Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БИЛЕТ 8 Оборотные средства




Проблема экономического выбора. Вмененные издержки. Понятие экономической эффективности. Принцип сравнительного преимущества. Кривая производственных возможностей. Экономический рост и пути его достижения.

Поскольку ресурсы являются ограниченными, экономика не может предоставить людям неограниченного выпуска товаров и услуг. Поэтому люди должны делать выбор, какие товары и услуги производить, а от каких отказаться. Кроме того, нужно иметь в виду, что, одни и те же средства (ресурсы, деньги) могут быть использованы лишь в одном виде производства. Например, деньги, израсходованные на покупку домны для производства чугуна, не могу одновременно быть истрачены на производство мороженого. Человек, использующий свой труд для выпечки хлеба, не может одновременно заниматься ремонтом ЭВМ. В этом смысле, используя какой – нибудь ресурс, мы теряем возможность использовать этот же ресурс каким – нибудь другим образом. Эту потерю можно измерить и оценить с помощью альтернативных издержек.

Альтернативные издержки – это затраты на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях. (Робинзон: картошка и кукуруза).

В экономической литературе имеется немало синонимов термина «альтернативные издержки». К ним относятся: «альтернативная стоимость ресурсов», «вмененные издержки», «имплицитные издержки», «издержки упущенных возможностей».

Итак, сделав выбор – что производить, необходимо определиться - как производить. Например, Для получения куриных яиц можно завести «домашнюю курочку», а можно построить ферму или птицефабрику. Какой способ следует выбрать – тот который является наиболее эффективным.

Экономическая эффективность – это такая ситуация, в которой при заданных производственных ресурсах и технологии невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество других товаров. (Лимонад, жевательная резинка: 2 случая. Ситуация 2 свидетельствует о том, что производство на данной пищевой фабрике экономически эффективно.).

С понятием экономической эффективности тесно связано понятие сравнительного преимущества.

Сравнительное преимущество – способность производить продукцию с относительно меньшими альтернативными издержками.

Пример. Горшечник затрачивает на лепку на гончарном круге одного горшка 16 минут, еще 4 минуты ему необходимы для росписи горшка. Его ученик затрачивает на лепку 24 минут, а на роспись – 16 минут. Если горшечник и ученик будут лепить и расписывать горшки каждый сам по себе, то за 8-часовой рабочий день (8*60 = 480 минут) они смогут произвести максимально 480: (16+4) + 480: (24+16) = 24 + 12 = 36 горшков. Можно, конечно, разделить между ними работу: мастер будет только лепить горшки, а ученик – только расписывать. Но в этом случае их общая производительность будет еще меньше – 480: 16 = 30 горшков.

Экономический подход к данной проблеме предполагает ответ на вопросы:

1) кто из них лучше расписывает горшки?

Ответ – мастер, так как он расписывает в 4 раза быстрее, чем лепит (16:4), в то время как ученик – только в 1,5 раза быстрее расписывает, чем лепит (24:16);

2) кто из них лучше лепит горшки?

Ответ – ученик (несмотря на то, что он на эту операцию затрачивает больше времени, чем мастер), так как он лепит всего в 1,5 раза медленнее, чем расписывает, в то время как мастер – в 4 раза медленнее.

Следуя принципу сравнительного преимущества, ученик, занимаясь только лепкой, сможет сделать 480:24 = 20 горшков. Мастер, слепив за 320 минут 20 горшков (20*16 = 320), за оставшиеся 160 минут успеет расписать все горшки (4 * (20+20) = 160). Организовав работу таким образом, мастер и его ученик достигнут «пика» своей совместной производительности – 40 горшков за рабочий день.

Использование принципа сравнительного преимущества позволяет наиболее полно применять имеющиеся ресурсы, делает распределение ресурсов эффективным.

Проиллюстрировать экономическую эффективность можно с помощью кривой производственных возможностей.

Ограничения: Ресурсы используются полностью, то есть экономически эффективно, количество ресурсов не меняется и производится 2 товара.

При увеличении объема производства товара альтернативные издержки производства этого товара будут увеличиваться:

1 – альтернативные издержки Т1 малы, а Т2 велики.

2 – альтернативные издержки Т1 растут, а Т2 уменьшаются.

3 – сочетание товаров, при котором производство не эффективно.

4 – сочетание товаров, которое мы не можем произвести ни в каком случае.

Кривая производственных возможностей (КПВ) – геометрическое место точек, показывающих сочетание двух продуктов, которые мы можем произвести при полном использовании всех имеющихся ресурсов в заданных технологиях.

