Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях




2. Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях

Предлагаемая система носит целостный характер, категории субор­динированы в соответствии с содержанием принципов. Система но­сит открытый характер для изменений и дополнений.

Главным принципом диалектики является принцип развития, суть которого заключается в следующем: все без исключения предметы и явления действительности находятся в вечном движении, возникно­вении и уничтожении, то есть в развитии.

Развитие представляет собой направленное необратимое измене-Ние- Содержание процесса развития, его предмет, условия, движущие СИлЬ1, характер, направленность могут быть осмыслены на основании энных естествознания, биотической эволюции (см. схему).

Яется

" редметом биотического развития, его элементарной ячейкой яв-

 популяция, которая развивается при внутренней детерминации,

взаимодействии внутреннего и внешнего в конкретных условиях. Формой развития живого является биогеоценоз - совокупность нородных природных явлений (атмосферы, растений, почвы и т. д. ), т°Рые имеют свою специфику взаимодействия слагающих ком-

Понентов.


176 ♦ Философия медицины ♦ Раздел Ш ♦ Глава 8

Развитие в живой природе





    о.
    о
    ь Е
    о 5
    1 §
    х т
    X I
     
  X й о
  го , X
  V X
    X ^_
     
Н   о Э
> > X  
  > =; ё 1
  о  
   
    и И
    чз о
     
    о. х
    о

Источники

и движущие

силы

эволюции


н

со

ГО

Си

ш н

Си

X


 

МИКРО-И МАКРО­ЭВОЛЮ­ЦИЯ   Направлен­ность развития

Приспособ-] ление

Выживае­мость

Организация Деструкция


Проблема развития в ее философском измерении включает в себя вопрос источника и движущей силы. Источником развития является внутренняя противоречивость явления. Понятие движущей силы не тождественно понятию источника. Источник - это непосредственная, «делающая» причина развития, процесс, из которого вытекает какой-то результат. Движущая сила отражает особый класс причин, опосредо' ванно воздействующих на процесс, связанных с побуждением « делать»-

Источником развития в живой природе является борьба за суще­ствование, которая представляет собой многообразие противор^' чий: между особями вида и средой, межвидовые и внутривидовые про­тиворечия.

Движущей силой, факторами эволюции выступают мутационнЫ процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Пс ледний представляет собой отбор способности, обеспечивающей живание популяции, вида.

Следует также учитывать, что любое развитие, в том числе тическая эволюция, основывается на вероятностном детерминизм '



 


Диалектика и метафизика как концепции развития... ♦ 177

алектике необходимого и случайного. Случайность вносит в эволю-

онный процесс неопределенность, делает его неустойчивым, порож-

т новые возможности развития органических форм. Главным гене-

Ор0м случайности в живом является мутационный процесс. Однако, , )КТОром, вносящим определенность в эволюцию, является естествен­ный отбор. В результате естественного отбора осуществляется диалек­тическое превращение случайного в необходимое, возможного в дей­ствительное.

Развитие осуществляется путем постепенного количественного и скачкообразного качественного изменения. На биотическом уровне такой характер развития реализуется в микро- и макроэволюции, в результате которых происходит дивергенция, конвергенция, образо­вание подвидов, видов, классов.

Внутренняя противоречивость развития проявляется в его на­правленности, в единстве прогрессивной, восходящей ветви и ре­грессивной, нисходящей ветви развития. Направленность развития осуществляется посредством механизма диалектического отрицания, существенным моментом которого является преемственность, удер­жание в новом качестве всего положительного и жизнеспособного от предыдущих этапов развития.

В живом направленность объективируется посредством запрета на многие комбинации в развитии вида и посредством сохранения вари­антов, имеющих шансы выжить.

Процесс развития можно определить как связанную последователь­ность направленных, необратимых количественных и качественных изменений и входящих в них диалектических отрицаний, вызванных противоречиями системы.

В процессе развития философской мысли оформились две концеп­ции развития: метафизическая и диалектическая. Термин «метафизика» имеет свою историю происхождения. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (I в. до н. э. ) озаглавил таким термином трактаты Аристотеля, которые поместил в собрании сочинений после «Физи­ки». В этих трактатах излагалось учение о началах бытия. До XVIII века етафизикой называли философствование по поводу выходящих за пре-ЛЬ1 опыта начал существования. Затем понятие метафизики стали Рименять в смысле антидиалектического способа мышления. Мета-Изика - метод, тяготеющий к построению однозначной статичной кар-Ны мира, отрицающий саморазвитие бытия, подменяющий изучение Активной реальности построением априорных, абстрактных схем.

