Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

182♦ Философия медицины ■*> Раздел III ♦ Глава 8 Литература




182  ♦ Философия медицины ■ *> Раздел III ♦ Глава 8 Литература

Боровков М. И., Прокудин Ю. А., Иошкин В. К. Основы философии. СГТб 2003.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

Ильенков Э. В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. М., 1984

Князева Б. Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизация слож­ных систем. М., 1994.

Материалистическая диалектика. В 5 т. Т. 1. Объективная диалектика. М 1981.

Мозелов А. П. Философские проблемы теории естественного отбора. Л 1983.

Пригожин И. Р. Познание сложного: Введение. М., 1990.

Прокудин Ю. А. Диалектика бытия. СПб., 2003

Чижевский А. А. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные исторические формы диалектики Вы знаете?

2. В чем заключается противоположность диалектики и метафизики?

3. Как определить категорию «развитие»?

4. Какие элементы входят в содержание процесса развития?

5. Каковы основные элементы системы диалектики?

6. Что такое синергетика?

Темы докладов и рефератов

1. История развития диалектики и современность.                         <

2. Диалектика как методологическое средство в медицинском познании.

3. Синергетика как новое мировоззрение и медицина.

4. Диалектика и метафизика в истории развития философской мысли и
естествознания.

5. Проблемы развития в живой природе.



 о


ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ

ДИАЛЕКТИКИ

И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

В МЕДИЦИНЕ


В любой сфере бытия, в природе, обществе фиксируются необхо­димые, общие, существенные устойчивые связи и отношения, то есть законы. Всеобщие законы диалектики образуют систему, детермини-руюшую процесс развития действительности. Они специфически про­являются в различных формах движения материи.

1. Проблема противоречий в философии и медицине. Закон единства и борьбы противоположностей

Проблема источника движения и развития всегда была одной из центральных в философии. Наиболее глубоко к проблеме внутренне­го источника развития в период античной философии подходил Ге­раклит. В одном из дошедших до нас фрагментов говорится: «Все про­исходит через борьбу и по необходимости». В эпоху Возрождения идеи античности были дополнены Н. Кузанским, который развил учение о совпадении противоположностей. В последующем категориальное, диалектическое выражение проблема противоречия получила в немец­кой классической философии, в частности в учении И. Канта об ан­тиномиях чистого разума. И, хотя сам И. Кант относил антиномии к °°ласти разума, следует полагать, что перечисленные им противоре-Ия отражают существенные стороны бытия. Идеи о продуктивном, °Рождающем противоречии были обобщены и развиты Г. Гегелем. ликий немецкий философ показал, что все сущее самопротиворе-в°, всякий предмет и явление содержит в себе свое иное, выступает к единство бытия и небытия. Именно в силу этого все явления и дметы обладают самодвижением, внутренней активностью.

марксистской диалектике проблемы противоречия, закона един-

а и борьбы противоположностей рассматривались как наиболее

Ст ественные для научно-философского миропонимания. Закон един-

Су " орьбы противоположностей справедливо характеризовался как

' яДро диалектики, ибо диалектическое решение вопроса об ис-


184 О- Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 9

точнике движения и развития лежит в плоскости познания против0 речия как источника саморазвития и самодвижения.

Необходимо знать, что философские принципы, законы, в том чис ле и закон единства и борьбы противоположностей, категории, явля­ющиеся мировоззренческими формами мышления имеют свой соцц0. культурный, антропологический смысл и должны быть наполнены гуманистическим содержанием. В диалектической концепции проти­воречия отражена проблемность жизни человека, детерминанты его деятельности, содержание и формы жизненных, а порой и смысложиз-ненных поступков личности.

Противоречие - это вовсе не то, что можно запретить, устранить волевым решением и безнаказанно проигнорировать. К тяжелым по­следствиям приводили и приводят попытки недиалектическим путем разрешать объективно-сущие противоречия в жизни общества.

Противоречие реально, актуально, оно существует и в духовном интеллектуальном процессе, в ходе поиска решений социальной, нрав­ственной, естественно-научной проблемы. Противоречие реализует­ся в духовно-предметной деятельности человека, в процессе выбора, творчества, риска, то есть в реализации своей свободы.

Чтобы раскрыть содержание закона единства и борьбы противопо­ложностей, необходимо определить такие понятия как тождество, раз­личие, противоположность, противоречие.

Находясь в многообразных связях и отношениях друг с другом, предметы и процессы проявляют известные сходства и различия. Выс­шее проявление сходства - это тождество, то есть совпадение, равен­ство, одинаковость.

