Кейс № 1 «Постижение мудрости педагогической любви»
Цель кейса: рассмотреть основные позиции педагогики Я. Корчака, основанной на любви к детям.
Педагогическая профессия является самой гуманной и самой эстетической профессией в мире, в основе которой лежит любовь к детям. Только любящий педагог, как ваятель, способен красиво изваять и расписать «Божьи изображения» – детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом» (Я.А. Коменский). Понять ребенка, проникнуть в его внутренний мир и наполнить этот внутренний мир любовью может только тот педагог, чье сердце отдано детям, кто заботится о них как о драгоценных цветах нашей жизни. Будущие педагоги с первых дней обучения в вузе должны уяснить, что без любви к детям профессиональная деятельность превращается в технологический процесс по передачи знаний, умений и навыков. Это деятельность без души, результатом которой может стать формирование человека с бедным внутренним миром, способного на зло и предательство. Для подготовки к вопросам кейса рекомендуется прочитать отрывок из книги Я. Корчака «Как любить детей».
Вопросы и задания для обсуждения: 1. В чем сила источника, из которого подпитывался Я. Корчак? 2. Как Вы понимаете «уважать труд познания» ребенка? 3. Применима ли педагогики К.Корчака к современным детям? (обоснуйте). 4. Обоснуйте связь мира мечты ребенка, мира познания и физического развития. На чем основываются эти миры? 5. В чем успех Я. Корчака? Попытайтесь успех педагога выразить в нескольких позициях, которые Вы считаете основополагающими.
Материал к кейсу …Я никому не желаю зла. Не умею. Даже не знаю, как это делается… Я. Корчак У ребенка есть будущее, но есть и прошлое: памятные события, воспоминания я много часов самых доподлинных одиноких размышлений. Так же как и мы – не иначе – он помнит и забывает, ценит и недооценивает, логично рассуждает и ошибается, если не знает. Осмотрительно верит и сомневается.
Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание! Человек злой, аферист, негодяй воспользуется незнанием иностранца и ответит невразумительно, умышленно вводя в заблуждение. Грубиян буркнет себе под нос. Нет, мы не доброжелательно осведомляем, а грыземся и лаемся с детьми – отчитываем, выговариваем, наказываем. Как плачевно убоги были бы знания ребенка, не приобрети он их от ровесников, не подслушай, не выкради из слов и разговоров взрослых. Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Не только порванный чулок, но и поцарапанное колено, не только разбитый стакан, но и порезанный палец, синяк, шишку – а значит, боль. Клякса в тетрадке – это несчастный случай, неприятность. «Когда папа прольет чай, мамочка говорит «Ничего», а мне всегда попадает». Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и потому чаще плачут, но даже слезы ребенка вызывают шутки, кажутся менее важными, сердят. «Ишь, распищался, ревет, скулит, нюни распустил». (Букет слов из словаря взрослых, изобретенный для детского пользования.) Слезы упрямства и каприза – это слезы бессилия я бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявление плохого самочувствия и всегда – страдание. Уважайте собственность ребенка и его бюджет! Ребенок делит со взрослыми материальные заботы семьи, болезненно чувствует нехватки, сравнивает свою бедность с обеспеченностью соученика, беспокоится из-за несчастных грошей, на которые разоряет семью. Он не желает быть обузой.
А что делать, когда нужно и шапку, и книжку, и на кино; тетрадку, если она исписалась, и карандаш, если его взяли или потерялся; а ведь хотелось бы и дать что-либо на память близкому другу, и купить пирожное, и одолжить соученику. Столько существенных нужд, желаний и искушений – и нет! Не вопиет ли факт, что в судах для малолетних преобладают именно дела о кражах? Недооценка бюджета ребенка мстит за себя – наказания не помогут. Собственность ребенка – это не хлам, а нищенски убогие материал и орудия труда, надежды и воспоминания. Не мнимые, а подлинные сегодняшние заботы и беспокойства, горечь и разочарования юных лет. Ребенок растет. Интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс, ребенок строит себя – его все больше и больше; глубже врастает в жизнь. Растет днем и ночью, и когда спит и когда бодрствует, и когда весел и когда печален, когда шалит и когда стоит перед тобой и кается. Бывают весны удвоенного труда развития и осенние затишья. Вот разрастается костяк и сердце не поспевает; то недостаток, то избыток; иной химизм угасающих и развивающихся желез, иные неожиданности и беспокойство. То ему надо бегать – так, как дышать, – бороться, поднимать тяжести, добывать; то затаиться, грезить, предаться грустным воспоминаниям. Попеременно то закалка, то жажда покоя, тепла и удобства. То сильное горячее стремление действовать, то апатия. Усталость, недомогание (боль, простуда), жарко, холодно, сонливость, голод, жажда, недостаток чего-либо или избыток, плохое самочувствие –это не каприз и не школьная отговорка. Уважайте тайны и отклонения тяжёлой работы роста! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? Не топтать, не помыкать, не отдавать в рабство завтрашнему дню, не остужать, не спешить и не гнать. Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится, и это всегда всерьез; раневая минута станет кровоточить, убитая – тревожить призраком дурных воспоминаний. Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль временя на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав. Уважайте, если не почитаете, чистое, ясное, непорочное, святое детство ( Корчак Я. Как любить детей / Януш Корчак. – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 80 с.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|