Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рщу III. . Философия бытия




I

150   ♦ Философия медицины -0- Раздел I ♦ Глава 6

места. И все же предпочтение отдается процессу познания, совершен ствованию его средств, форм, методов, а также исследованию человеч ка и общества.

Усиление геополитических, общепланетарных и более конкретны* социально-философских тенденций в зарубежной философии бы. ло обусловлено обострением глобальных проблем, рассмотрением истории общества через человека, через соотношение «общество^ технический прогресс». В западноевропейской философии возрос интерес к духовному миру личности, роли в нем сознательного и бес­сознательного; к выявлению и изучению социальных противоречий культурологического и цивилизационного исторического развития. Разрабатываются и предлагаются методики и программы решения гло­бальных проблем.

3. Экзистенциализм

В многообразной философско-антропологической и социально-философской тематике европейских и североамериканских исследо­вателей можно условно выделить следующие доминантные проблемы: а) анализ бытия человека в обществе, его существования, прав и сво­бод, жизни, смерти и бессмертия (Ж. -П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер и др. ); б) изучение психики человека, пробле­мы человеческого «Я», психологический анализ цивилизации (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер и др. ); в) социально-философские кон­цепции общественного развития (Франкфуртская школа, Римский клуб, К. Поппер, Д. Гелбрейт, Р. Арон, Д. Белл, К. Леви-Стросс и др. ); г) осмысление соотношения добра и зла в обществе и человеке (рели­гиозная философия, психоанализ и др. ).

Разработку проблемы человека можно рассмотреть на примере экзистенциализма. Он оформился на рубеже 20—30-х годов XX века в Германии. Затем получил распространение во Франции и других ев­ропейских странах. С 60-х годов стал известен в США. Идейными истоками экзистенциализма стали: религиозно-мистическое учение о человеке С. Кьеркегора (1813-1855), который впервые употребил этот термин; феноменология Э. Гуссерля (1859—1938), философия ж#3' ни Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтея и др. Использованы взгляДы Ф. Достоевского.

Экзистенция (от лат. ех$15(епПа — существование) — централь ная категория учения. Она отражает способ бытия такого конечно ^ (конкретного) сущего, которым является человек. Экзистенциальна


г

Современная западная философия < > • 151

особ бытия человека состоит в самоопределении того, кем он ре-С ип быть. Экзистенция - это самоконструирование себя как возмож-

ности

в соотношении с трансценденцией - определенной проблема-

чностью, риском, решимостью, броском вперед. Экзистенция - не

щность человека и не его свойства, данные от природы. Она - ре-«чьтат собственных усилий человека как способ жизни, как превра­щение внутренне возможного во внешне действительное.

В зависимости от того, куда направлены экзистенциальные усилия человека при переходе к трансцендентному: к Богу, к природе, обще­ству и самому человеку или к «ничто», сложились разновидности эк­зистенциальных учений. Их можно условно объединить в две группы: религиозный экзистенциализм и нерелигиозный («атеистический»). Первый ориентируется на Бога, второй - на самого человека.

Представителями экзистенциализма являются: К. Ясперс (1883— 1969), Ж. -П. Сартр (1905-1980), Г. Марсель (1889-1973), А. Камю (1913-1960) и др. Русские философы Л. Шестов (1866-1938) и Н. Бердя­ев (1874-1948), жившие в эмиграции, также активно занимались экзи­стенциальной проблематикой. Они были сторонниками экзистенции личности, которая формируется на подлинном христианстве, аутен­тичном социализме и феномене веры. Истинную свободу человек, как они считали, может приобрести, если он движется к Богу. При этом Бог должен восприниматься не где-то вне человека существующим, а быть в душе у каждого. Экзистенциализм стал ответом на потерю европейс­кими народами свободы и эпохальный кризис между двумя мировы­ми войнами. Он противостоял романтическому, а также и практичес­кому оптимизму, который отстаивали Г. Гегель и его последователи.

Экзистенциализм рассматривает человека как конечное существо, «заброшенное в мир». Жизнь человека трагична, проблематична, вре­менна и даже, по отдельным ситуациям, абсурдна. Человек должен очень хорошо изучить себя, найти внутренние силы для жизни и преодо-Ления сложившегося кризиса. Он руководствуется при этом прин-ципиальным различием между вечностью (бесконечным) и временем конечным), выраженным в суждении: «Бог на небе и ты на земле»

■ Кьеркегор). Экзистенция позволяет человеку выйти за пределы ко-ечности своей жизни, осуществить прорыв в вечное. При этом К. Яс-

Рс> Н. Бердяев, Г. Марсель предлагали осуществлять «прорыв» к Богу

нем обрести свободу, а Ж. -П. Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю

с ентировали на достижение свободы в самом человеке (бытие для

^ или в обществе (бытие для других).