Эта кривая характерна для определенного оборудования. Изменится оборудование – изменится кривая.

Закон возрастания альтернативных издержек:

при замене производства одного блага производством другого блага (продукта) в условиях полной занятости ресурсов альтернативные издержки производства второго блага возрастают.

Расширение производственных возможностей, достижение точек, находящихся выше графика производственных возможностей – это экономический рост.

Экономический рост – это процесс расширения производственных возможностей общества.

Графически экономический рост выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо.

Если учесть, что на кривой трансформации уже достигнута полная занятость наличных ресурсов, то экономический рост возможен только двумя путями:

1) экстенсивный рост – экономический рост за счет увеличения количества применяемых факторов производства, в том числе и за счет естественного роста при неизменном качестве. Это возможно при естественном росте трудоспособного населения, при вовлечении в производство тех людей и их групп, которые раньше не рассматривались в качестве трудового ресурса (подростки, пенсионеры, домохозяйки, инвалиды), при вовлечении в хозяйственный оборот ранее не задействованных земельных, водных и других природных ресурсов, при увеличении объема производства на старой технической основе за счет роста производственных площадей;

2) интенсивный рост - экономический рост за счет повышения качества факторов производства без дополнительного прироста из количества. Сюда относятся: применение более квалифицированной рабочей силы, инвестирование в производство, замена технически и морально устаревших машин и оборудования новым, более производительным, применение новых технологий производства, в том числе и новых технологий бизнеса.

 

3. Теория потребительского поведения. Понятие товара. Предельная полезность товара. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Кривые безразличия. Аксиома предпочтения. Бюджетное ограничение. Эффект дохода. Эффект замещения.

Товар – это продукт труда, произведенный для продажи с целью обмена на другие продукты труда или деньги. В более общем смысле нужно говорить не просто о товаре, а об объекте торговли. (пирожки, собакиJ)

Объектами торговли могут быть:

- вещественные объекты (производственные, потребительские товары);

- услуги (по перевозке, хранению, лечению, страхованию, посреднические услуги и т.д.);

- аренда основных средств (срок до месяца – рентинг, от месяца до года – хайринг, более года – лизинг);

- лицензии на изобретения, производственные и коммерческие секреты, ноу-хау (знать “как сделать”), право на использование товарного знака, названия и т.д. включая имидж.

И вот теперь можно ввести более общее определение товара с точки зрения маркетинга:

Товар – это не предмет сам по себе, а средство, комплекс для решения проблемы потребителя (клиента) наилучшим образом (по виду, сорту, удобству, времени, финансовым возможностям, уровню подготовки клиента, упаковки и т.д.).

В процессе обмена у товара появляются два свойства:

1. Свойство удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для потребителя, т.е. обладать общественной полезностью (потребительской стоимостью).

2. Свойство обмениваться на другой товар или деньги в определенных количественных пропорциях, т.е. обладать меновой стоимостью.

Например, по какой цене вы готовы купить мотоцикл? Или на что из имеющихся у вас вещей вы готовы его обменять? Ответ будет зависеть от ваших субъективных представлений о полезности мотоцикла для вас лично. Очевидно, если с раннего детства вы мечтали увидеть себя за его рулем и уже имеете водительские права, то его ценность для вас высока, вы готовы заплатить за него достаточно высокую цену, конечно, при наличии соответствующего дохода. Если же вы вообще боитесь ездить на мотоцикле, его цена вас не интересует, потому что он вам не нужен даже даром.

Вывод: Каждый отдельный покупатель ищет ценность товара в его полезности для себя.

понятия предельная полезность. Согласно этому решению величина ценности материальных благ определяется величиной пользы данного блага для конкретного человека. При этом речь идет не вообще о величине пользы, а о предельной полезности вещи.

Предположим, что вы живете один на необитаемом острове, все необходимые блага имеются у вас в изобилии. Других людей на острове нет, есть только ваше отношение к вещам. Допустим, что вы собрали урожай в 10 мешков зерна – это ваша основная пища. Пусть 2 мешка зерна вам нужны больше всего, это ваш минимум пищи, чтобы не умереть с голоду. Эти 2 мешка зерна имеют для вас наивысшую полезность, которую обозначим условно числом 10. Еще 2 мешка нужны для корма корове, дающей вам молоко. Их полезность обозначим числом 8. Следующие 2 мешка зерна необходимо сохранить как семенной фонд для посева в будущем году. Их полезность будет равна 6. Еще 2 мешка понадобятся вам для улучшения питания в течение года. Полезность этих мешков равна 4. Вы израсходуете 1 мешок для производства хлебного кваса. Его полезность – 2. А последний мешок зерна вы используете для подкормки птиц, прилетающих к вашей хижине по утрам и радующих вас своим пением. Полезность последнего мешка равна 1. При названных условиях это и будет предельная, наименьшая, полезность, определяющая ценность зерна.