Тождество — это такой специфический вид отношения вещи к са­мой себе и другим вещам, который характеризуется совпадением ДРУГ с другом сторон этого отношения. Но в мире нет абсолютно неразли­чимых, тождественных вещей. Тождество обязательно включает раз­личие, то есть отношения неравенства, несовпадения, неодинаковос­ти предметов и процессов действительности. Различие может иметь разную степень, и крайняя степень различия, взаимоисключаюшие стороны явлений и процессов, из которых они состоят, представляет собой противоположность. Прекрасным примером такой крайней Ф°Р' мы различия являются литературные образы пушкинских героев Оне­гина и Ленского:

Они сошлись, волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж: собой.

(А. С. Пушкин. Евгений Онегин)



Всеобщие законы диалектики и их проявления в медицине ♦ 185

[4з противоположностей состоят как все сложные, так и самые про-

, е предметы и явления действительности. Противоположности, 1 о11ственные вещам и процессам, находятся в органической связи, в напектическом единстве, в отношениях противоречия. Противоре-. ,, е таким образом, - это активное взаимодействие противополож­ностей, их единство и борьба. Категории единства и борьбы раскры­вают характер отношений между противоположностями.

Единство противоположностей характеризуется следующими отно­шениями противоположностей: 1. Противоположности взаимополага­ют и взаимообусловливают друг друга. Каждая из противоположностей существует только потому, что существует другая. 2. Противополож­ности взаимопроникают друг в друга, взаимопросвечиваются друг в друге. 3. Взаимопроникновение противоположностей обусловливает их взаимопереход, взаимопревращение. Это означает, что новое мо­жет стать старым, прогрессивное — реакционным. Все может превра­титься в свое иное, в свою противоположность. 4. Единство проти­воположностей может проявляться как их относительное соответствие, равнодействие. Такое состояние временно, преходяще. 5. Единство противоположностей может выступать как содействие противополож­ных сторон в весьма многообразных формах. В частности, идеолог рус­ского политического радикализма П. А. Кропоткин считал, что взаим­ная помощь — настолько же закон природы, как и борьба. Таковы формы существования единства противоположностей. Однако един­ство существует наряду с борьбой последних.

Борьба представляется в следующих отношениях между противо­положностями: 1. Борьба как противодействие противоположностей. Каждая из сторон влияет на другую, взаимозаменяет ее, вызывает по­явление новых свойств, тенденций. 2. Борьба как взаимоисключе-Ние - противоположности воздействуют друг на друга в режиме рез-к°го обострения, конфликта. 3. Наконец, борьба как взаимоналичие противоположных сторон.

Единство противоположностей в виде их тождества и равновесия Сегда носит временный, относительный характер, а борьба между про-

воположностями абсолютна, как абсолютно движение и развитие.

с°лютность борьбы противоположностей означает, что борьба про­водит на всех стадиях развития предметов и явлений, переход от од-_ ° единства противоположностей к другому совершается в процессе

Рьбы. Развитие предмета есть процесс возникновения, развертыва-

я и Разрешения свойственных ему противоречий. Источник самодви-Ия развивается, иначе он не мог бы быть источником самодвиже-• ° процессе движения противоречия каждая из его сторон играет


Всеобщие законы диалектики и их проявления в медицине О- 187

 систем являются противоречия между стремлением к адапта­ции, гомеостазу и возмущениями внешнего и внутреннего характера. Зхо противоречие разрешается путем реализации имеющихся у жи­вой системы потребностей.

С точки зрения закона единства и борьбы противоположностей болезнь является противоречивым явлением. Она развивается, как считает ряд специалистов в области философии медицины, в борьбе таких тенденций как «полом» и «защита», которые взаимосвязаны и в процессе борьбы отрицают друг друга. С другой стороны, основным противоречием в развитии патологического процесса является борьба между патогенетическими и саногенетическими процессами в организ­ме. В основе этого лежит механизм саморегуляции, сущность которого заключается в том, что величина отклонения приводит в действие сиг­нал управления, регулирующий систему. Механизм компенсации, вос­становления возвращает систему к норме.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей является всеобщим законом движения и развития природы, общества, мышления. Этот закон ориентирует на поиск, сознательное обнаруже­ние и изучение противоречий в самой сущности явлений, на выявление степени их остроты и выбор оптимального способа их разрешения.

2. Диалектика количественных и качественных изменений

Закон единства и борьбы противоположностей отражает источник и движущую силу развития. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм процесса развития. Для выяснения содержания этого закона необходимо определить понятия качества, количества, свойства, меры.