ф Оскольку экзистенция, по мнению представителей этой филосо-' есть внутренняя возможная жизнь, существование своего «Я», то


152 -О Философия медицины ♦ Раздел I -О- Глава 6

она индивидуальна, дана индивиду непосредственно и обычными спо­собами и наукой не познаваема. Но экзистенция всегда направлена на что-то, на кого-то, поскольку человек желает чем-то стать, что-то еде. лать, чего-то достичь. И тогда она открывается индивиду, переходя из внутреннего состояния во внешне воспринимаемое. Экзистенция не соотносима с объектом, вещью, она не объективируется. Подлинное бытие - это «Я», мое внутреннее существование. Все остальное - само по себе, цепь событий, которую человек контролировать не может, так как она вне его экзистенции. Но человек переживает и осмысливает свое «Я» на фоне этих событий.

Основными экзистенциальными признаками человека могут быть: возможность что-то узнать, сделать, чего-то достичь нетрадиционным способом; наличие заботы и ответственности, рождения и любви, стра­ха и совести, отчаяния и надежды, решимости и активности по осуще­ствлению внутренней возможности, которые в совокупности означа­ют истинную его сущность и судьбу. Нетрадиционность познания человеком своей экзистенции состоит в создании особых внутренних ситуаций и состояний (напряженности сознания и всей психики, обо­стрение эмоциональности и воли и т. п. ) или «вхождение» в реальные жизненные ситуации (опасность для жизни, риск, радость и вдохно­вение, порыв и т. п. ). На этом пути человек может воплотить свою ис­тинную сущность (экзистенцию) и добиться чего-то, когда главным ориентиром является свобода. Но конечность экзистенции состоит все равно в трагичности, в смерти человека, в ее неотвратимости.

В религиозном варианте экзистенциализма трансцендирование, т. е. «выход» внутреннего «Я» в мир, осуществляется по направлению к Богу. Обрести подлинную свободу человек может в Боге при жизни или после физической смерти. «Атеистический» экзистенциализм исходит из постулата «Сознание - это свобода» (Ж. -П. Сартр). Свобода достига­ема внутри себя, в духовности и сознании человека.

Экзистенциализм оказал большое влияние на общественные науки за рубежом. Политическая активность Ж. -П. Сартра (который встре­чался с Ф. Кастро и Че Геварой на Кубе, с Н. Хрущевым в Москве), а также других представителей экзистенциализма, способствовала У1" " верждению гуманизма в обществознании, пониманию человека ка* главной ценности социального развития, его уникальности, сложное' ти связей с социумом. Многие представители экзистенциализма за нимались художественным творчеством, выступали пропагандиста^ новой культуры, свободной от тоталитаризма и абсолютизма. Позй тивное воздействие оказал экзистенциализм на изучение психик человека и развитие психологических наук. Экзистенция как возМ°*


Современная западная философия О- 153

оСхь познания человеком самого себя ориентирует духовность лич-оСхи на добро, ответственность, совесть, достоинство. Экзистенци-1ЬНые идеи и методология сохраняют актуальность и сегодня. Они достаточно распространены и в восточной философии.

4. франкфуртская школа

В осмыслении общества и исторического процесса самостоятель­ных философских школ в зарубежной философии меньше, чем уче­ний о человеке. Многие школы и направления обращаются к соци­альной проблематике в свете решения других, более актуальных, по их мнению, проблем. Существуют и относительно самостоятельные философские учения об обществе или об обществе и человеке. К ним можно отнести Франкфуртскую школу, философский историцизм, психоанализ, культурную антропологию, Римский клуб, марджина-лизм и кейнсианство, неомарксизм, прагматизм, социальную страти­фикацию и др. Кратко рассмотрим Франкфуртскую школу.