Предельная полезности товара (блага) – это полезность единицы (наименьшая польза) из имеющегося запаса данного вида продукта.

Если зерна у вас собрано 20 мешков, а для удовлетворения ваших потребностей вам нужно только 10, и других потребностей, которые можно было бы удовлетворить с помощью данного блага, у вас нет, то его предельная полезность будет равна 0, и ценность его равна для вас 0. Если же у вас будет только 8 мешков зерна, то на квас и для птиц зерна не останется. Эти потребности останутся неудовлетворенными, а ценность (и предельная возможность) зерна для вас повысится до 4. А если вы соберете только 2 мешка зерна, т.е. ровно столько, сколько требуется вам, чтобы не умереть с голоду, то его ценность будет наивысшей – 10.

Таким образом, самую большую ценность имеют первые 2 мешка зерна, достаточно высокую – следующие 2, потом ценность зерна убывает, доходя до 0 при изобилии данного блага сверх ваших потребностей.

Иными словами – ценность единицы какого-либо блага определяется степенью важности той потребности, которая удовлетворяется с помощью этой единицы.

На основе всего вышесказанного о полезности товара для потребителя можно сформулировать закон убывающей предельной полезности.

Закон. Предельная полезность вещи для потребителя (человека) убывает с каждым приростом того его количества, которое есть в его распоряжении в данный период времени.

Каждый потребитель устанавливает свой порядок предпочтения по отношению к товарам, имеющимся на рынке.

Пример. Свой день рождения вы решили отпраздновать в кругу 4 самых близких друзей и угостить их набором из двух продуктов: пиво и пицца. Каковы варианты вашего поведения в процессе выбора этого набора?

Вариант 1. Вы рассуждаете о количестве первого и второго продукта. Набор из 1 бутылки пива и 2 пицц (набор А) слишком мал для вас и ваших друзей. Напротив, набор из 16 бутылок пива и 10 пицц (набор В) – очень велик. А набор, состоящий из 8 бутылок пива и 4 пицц (набор С) – это то, что надо. Следовательно, вы как потребитель предпочитаете набор С наборам товаров А, В.

Вариант 2. Вы не можете отдать предпочтение тому или иному набору товаров. Вам подходят набор С1, набор С2, набор С и др. Это говорит о том, что в данный момент вам безразлично, какой из перечисленных наборов использовать. Это ситуация графически может быть отражена в виде кривой безразличия (рис. 4.1).

Кривая безразличия – геометрическое место точек, отражающих те или иные равноценные для данного потребителя наборы из товара «Х» и товара «Y».

Наборы С, С1, С2, лежат на одной кривой безразличия D1D1. На плоскости можно построить бесчисленное множество непересекающихся кривых безразличия DiDi, отражающих другие сочетания продуктов U и C. Наборы, лежащие на каждой из этих кривых, равноценны между собой, но наборы, лежащие, например, на кривой D1D1, не равноценны наборам на кривой D2D2 и наборам на кривой D3D3.

На кривой D2D2 имеются точки, содержащие одновременно большее количество, как товара C, так и товара U по сравнению с точкой С на кривой D1D1. Пример, точка Е.

Иначе говоря, вводится аксиома предпочтения. Аксиома предпочтения. Большее количество товаров, входящих в набор, всегда предпочитается меньшему их количеству, т.е. существует определенная иерархия предпочтений.

Допустим, что одна бутылка пива стоит 15 рублей, а цена одной пиццы составляет 30 рублей. Предположим, что имеется 240 рублей. Если все свои деньги вы пустите на покупку пива, то сможете приобрести 16 бутылок (240:15). Обозначим эту ситуацию на графике точкой М. Если же вам нужна только пицца, то вы купите 8 штук (240:30). Эту ситуацию обозначим точкой К. Линия, соединяющая точки М и К, представляет собой бюджетное ограничение.