В мире существует бесконечное многообразие вещей и процессов, отличных друг от друга по своим качеством. Качество — это особая 0пРеделенность каждого предмета, явления, по которой мы их и раз­личаем. Г. Гегель считал, что качество есть тождественная с бытием оп-Деленность, и нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, • теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть. Каче-Тв°: таким образом, есть внутренняя определенность объекта, пред-авляющая собой совокупность признаков, определяющих его спе-Фику и черты сходства с другими объектами.

Изменение качества является изменением вещи: теряя качество, . перестает быть тем, чем она являлась и переходит в другую фор-' у сУЩествования.


Всеобщие законы диалектики и их проявления в медицине < ■ 189

количества. Это противоречивое единство, взаимообусловленность °   ется в категории «мера». Мера — это единство качественной и

пичественной определенности объекта, это диапазон количествен-*" [X изменений, в пределах которого сохраняется данное качество.

С категорией меры тесно связано понятие нормы, являющееся од­ним из основных для биологии и медицины. Норма - это биологичес­ки оптимум живой системы, то есть интервал оптимального функци­онирования живой системы. В свою очередь оптимум - это устойчивое функционирование живой системы без включения дополнительных средств обеспечения устойчивого состояния этой системы. Обществу необходим человек с нормальной физиологией и психологией. Нор­мальное состояние человека — это психофизиологический оптимум. Норма как психофизиологический оптимум обеспечивает наиболее свободное существование человека как биосоциального существа, наи­более оптимальное соответствие функций организма изменяющимся условиям его существования.

Качество и количество как диалектические противоположности взаимно исключают друг друга, взаимообусловливают друг друга и пе­реходят друг в друга. Они обнаруживают свое тождество и противопо­ложность в этом переходе и порождают новую устойчивую форму сво­его единства. Такие метаморфозы происходят при количественных изменениях. Невозможно измерить качество какого-нибудь предмета или явления без прибавления или отнятия какого-либо субстрата, то есть без количественного изменения.

Количественные изменения, происходящие с предметом, явлени-е«, не вызывают до определенного момента каких-либо серьезных из­менений качества. Но это до определенного момента. Продолжающе-еся накопление количественных изменений приводит к выходу их за пРеделы меры. Этот переход и есть переход количественных измене­ний в качественные, и одновременно это есть переход к новой мере.

Превращение одного качества в другое, смена одной меры на другую Роисходит скачкообразно. Скачок, следовательно, представляет собой

РМУ. момент, способ перехода от одного качества к другому, это пере-

" Предыдущей количественной постепенности. Подчеркивая, что ска-
Чок           '

~~ это перерыв постепенности в изменениях, нельзя не учитывать,

^ Непрерывность и прерывность - две стороны процесса развития, а

°Щ непрерывное дискретно, а дискретное непрерывно. Следователь-

' сам скачок содержит в себе момент непрерывности, состояние скач-

г, Язано с предшествующим состоянием и является его продолжением.

Ор и сопровождаются существенными изменениями в структурной

Чий Изации предметов и проходят стадии количественных измене-' НеУстойчивой структуры, разрушения и перестройки структуры.


190 •> Философия медицины О- Раздел III О Глава 9

Такая логика действия закона просматривается на примере митоза способа деления клеток, связанного с перестройкой клеточных струк^ Стадии митоза включают в себя интерфазу, когда деления еще нет, но клетка готовится к митозу, увеличивает свои размеры, энергетические резервы Затем осуществляются эволюционные процессы на стадиях профазы, щР тафазы, анафазы, телофазы и, наконец, скачок — деление клетки. Таким образом, развитие совершается так, что количественные изменения, пе­реходя меру, приводят к коренным качественным изменениям, совер­шающимся в форме скачка. В свою очередь, качественные изменения порождают новую меру для дальнейшего количественного изменения

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений несет серьезную методологическую нагрузку. Важным вопросом в те­оретической медицине является вопрос о гранях между здоровьем и болезнью, нормой и патологией (см. схему). Именно количественно-качественный подход позволяет определить достаточно подвижные грани между здоровьем и болезнью, определить их слагаемые и соци­альные критерии. Этот вопрос является предметом специального рас­смотрения. Закон взаимоперехода количественных и качественных

 

Человеческая

общественная жизнедеятельность

Качественное состояние   Качественное состояние
Здоровье

Болезнь


Общее:

социаль­но-биоло­гические характери­стики


Состояние телесного, психического, социального благополучия; устойчивое функциони-V рование


«Стесненная в своей сво-боде жизнь» (Маркс К., Энгельс Ф., собр. соч. Т. 1., с. 64)

— ограничение функций,

— искажение информации
от среды,

— нарушение связей
в организме,

— особые биологические
закономерности


 ^


Особенное:

социально-биологи­ческие характери­стики


 


Особенное:

биологичес­кая харкте-ристика


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...