Она возникла в Германии в 20-х годах XX века в Институте соци­альных исследований в г. Франкфурт. С 1931 г. его директором стал М. Хоркхаймер. Ранее он, а также К. Корш, Д. Лукач, Д. Рязанов (ди­ректор Института марксизма-ленинизма в Москве) выступили с ря­дом статей по социальной проблематике в журнале «Архив истории социализма и рабочего движения». В них критически осмысливалась сложившаяся социальная ситуация в мире. В 1932 г. М. Хоркхаймер основал журнал «Социальные исследования», в котором тематика ста­тей «Архива» получила дальнейшую разработку. Особое внимание об­ращалось на проблемы всеобщего, диалектики, социально-экономи­ческие и социально-культурологические вопросы. Была предпринята п°пытка найти общие черты в идеях гегельянства, марксизма и фрей-дизма. Первыми представителями формирующейся новой школы ста-Ли М. Хоркхаймер, Ф. Поллак, Г. Гроссман, К. Витфогель. Позже к Им присоединились Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Л. Левенталь, • Нейман и др. Их работы и составили новое осмысление общества. тУРы и исторического процесса, период фашизма франкфуртские философы эмигрировали в Же-

У> Париж и Нью-Йорк. После войны Г. Маркузе, Э. Фромм, Л. Ле-

таль и К. Витфогель остались жить в США. Т. Адорно, М. Хоркхай-^ и Ф. Поллак вернулись во Франкфурт. В 1950 г. вновь был открыт титут социальных исследований. В нем стали работать А. Шмидт, ' Негг- Ю. Хабермас.


154 О- Философия медицины О- Раздел I О- Глава 6                  "

Представители Франкфуртской школы выступили против диаде*, тики примирения Г. Гегеля, отстаивали диалектику отрицания, не при. знающую тождества бытия и мышления. Такая диалектика получила у них название «негативная диалектика» (Т. Адорно). Они считали, чТо в обществе много разногласий, противоречий, конфликтов, войн, мне-ний, которые невозможно привести к состоянию тождества, всеобще. му единству. Поэтому в диалектике социального развития основ­ным должно быть не «сближение противоположностей», а выявление разногласий на основе не всеобщего, а индивидуального. Надо «ра3. говорить» реальность, чтобы покончить с абстрактностью идеалисти­ческих систем.

Применительно к обществу негативная диалектика должна была выступить «критической теорией общества». Она и была с успехом использована для переосмысления как существующих социально-фи­лософских концепций, так и реальной экономики, политики, духов­ной культуры общества. Представители школы стремились показать, что идеализм и неокантианство - формалистичны; неопозитивизм «рассеялся, как дым»; рафинированная и амбициозная феноменоло­гия Гуссерля осталась нереализованной; экзистенциализм Хайдеггера есть «примитивный иррационализм». В таком стиле критиковались и другие учения.

Они предложили новую концепцию просвещения. Концепция была призвана развенчать ложные образы культуры и утвердить новые. Зна­ние, считали, например, Т. Адорно и М. Хоркхаймер, стало больше техничным, инструментальным, чем критическим и гуманным. Страх внедрился в сознание и привел к утрате веры в силы разума. Важна не истина теорий, а их практическая воплощаемость в жизнь, функцио­нальность. Необходимо преодолеть единообразность, примитивность и аморфность ценностей, насаждаемых масс-медиа. Развивать иници­ативу, творчество, расширять и доказывать свободу.

Интересна идея М. Хоркхаймера о том, что монополистический капитализм разрушает рыночную экономику и насаждает тоталита­ризм. Кто не желает говорить о капитализме, писал он, тот должен помалкивать и о фашизме. Стремление к прибыли выливается встреМ' ление к социальной власти. Коммунизм как государственный капитз лизм — заурядная версия авторитарного государства, а массовые пр летарские организации стали бюрократическими и не смогут выйти рамки государственного капитализма. Философия индустриально общества - это философия субъективного разума, волюнтаризм-Необходима всеобъемлющая критика социального развития и Д тижение того, чтобы обществом управлял объективный разум. Та