На графике бюджетная линия пересекается с кривой безразличия D1D1 только в одной точке С, которая называется точкой равновесия. Точка равновесия отражает максимально возможную полезность при данном ограниченном доходе, т.к.:

1) точки на более высоких кривых безразличия недостижимы при данном бюджетном ограничении;

2) другие точки на линии МК соответствуют более низким кривым безразличия и соответственно воплощают в себе худший, чем на линии D1D1, набор товаров.

Допустим, что одна бутылка пива подорожала: стала стоить не 15 рублей, а 21,8. А пицца подешевела с 30 рублей до 20 за штуку. Чем же определится в этом случае выбор потребителя – ваш выбор? С одной стороны, у вас есть стремление остаться на «своей» кривой безразличия, т.е. сохранить уровень потребления, привычный для вас. С другой стороны, ничего не поделаешь, вам придется изменить сочетание товаров на этой кривой безразличия в сторону уменьшения покупок подорожавшего товара и увеличения покупок подешевевшего товара.

Эта реакция потребителя на изменение цен называется эффектом замещения. Эффект замещения – это сохранение достигнутого уровня потребления с изменением цены при неизменном уровне дохода.

Вернемся к примеру. Если весь доход (240 рублей) вы потратите на пиво, то теперь в изменившихся рыночных условиях сможете купить не 16, а только 11 бутылок. Обозначим точку этой покупки М1. Если весь доход потратить на пиццу, то можно купить уже не 8, а 12 штук. Обозначим эту точку К1. Таким образом, бюджетная линия изменяет свой наклон и трансформируется из МК в М1К1. Оставаясь на той же кривой безразличия, точка равновесия перемещается из точки С в точку С2 (рис. 4.4). Теперь вы достигаете равновесия при наборе из 6 пицц и 6 бутылок пива. Движение по кривой безразличия отражает сохранение уровня вашего потребления при новой системе цен. Наборы С и С2 для вас равнозначны, иначе они не располагались бы на одной кривой безразличия.

 

А что произойдет, если вдруг ваш доход увеличится на 30 рублей и составит 270 рублей при неизменных ценах (пиво – 15 рублей, пицца – 30 рублей)? Теперь, если вы весь свой доход потратите на покупку пива, то сможете купить 18 бутылок пива. Если же потратите все деньги на покупку пиццы, то сможете купить 9 штук. Новая бюджетная линия примет вид М2К2. Отметим, что она будет параллельна прежней бюджетной линии М1К1 (рис. 4.5).

Итак, увеличение дохода выражается в перемещении бюджетной линии на более высокий уровень. Уровень потребления первого и второго товаров увеличится. Это явление получило название эффекта дохода. Эффект дохода – это изменение достигнутого уровня потребления с изменением дохода при неизменных ценах.

 

4. Спрос и предложение. Функция спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса. Функция предложения. Кривая предложения. Факторы предложения. Точка рыночного равновесия. Избыток и дефицит предложения. Государственное регулирование рыночного равновесия. Фиксация цен. Налоговое регулирование.

 

Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, их желание его купить.

Если спросить у студента: «Рыба по курсовой работе нужна?», то девять из десяти воодушевлено спросят: «У кого?». Ответьте: «У такого-то, по 50 баксов». «А-а. Нет, не нужна».

Оказывается, что товар нужен не вообще, а по приемлемой цене, т.е. по цене до определенной границы. С учетом бюджетных ограничений потребителя приходится говорить не об абсолютном спросе вообще, а о платежеспособном спросе.

Платежеспособный спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, подкрепленных доходом (покупательной способностью) потребителя.

Такое определение спроса означает, что потребитель не только хочет, но и может купить этот товар.

Функция спроса – это взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами.

Эта функция может быть представлена в виде

VспрA = f (ЦA, ЦB,…, ЦZ, неценовые факторы),

где VспрA – объем спроса на товар А в единицу времени; ЦA – цена товара А; ЦB,..., ЦZ – цены других товаров; неценовые факторы – доход и уровень благосостояния покупателя, его субъективные вкусы и предпочтения; мнение покупателей о своих перспективах; мода, сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром.

Объем спроса – это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени (день, месяц, год и т.д.).

Теперь допустим, что все факторы, кроме первого, в данном выражении неизменны, являются постоянными. Тогда объем спроса будет реально зависеть только от изменения одного фактора – ЦЕНЫ. Таким образом, осуществляется переход от общей функции спроса к функции спроса от цены:

VспрA = f (ЦA).

Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара. Каждый потребитель имеет свою цену спроса на тот или иной товар. Графически зависимость цены спроса от количества товаров выражена в виде кривой спроса.

