III. Индивидуально-психологические различия бойцов
III. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ БОЙЦОВ
Огромное значение в обучении и тренировке имеет индивидуальный подход преподавателя к ученикам. В атом отношении он должен основываться на тщательном изучении особенностей своих учеников и, в частности, принимать во внимание их индивидуально-психологические различия. Эти различия можно вполне учесть в процессе тренировки, но особенно ярко они выявляются во время соревнований. Специальное исследование этого вопроса автором позволило установить наличие у бойцов индивидуально-психологических особенностей. Конечно, они не являются врожденными и неизменными. Они подчеркивают особенности темперамента и характера бойцов и являются главным образом следствием воспитания и деятельности, предшествовавшей занятиям фехтованием и развития их в процессе этих занятии. Зная об этих особенностях, педагог может соответственно индивидуализировать и методику тренировки. Есть бойцы, которые внимательно изучают противника еще до встречи с ним. В бою они очень спокойны; умеют разгадать противника и воспользоваться его слабостями; применительно к условиям боя всегда находят особый способ действий; правильно учитывают момент и своевременно действуют; во время боя быстро и свободно составляют новые тактические комбинации, не показывают резких действий, мало атакуют, а больше защищаются и умело выигрывают па рипостах (т. е. используют тактику активной обороны). Другие бойцы—сильные физически, эмоционально возбудимые, быстрые и резкие в своих действиях; отличаются большой активностью и инициативой; предпочитают атаковать, а не защищаться, но действуют иногда недостаточно обдуманно. Наконец, есть бойцы, отличительные черты которых — спокойствие, выдержка и исключительно развитая воля к победе. Как бы ни было неблагоприятно их положение во время боя, они бьются совершенно спокойно, с напряжением всех своих сил. Они очень внимательно относятся к противнику: для них нет слабых противников, они всегда очень осторожны. Вместе с тем они решительны и умеют отлично нападать и защищаться.
Опыт работы мастера Булочко в детской фехтовальной школе показывает, что вполне возможно воспитать и наступательный и оборонительный тип бойца. Можно также воспитать бойца, в одинаковой мере владеющего тактикой нападения и тактикой активной обороны. Все это почти целиком зависит от преподавателя. Систематически наблюдая и фиксируя индивидуально психологические различия занимающихся и выясняя тем самым особенности их темперамента и характера, преподаватель должен индивидуализировать методику обучения и тренировки. Только при таких условиях можно воспитать наиболее совершенных бойцов разносторонне владеющих тгхникой и тактикой фехтования, умеющих целесообразно нападать и защищаться, не теряющих присутствия духа в самых критических положениях, действующих быстро, решительно и добивающихся победы. Именно таких фехтовальщиков должны готовить секции владения холодным оружием, создавая тем самым не только спортсменов, но и будущих бойцов РККА.
IV. ФЕХТОВАНИЕ — СРЕДСТВО ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОЙЦА К РУКОПАШНОЙ СХВАТКЕ
Фехтование — оборонный вид физических упражнений. Но спортивное фехтованне должно сочетаться с изучением техники и тактики рукопашного боя. Овладение техникой и тактикой фехтования создает предпосылки для овладения техникой и тактикой рукопашного боя. Эти предпосылки базируются на психологических закономерностях переноса навыков. Явление переноса навыков заключается в том, что одна группа навыков или один навык способствует быстрейшему овладению другими, новыми навыками. Перенос навыков имеет место при наличии сходства двух или нескольких действий и, особенно, при наличии осознания принципов действий. Фехтование на эспадроне облегчает овладение системой двигательных навыков при изучении приемов рубки, а фехтование на рапире и винтовках с эластичным штыком облегчает овладение системой двигательных навыков при изучении приемов штыкового боя.
Фехтование также воспитывает комплекс волевых и других психических качеств, развитие которых дает несомненные преимущества бойцу во время рукопашной схватки. Самый факт соревнования с оружием в руках, поражения, хотя и условного, оружием противника и ограждение самого себя от уколов и ударов противника создает у фехтовальщиков особую психическую установку, приближающуюся к психологическому состоянию бойца во время рукопашной схватки. Умение владеть оружием, умение молниеносно ориентироваться в обстановке, приближающейся к обстановке боя с противниками во время рукопашной схватки, владение тактикой фехтования создает уверенность бойца в своих силах и силе своего оружия, позволяет ему в рукопашной схватке сражаться одному против нескольких врагов и побеждать их. Таким образом, воспитываемая в процессе занятий фехтованием психическая установка, к ведению рукопашного боя и уверенность в своих силах и силе своего оружия, помноженная на высокую политическую сознательность и безграничную преданность трудящихся Советского Союза Социалистической Родине, партии Ленина — Сталина, создают из каждого фехтовальщика стойкого и мужественного бойца. Такого бойца, который «если уж нужно будет отдать свою жизнь, сделает это так, чтобы — по меткой реплике наркома обороны т. К. Е. Ворошилова во время речи т. Штерн на XVIII съезде ВКП(б), — раньше получить двадцать жизней врагов за одну жизнь нашего драгоценного человека» [31].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|