Современная западная философия ♦ 155



азум

 не должен быть тождественным социальной практике. Он обя-

зан

 также добиться отчуждения идеалистических и субъективистских

нЦегший, отбросить их. Объективный разум - это сознание людей, пошедших все «круги ада». Это разум безвестных мучеников концен-ацИонных лагерей, ставших символом человечности, рвущейся на Божий свет. Задача философии — услышать таких людей и перевести (\ идеи на общедоступный язык. Важной проблемой у представите­ли франкфуртской школы стали потребности людей и их полное удов-1еТВорение. Опираясь на учение 3. Фрейда, они считали, что челове­ческие потребности и инстинкты подавлены цивилизацией. Г. Маркузе считал, например, что поворот к цивилизации означал переход от не­медленного удовлетворения потребностей к их отложенному удовлет­ворению; от удовольствия к подавлению удовольствия; от радости (игры) к труду (работе); от восприимчивости к продуктивности; от отсутствия подавления потребностей к гарантированной безопасно­сти личности. Все вместе взятое означает, по его мнению и мнению 3. Фрейда, переход от принципа удовольствия к принципу реальнос­ти. Необходимо отказаться от такой цивилизации. Представители Франкфуртской школы резко критиковали «одномерное общество», т. е. закрытое общество без оппозиции (Г. Маркузе). В таком обществе формируется и «одномерный» человек. Необходимо переходить к де­мократизму, к предоставлению личности больших прав и свобод, к новой культуре, где потребности людей удовлетворяются свободно и полно. Человек, порывая первобытные связи с природой, становится подлинным человеком (Э. Фромм). Дискомфорт своей изоляции от природы он стремится устранить приобретением нового подчинения: или самому подчиниться какой-либо власти, или подчинить себе дру­гих. На этом пути человеку необходима помощь, чтобы сохранить ду­шевное равновесие и сделать правильный выбор, оптимально интег­рироваться в новый социокультурный «град бытия».

В данном аспекте, считал Э. Фромм, человеку предстоит выбор:

'меть или быть? Иметь означает: «Я есть то, что имею и потребляю».

следует чрезмерно стремиться к собственности. Ничто не утешит

ловека, обретшего весь мир. но потерявшего себя. Ориентир для

л°века - быть! Бытие означает для него независимость, свободу и

ичие критического разума, а также обновление, рост, выход из изо-

' Яц" и собственного «Я».

с, аким образом, современная европейская и вся зарубежная фило-

я пРедставляет сложное и многообразное явление духовной куль-

бь                Не^ осмысливаются самые различные процессы и стороны

я- Наиболее распространены философские школы и концепции,


156 ♦ Философия медицины О Раздел


Глава 6


в которых исследуется процесс познания, проблемы языка и понимя ния, человека и общества. Современная философия выступает суще ственным фактором формирования мировоззрения людей, составляет главное его содержание.

Литература

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 4.

Губман В. Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций М., 1996.

Проблема человека в западной философии. М., 1998.

Сартр Ж. -П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы общие черты современной зарубежной философии?

2. В чем заключаются основные идеи и формы позитивизма?

3. В чем состоит сущность экзистенциализма?

4. Что такое герменевтика?

Темы докладов и рефератов

1. Позитивизм и его исторические формы.

2. Учение «философия жизни».

3. Шопенгауэр и Ницше.

4. Герменевтика.

5. Сартр и проблема свободы.

6. Фромм о способах жизни «иметь или быть? »


РЩУ III.

0СШ41Ш ПР0ШМ41 ФИЛОСОФИИ И


и



7


ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ


Проблемы бытия и его форм рассматриваются многими философ­скими системами. Это не случайно. Изучение философских вопросов бытия мира, человека в мире, проблем духа ведет к решению сложных проблем мировоззрения, определяет систему отношений человека к миру и место человека в мире.


1. философское понимание бытия

Проблема бытия является объектом философской мысли более двух с половиной тысячелетий. «Это необходимо говорить и ду­мать, что должно быть бытие: есть лишь бытие, ничто - его нет», — утверждал античный философ Парменид (VI в. —V в. до н. э. ) в поэме «О природе».

Категория бытия является исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира. Пожалуй, невозможно найти философскую систему, в которой бы не ставилась проблема бытия. Отношения бытия отражены в основном вопросе философии, тесно связаны с прошлым, настоящим и будущим в существовании мира, с жизнью и деятельностью человека.

Конкретная и конечная жизнь человека в конкретных и изменяю­щихся условиях приводит к мысли о бренности мира, о пространствен-н°-временных границах его существования. Тревога по поводу конеч-°сти и изменчивости существования человека, окружающего мира, ОтРицание пребывающего бытия отражалась в формулах «все течет» еРаклит), «все суета», «томление духа» (Ветхий Завет). Это экзистен-

Э-тьные основания, попытки осознания своего бытия, бытия мира, _ х°Дяшего и непреходящего, времени и вечности, граничности и °езгРаничности.

Нормирование философской категории «бытие» явилось результа-

быт.

1 Исторического развития философской мысли. В зависимости от Рической эпохи и философской позиции мыслителя в понятие

Ия вкладывалось различное содержание.


160 О- Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 7

Уже в древнегреческой философии это понятие трактовалось це однозначно.

1. Бытие рассматривалось как первоначало мира, основа всех в?
щей. Для милетцев — это конкретный вид вещества, для Гераклита -,
это огонь, вечное движение, развитие, процесс, для атомистов — Это
атомы.