Кривая спроса показывает, какое количество товара (Vспр) потребители приобрели бы при различных уровнях цены (Ц) (рис.8.1).

Как видно из графика, при нормальных условиях возрастание цены приводит к уменьшению спроса на товар. Данную ситуацию можно выразить в виде закона спроса.

Чем больше количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара.

Предложение – вся совокупность представленных на рынке в каждый данный момент времени товаров и услуг.

Главным условием, определяющим готовность продавца к продаже, является цена товара.

Стоимость товара, с точки зрения потребителя, определяется через предельную полезность. С точки зрения производителя, о цене нельзя говорить, не касаясь проблемы издержек производства.

Издержки производства в самом общем виде представляют собой затраты труда, земли, природных ресурсов, машин, оборудования на производство данного товара.

Функция предложения – это взаимозависимость между предложением товара и определяющими его факторами.

VпрА = f (ЦА, ЦВ, …., ЦZ, неценовые факторы),

где VпрА – объем предложения товара А в единицу времени;

ЦА – цена товара А;

ЦВ, …., ЦZ – цены других товаров (включая цены на ресурсы и ожидания изменения цен);

неценовые факторы – применяемая технология; налоги и дотации; природно-климатические условия, число продавцов на рынке.

Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях в единицу времени.

Если все факторы, кроме первого – цены данного товара, принять за неизменные, то от общей функции предложения можно перейти к функции предложения от цены:

VпрА = f (ЦА).

Зависимость предложения от цены выражается в виде кривой предложения ПП (рис.8.7), которая показывает, какое количество товара производители продали бы при различных уровнях цены Ц.

Каждому количеству товаров и услуг соответствует своя цена предложения.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара.

Аналогично закону спроса формулируется и закон предложения.

Объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее снижении.

Итак, мы рассмотрели две стороны рыночного обмена – спрос и предложение и исследовали факторы, которые влияют на каждую из этих сторон в отдельности. Между тем реальная купля-продажа товара возможна только при соединении (уравновешивании) спроса и предложения. Как же осуществляется механизм рыночной координации?

Совместим кривые спроса и предложения на одном графике (рис. 10.1). Обе кривые пересекаются в точке R, в которой как спрос, так и предложение равны одинаковому количеству товара (V*) при одинаковом уровне цены (Ц*). Объем спроса равен объему предложения.

 

Цена равновесия – это цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение:

Vспр = Vпр = V* при Ц = Ц*.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Однако состояние равновесия неустойчиво.

Например, если реальная рыночная цена (Ц1) выше цены равновесия (Ц*) (рис. 10.2), объем спроса составит величину V1спр, а объем предложения – V1пр. В этом случае V1пр> V1спр. Возникает избыток предложения (Δ Vпр), равный:

Δ Vпр = V1пр - V1спр.

 

Если реальная рыночная цена (Ц2) оказывается ниже цены равновесия (Ц*) (рис. 10.4), то при этой цене объем спроса достигает значения V1спр, а объем предложения – V2пр (V2спр> V2пр). Возникает избыток спроса, т.е. дефицит (Δ Vспр), равный:

Δ Vспр = V2спр - V2пр.

 

В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар, лишь бы получить товар, которого для всех желающих не хватает при этой цене.

Государство может воздействовать на рыночное равновесие двумя способами:

- фиксацией цен;

- налоговым регулированием.

Уровень существующих цен равновесия по тем или иным причинам может не устраивать государство. В этой ситуации гос-во может установить фиксированные цены. Может устанавливать фик. цены выше цен равновесия, что приведет к избытку предложения и ниже цен равновесия, возникает дефицит.

Все налоги можно разбить на две большие группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при покупке товара.

Однако

- Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж.

- Косвенные налоги снижают выручку производителя

 

 

5. Эластичность спроса и предложения. Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса. Формула дуговой эластичности. Связь эластичности и выручки. Факторы ценовой эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения по цене. Зависимость эластичности предложения от фактора времени.

Эластичность – это степень чувствительности спроса или предложения к различным факторам.

эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена.

Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) – это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар.

Прямая эластичность спроса показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

Математически прямая эластичность может быть выражена в виде коэффициента эластичности, который находится как отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены:

или,

где DVспр – изменение объема спроса при изменении цены с Ц1 до Ц2; Vспр – объем спроса (или Vспр1, или Vспр2, или (Vспр1 +Vспр1)/2); DЦ – изменение цены; Ц – цена (или Ц1, или Ц2, или (Ц12)/2).

