Что записать в ваш педагогический словарь
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Вопросы для обсуждения 1. Понятия о процессе обучения: a) сущность процесса обучения; б) преодоление противоречий как движущая сила обучения; в) целы обучения; г) содержание учебного процесса; д) структура учебного процесса. 2. Факторы обучения. 3. Единство и взаимосвязь образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения. 4. Закономерности и принципы обучения. 5. Характеристика сущности, структуры и творческого характера деятельности учителя в учебном процессе. 6. Сравнительная характеристика традиционной, прогрессивной и современной модели обучения. Литература 1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2003. – С. 145-174, 283-300. 2. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Кн.1. – М.: Владос, 2003. – С.291-468. 3. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онишука. – К., 1987. – С.35-42, 67-91. 4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986. – С. 126-147. 5. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1986. – С.62-92, 142-164. 6. Костюк Г.С. Навчально-виховний процес і психічний розвиток особистості. – К., 1989. Вопросы для самоконтроля 1. Что представляет собой процесс обучения? 2. Какие признаки характерны для процесса обучения? 3. Что называют дидактикой? 4. Что такое дидактическая система? 5. Какие цели обучения существуют в современной школе? 6. Как формируется содержание обучения? 7. Какие требования к содержанию обучения ставятся современным обществом? 8. Что такое модель обучения? 9. Какие факторы обучения Вам известны? 10. Какие группы закономерностей выделяются в дидактике? 11. Какие общие закономерности обучения Вам известны? 12. Какие конкретные закономерности обучения Вам известны? 13. Какие принципы обучения Вы знаете?
Темы рефератов 1. Развитие представления о дидактике как науке. 2. Функции обучения. 3. Мотивация учебной деятельности учеников.
Опорная схема лекции
Принципы формирования содержания образования
Факторы отбора содержания образования
ЧТО ЗАПИСАТЬ В ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Дидактика – область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования.
Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей.
Функции процесса обучения – назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам или процессу обучения в целом.
Закономерность – отражение объективных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся в одних и тех же условиях связей.
Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его.
Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
Содержание образования – система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.
Знания – результат познания наукой объективной действительности.
Умения – готовность к выполнению практических действий на основе имеющихся знаний.
Навыки – доведенные до автоматизма компоненты практических действий.
Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету. Задание 1 Что такое дидактика? Отметьте правильный ответ: 1) теория обучения и образования; 2) теория воспитания; 3) теория обучения;
4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов; 5) теория обучения, образования и воспитания. Задание 2 Определите иерархию следующих понятий: педагогика, дидактика, частная методика. Какая схема правильно отражает эту иерархию?
Задание 3 Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: непродолжительность, планомерность, систематичность, спонтанность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность? Подчеркните те из них, которые относятся к процессу обучения.
Задание 4 Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения». Заполните таблицу.
Задание 5 Что является движущей силой процесса обучения: 1) ответственность учащихся за свои знания; 2) требования учителей, предъявляемые школьникам; 3) противоречие между возможностями ученика и его потребностями; 4) понимание учащимися необходимости получения образования; 5) __________________________________ (Ваш вариант ответа) Задание 6 Выпишите определения следующих понятий.
Вид обучения –
Правило обучения – (Укажите источник этих сведений)
Задание 7 Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения? Дайте пояснения.
Задание 8 Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?
1) коррекционная; 2) образовательная; 3) диагностическая; 4) воспитательная; 5) развивающая; 6) оздоровительная.
Задание 9 Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятельности ученика в процессе обучения?
Задание 10 Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует реализовать дидактический принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу.
Задание 11 Что такое содержание образования: 1) система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений; 2) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; 3) общие идеи о построении природы и жизни общества; 4) ________________________________________ (Ваш вариант ответа)
Задание 12 Найдите в литературе и впишите следующие определения.
Базисный учебный план –
Государственный образовательный стандарт –
Задание 13 Заполните следующую таблицу.
Задание 14 Перечислите компоненты содержания образования и заполните схему.
Педагогические кейсы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|