2. Бытие рассматривается как существование. Так, Парменид счи­
тал, что бытие — это то, что имеется за миром чувственных вещей, это
есть мысль, логос — космический разум, истинно сущее. Парменид
учил, что бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно не
имеет прошедшего, ибо прошлое - то, что уже не существует и не имеет
будущего, ибо его нигде нет. Бытие есть вечное настоящее без начала
и без конца, законченное и совершенное, непохожее на изменчивый
мир вещей. Абсолютное совершенство бытия воплощалось в идее сфе­
ры, которая понималась как прекрасная форма среди других геомет­
рических фигур. Знание о бытии человек получает при непосредствен­
ном контакте с разумом, истина открывается без помощи опыта и
логики. Бытие как потаенное присутствие становится непотаенным,
истиной. Человек же является мерой непотаенности сущего.

Учение Парменида о бытии оказало большое влияние на после­дующее развитие этой проблемы в философских системах различных направлений.

В философском наследии Авиценны (Ибн-Сина, 980-1037 гг. ) бы­тие представлено как произведение божественного разума. В бытии Авиценна различает необходимо сущее, которого не может не быть -это Бог, и реально сущее в виде факта, которого могло бы и не быть, Такое бытие является возможно сущим, ибо в себе самом оно не имеет оснований бытия.

Следование по цепи причинно-обусловленных вещей приведет к необходимо сущему — божественному разуму.

В философии Фомы Аквинского (1221-1274) подлинным бытием обладает Бог. Он есть само бытие, а мир обладает лишь ограниченным' не подлинным бытием. Всякое сущее в философии Аквинского состой из сущности и существования. Сущность и существование тождествен ны в Боге, а у сотворенных им вещей они не тождественны и не согл^ суются, ибо существование не принадлежит единичной сути веше Все сотворенное, таким образом, случайно, единично, не связано, пр частно только Богу.

Философия Нового времени ставит проблему познания бытия я позиций приобщения к космическому разуму, а с позиций познз ^ тельных способностей человека. Разуму не непосредственно Д


Философия бытия ♦ 161

необходима познавательная деятельность на основе спосо-методов познания. С'и" кр°ме тог0' мировоззрение Нового времени в качестве подлинно-

бытия рассматривает уже не потаенное бытие, являющееся основа-

, еМ жизни и деятельности людей, но самого человека, его жизнь,

•троение, потребности, способности, психику. Окружающие чувствен-

е предметы и процессы стали восприниматься как единственное

даИнное бытие. На мир перестали смотреть как на божественный порядок. Человек на основании открытых объективных законов осоз­нал свои способности изменять мир. Материалистическая теория бы­тия уже не базируется на ирреальной основе и не облекается в идеа--шстическую мистификацию.

Вместе с тем, в XIX и XX веках наряду с научно-материалистичес­кими взглядами на бытие начался разрыв с рационализмом в трактов­ке последнего. В трудах С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, а затем М. Фуко критикуется разум, выражается осознание некоторы­ми социальными слоями бессмысленности существования, слабости и беспомощности сознания человека. Новое мировоззрение повлекло за собой и иную постановку проблемы бытия, но реальное бытие здесь становится псевдопроблемой. Философия занялась изучением слож­ных фонологических, синтаксических механизмов языка как структу­ры, поиском структурных словесных форм для становящейся мысли. В конечном счете речь идет не о бытии в его многообразных формах, а о лингвистических, математических, геометрических единицах, о фор­ме, но не субстанции. Главной же характеристикой многообразного бытия объявляется неопределенность.

Решение проблемы бытия в русской философии Х1Х-ХХ веков

связывалось со спецификой культуры и мировоззрения русского на-

Рода, с русским религиозным сознанием. Бытие человека и мира не-

Разрывно связано с Абсолютом. Так, В. С. Соловьев (1853-1900) при-

имал за основу бытия сущее. Сущее не есть бытие, ибо это высший

с°лют, однако ему принадлежит всякое бытие. Божественное и при-Лн°е бытие находятся в совечной нерасторжимости друг с другом.

г познает себя во всяком бытии. Действительность Бога не мо-°ыть выведена из разума и логики, существование божественного

ала может утверждаться, по Соловьеву, только актом веры. Однако вСтвУет, кроме абсолютного, еще и потенциальное бытие, пер-Ча атеРия, душа мира, служащая источником множественности век Ых Форм, природным началом. Душа мира осознает себя в чело-т0 ' ° поскольку душа мира причастна к Абсолюту и к человеку, °Век совечен Богу и первая материя является богочеловечест-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...