшей пользы от визуализации - состоит в следующем. 12. Тот, у кого полнокровная конституция, должен визуализировать точку красного цвета. Тот, у кого нервный темперамент, должен визуализировать точку зеленого цвета. 13. Если с помощью этого метода природа сновидений не будет познана, нужно действовать следующим образом.
[ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАСПОЛЗАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СНОВ] 14. Предотвращение расползания содержания снов касается четырех видов расползания: расползания, переходящего в бодрственное состояние, расползания из-за утомления [вызванного упражнениями], расползания вследствие соматического или психического расстройства и расползания с исчезновением.
16. Для предупреждения этого нужно есть питательную пищу и выполнять физическую работу [или физические упражнения] до тех пор, пока не наступит усталость. Тогда сон становится более глубоким и не прерывается. 17. Расползание из-за усталости происходит тогда, когда сновидение часто повторяется без изменения содержания. 18. Для устранения этого нужно часто медитировать на этом сне и настойчиво стремиться познать его сущностную природу, сочетая в этом процессе дыхательные упражнения с принятием горшкообразной формы и с визуализацией точки между бровями. 19. Расползание сна из-за соматического или психического расстройства происходит тогда, когда видят много снов, но, проснувшись, не могут вспомнить ни одного. 20. Чтобы этого не происходило, нужно избегать загрязнения и нечистого3, принять посвящение в самадхи1 и визуализировать точку как находящуюся внутри основания репродуктивного органа. Благодаря этим мерам расползание прекращается. 21. Расползание с исчезновением - это отсутствие снов. 22. Чтобы сновидения появлялись, нужно во время медитации на горшкообразной форме визуализировать точку как находящуюся в основании репродуктивного органа и главное - почтить умилостивляющим приношением героев и дакини.
23. Вторая часть именуется Трансмутация, которая заключается в следующем.
26. С помощью такой концентрации ума видят тот мир Будды, который хотят видеть - Небо Тушита - Западную Обитель Блаженства2, называемую "дарующая счастье при мысли о ней", или какую-нибудь другую.
28. Относительно третьей части - осознания того, что сновидения и их содержание суть майя, даны следующие наставления: Приступая к этому деланию осознанию того, что сновидения суть майя, отбрось всякий страх. И если во сне ты увидишь огонь, преврати его в воду - истребителя огня. А если увидишь маленькие предметы во сне, преврати их в большие. И если ты увидишь большие предметы во сне, преврати их в маленькие. Таким путем познается природа размеров. А если увидишь во сне один предмет, преврати его во многие. Если же увидишь во сне много предметов, преврати их в один. 29. Затем, визуализируя свое тело как видимое в состоянии сна и такими же тела всех других существ, представляя их состоящими из майи телами богов, ты познаешь, что таковыми они и являются.
30. В четвертой части, медитации на Таковости состояния сна, предписывается, как было сказано, "медитировать на реальной сущности Таковости". Благодаря этому очищаются наклонности, действующие во время сна, которые и порождают все видимые во сне явления богов. 31. При сосредоточении ума на формах богов, видимых во сне, и сохранении успокоенного ума свободным от мыслей, формы богов преобразуются в соответствии с состоянием ума, свободного от мыслей. 32. Если этот метод освоен в совершенстве, тогда и в состоянии сна со сновидениями и в состоянии бодрствования постигается иллюзорность обоих состояний [их содержания], и будет познано, что все явления происходят из Ясного Света [который является ноуменальной реальностью, порождающей майю], и феномены и ум [то есть ноумены] Соединятся друг с другом. [Здесь оканчивается изложение Учения о сновидениях].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|