Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Фехтование в новое время




 

Выше мы видели, что в эпоху средневековья зародилось и на­чало развиваться спортивное фехтование. Оформились две основные школы — итальянская и французская. Начавшаяся борьба между этими школами стала основным стимулом развития техники и тактики фехтования нового времени.

Во Франции в конце XVIII и в XIX вв. фехтование продолжает быстро прогрессировать. Особенно способствовало этому появление маски, давшей возможность отбросить ограничения, имевшие место ранее для того, чтобы избежать повреждений.

Совершенствование французского фехтования шло по линии улуч­шения техники на биомеханической основе, значительного усложне­ния «фехтовальной фразы», введения, более интересных с тактиче­ской точки зрения, предупреждающих и останавливающих ударов и уколов, борьбы с различными ненужными, тактически и технически не оправдываемыми «прикрасами» техники. Выразителем этого про­грессивного направления был Лафожер, один из выдающихся ма­стеров Франции начала XIX в.

 

                      

 

Совершенствование французской школы шло также по пуги рацио­нализации и тактической осмысленности каждого действия, каждого  движения. Однако далеко не сразу французское фехтование избавилось от ряда недочетов. Еще в конце XIX в. один из выдающихся мастеров и преподавателей фехтования К. Прево требовал прямого движения корпуса даже на выпаде. Смягчение толчка в грудь, реко­мендованное им же, вызвало появление ломаной линии между рукой и оружием и запаздывание острия (рис. 25, 26). Боевая стойка даже в Жуанвилльскои военной школе (Париж), являющейся центром фех­товальной мысли Франции, была с перенесением тяжести на левую ногу. Корпус оставался совершенно бездеятельным, в силу чего замедлялось начало атаки, страдала подвижность, укорачивалась атака и т. д. Одновременно с этим французская школа не избежала чрезвычайного осложнения боевых фраз, комбинированных из атак, рипостов, контр­атак и контррипостов. Наиболее рельефно эта особенность француз­ской школы выражена была у Жакоба.

Занесенное наполеоновскими войсками на север Италии француз­ское фехтование создает предпосылки к модернизации итальянской школы. Северные провинции Ита­лии ввели у себя легкое француз­ское оружие без поперечника на ру­коятке и с гардой в форме восьмерки. Приняв новый тип оружия, итальянцы под руководством пре­подавателей-французов в значительной мере использовали технику, методику и тактику французов. В борьбе против и за внедрение ме­тодов французского фехтования в Италии образовались три школы: северо-итальянская, ставшая под руководством Радаелли, Енрикетти, Замерри и др. на позиции французской школы, южно-итальянская (Паризе и др. ), сохранившая итальянское оружие и итальянскую школу, и средняя (Маркианни, Розаролли, Гризетти, Пини и др. ), воспринявшая и сохранившая наиболее ценное из обеих школ.

Обострившаяся борьба между школами привела к созданию в 1879 г. правительственной комиссии, которая в угоду шовинистическим тен­денциям приняла в 1883 г. систему южно-итальянской школы. Она рекомендовала как руководство трактат по фехтованию на шпаге и сабле, написанный Мазаниелло Паризе («Теория и практика боя» на шпаге и сабле»). Забракованный комиссией трактат руководителя Миланской военной школы Радаелли (издан в 1861 г. ) стоял значи­тельно выше работы Паризе с точки зрения теоретических обоснова­ний, описания тактических приемов и, наконец, систематики упраж­нений. Радаелли синтезировал все наиболее существенные особенности техники боя на саблях (в основе — движения от локтя), дал ее биомеханическое обоснование и разобрал тактику. По существу говоря, это был первый серьезный труд по эспадрону, и Радаелли может по праву считаться основателем современного эспадронного боя. Блестяще эспадрон разобран у Фердинандо Мазиелло в его труде «Бой на саблях».

Несмотря на нивеллировку итальянской и французской школы, итальянская школа продолжала страдать рядом недочетов. Вытя­нутая вооруженная рука итальянского бойца в рапире и шпаге, создавая постоянную угрозу противнику, делает стойку несколько напряженной. Для компенсации напряженности боец вынужден иметь более широкую боевую стойку. Она является более устойчивой, но зато сокращает выпад и требует значительно большей работы корпу­сом, предварительного сближения и создает благоприятные условия
для предупреждающих и останавливающих действий противника. Достаточно полно современное состояние итальянского фехтования отражено в книге Гризетти «Школа Микст». В эспадронном бою все эти недочеты техники итальянской школы выражены значительно меньше. Центром, направляющим в Италии работу по фехтованию и выпускающим педагогические кадры, является центральная фехто­вальная школа в Риме. С точки зрения боевой подготовки, относитель­ной простоты техники и жизненности тактики, краткости срока обу­чения — техника и методика итальянцев заслуживают самого внима­тельного изучения.

После империалистической войны фехтование получило довольно широкое распространение в Америке, Турции и других странах.

В эспадронном бою широкое применение получила итальянская школа. Как эспадронные бойцы, особенно выделяются венгры. В ра-пирном и шпажном бою преимущество, но значительно меньшее, также на стороне современной итальянской школы. Взаимное общение на многочисленных международных соревнованиях бойцов различных школ ведет сейчас к формированию единой школы. Французская школа упрощает сложность своих фраз в целях выигрыша скорости и активности. Итальянская школа идет по линии несколько более широкого применения круговых отбивов, купе, более свободного дер­жания вооруженной руки и менее широкой боевой стойки. Обе школы стремятся достигнуть максимальной быстроты действий и подвиж­ности бойцов. Классическим примером этого является введение «атаки стрелой».

Современная школа фехтования — это школа, взявшая все луч­шее от итальянской и французской школ.

В послевоенный период в странах Западной Европы и Америки наблюдается несомненный подъем интереса к фехтованию как воени­зированному виду спорта. На мировой олимпиаде 1936 г. в соревнова­ниях по фехтованию приняли участие 18 государств.

Итоги олимпиады 1936 г. указывают, с одной стороны, что уде­ляемое капиталистическими странами внимание фехтованию дает свои спортивные результаты, а, с другой стороны, подтверж­дают ранее отмеченное спортивное преимущество итальянской школы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...