Метафизика ищет внешний источник развития материи и поэто-еДет к идеализму, религии. Метафизика сводит развитие или толь-


 


178 О- Философия медицины О- Раздел III -О- Глава 8

ко к непрерывной, эволюционной или только к прерывистой, кообразной формам.

Метафизика проявляется и в методологической ориентации совре. менной науки. Она ориентирует на исследование явлений без учета цх материального единства, развития, без учета системы отношений каж­дого явления с другими. Базируясь на метафизическом методе мыщ. ления, современный креационизм пытается доказать невозможность объяснения биогенеза, эволюции живого законами природы. Виды синтеза, которые обосновываются дарвинистами, по мнению сторон­ников креационизма, не могут осуществляться самопроизвольно. На­ука способна фиксировать лишь процессы функционирования струк­тур. Но почему они функционируют определенным образом, и где формируются правила, согласно которым функционирует живой орга­низм, — ответы на эти вопросы наука оставляет за скобками. Эти пра­вила формируются на уровне Логоса, цель и правила эволюции дают­ся Творцом. Творец как фактор номер I вместе с законом химии, энергии мог обеспечить возникновение живого из неживого.

В современных исторических условиях диалектика нередко отвер­гается, ее представляют как образец донаучного мышления, как част­ный случай метода проб и ошибок, как туманную эмпирическую, опи­сательную и догматическую теорию.

Сторонники такого отношения к диалектике упускают из виду тот факт, что диалектика - это строгая, обоснованная форма категориаль­ного развития мысли, форма логически корректного и доказательного диалога. Диалектика есть форма мышления, отражающая реальную динамику бытия, ритм живой действительности.

Исследователь истории науки Л. Грэхэм обоснованно утверждает, что диалектико-материалистический подход претендует на превосходство над существующими и конкурирующими с ним универсальными система­ми мышления. Такая позиция подтверждается созданием синергетики.


3. Синергетика как современное мировидение

Синергетика — новая междисциплинарная область знания. Это тео­рия самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов - эволюции и самоорганизации сложных систем.

Это теория разработана И. Р. Пригожиным и его коллегами в р^' ках брюссельской школы.

В основных понятиях синергетики отражена общность процесс" зарождения, усложнения, видоизменения и тенденций к распаду стрУ


Диалектика и метафизика как концепции развития... ♦ 181

еВрашая его в поле для рождения нового. Это путь созидания, воз-

жНОсть нового диалога человека с природой. Осуществляя выбор

ути через нелинейную ситуацию, бифуркацию, субъект одновремен-

' выбирает объективно присущий самой природе путь эволюции.

Гинергетика и появилась как ответ науки на вызов действительности

аедовать естественному пути развития вещей.

Синергетика открывает новые подходы к здоровью человека, а ле­чение обретает образ открытия себя. Лечение и излечение предстают как синергетические процессы, при которых в самом человеке обна­руживаются скрытые установки на здоровое будущее.

Синергетика предлагает с позиции своего научного аппарата изу­чать организм как целостную открытую систему, характеризующуюся особым типом взаимодействий ее частей. Очевидно, что любое пато­логическое явление, возникающее в органе, ткани служит источни­ком возмущения не только этого органа, но и других. При этом воз­можно не только нарушение каких-либо связей, а формирование новых патологических связей, означающих наличие и прогрессирование заболевания.

Примером применения методологической функции синергетики являются исследования процессов взаимодействия систем человечес­кого организма с геокосмическими факторами. Геокосмические фак­торы представляют собой флуктуирующую систему, вариабельный ат­трактор. Такую же сложную систему являет собой и человек. Комплекс геокосмических факторов способен вызвать и вызывает разнонаправ­ленные изменения параметров организма. Сложность объяснения это­го процесса потребовала применения методологии синергетики. Ока­залось, что при флуктуирующем режиме аттракторов среднемесячные суммы корреляций лейкограмм, электролитного баланса, ферментно­го статуса крови синергетичны со среднемесячной динамикой косми­ческих лучей. Исследования показали, что биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической при­спосабливаемое™ к изменениям факторов среды. Возникающий ха­ос компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему.

Таким образом, синергетика становится способом не только позна-

Ния. но и создания реальности, влечет за собой новый диалог человека

с Природой. Однако следует признать, что синергетика диалектична,

одержит в себе диалектику, ибо во многом пользуется ее категориаль-

ь'м строем, рассматривает проблемы эволюции, системности, взаи-

0Действий, а также проблемы случайности, необходимости, возмож-

°сти и действительности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...