 

Так как цена и спрос всегда движутся в противоположных направлениях, то эластичность спроса по цене всегда отрицательна. Поэтому обычно оперируют с абсолютным значением прямой эластичности спроса (½ ½). Коэффициент ценовой эластичности может иметь различные значения (рис. 9.2).

Ситуация 1. . Кривая спроса расположена вертикально. Это значит, что спрос абсолютно не чувствителен к цене. Как бы продавец не изменял цену, объем спроса будет оставаться постоянным. Такой спрос называется абсолютно неэластичным.

Ситуация 2. . Кривая спроса расположена горизонтально. Это означает, что покупатели готовы купить по данной цене любое количество товара. Абсолютно эластичный спрос.

Ситуация 3. . При увеличении (уменьшении) цены товара на 1% спрос уменьшается (увеличивается) ровно на 1%. Такой спрос называется единичным.

Ситуация 4. . Спрос эластичен: при увеличении (уменьшении) цены товара на 1% объем спроса уменьшается (увеличивается) более чем на 1%.

Ситуация 5. . Спрос неэластичен: при увеличении (уменьшении) цены товара на 1% объем спроса уменьшается (увеличивается) менее чем на 1%.

Эластичность спроса по доходу – это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%.

или,

где DД, Д – изменение доходов и доходы потребителей.

Для изучения эластичности спроса по доходам необходимо группировать потребителей по более или менее одинаковому уровню дохода. Как правило, выделяют:

- лица с высоким доходом;

- лица со средним доходом;

- лица с низким доходом.

Варианты зависимости спроса от дохода могут быть различны (рис. 9.5).

Кривая АА (). Спрос неэластичен по доходу. Это значит, что с ростом дохода на 1% спрос возрастает менее чем на 1%. Такие товары называются товарами первой необходимости. Неэластичный по доходу спрос на эти товары обусловлен во многом «физиологическим» уровнем потребления. Можно быть миллионером, можно принадлежать к среднему классу и потреблять одинаково по «4 куска хлеба» за обедом.

Кривая ВВ (). Спрос эластичен по доходу. Это означает, что с увеличение дохода на 1% спрос возрастает более чем на 1%. Такие товары называются предметами роскоши: спрос на них чрезвычайно чувствителен к доходу потребителя.

Кривая СС ( при Д< Д0; при Д> Д0). До определенного уровня дохода спрос на такой товар неэластичен по доходу (и на этом участке не отличается от товаров первой необходимости). После определенного уровня дохода эластичность спроса на такой товар становится отрицательной. Это значит, что с ростом дохода спрос на этот товар уменьшается. Такие товары называются низкокачественными, т.е. такими, которые при высоком уровне дохода могут быть заменены другими.

Перекрестная (взаимная) эластичность спроса – это степень чувствительности спроса на определенны товар к изменению цены другого товара.

Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены другого товара на 1%.

или,

где DVспрА , VспрА – изменение объема спроса и объем спроса на товар А; DЦВ, ЦВ – изменение цены и цена на товар В.

Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными друг к другу (рис. 9.6).

Кривая ВВ (). Отрицательная перекрестная эластичность означает, что с ростом цены на товар В объем спроса на товар А сокращается и наоборот. В этом случае товары являются взаимодополняемыми.

Например, автомобиль и бензин, лошадь и овес, фотоаппарат и пленки к нему, магнитофон и аудиокассеты, туристические путевки и железнодорожные билеты.

Кривая СС (). Положительная перекрестная эластичность показывает, что при росте цены на товар С объем спроса на товар А увеличивается, т.е. происходит как бы переключение спроса с товара С на товар А. В таком случае товары являются взаимозаменяемыми (товарами-субститутами).

Кривая НН (). Нулевая, или близкая к нулевой, перекрестная эластичность означает, что изменение цены товара Н никак или очень мало отразится на спросе на товар А. Такие товары называются независимыми, или нейтральными.

Наряду с эластичностью спроса существует и эластичность предложения. Однако здесь имеется ряд особенностей, например зависимость эластичности предложения от фактора времени.

Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на 1%.

Для понимания эластичности предложения необходимо учитывать его большую зависимость от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода (рис. 9.7).

 

1. Мгновенный (рыночный) период – период реализации уже произведенного продукта на рынке.

В рыночный период предложение товаров задано постоянно: товар уже произведен. Вследствие этого предложение может подстраиваться под спрос, только изменяя цену. Кривая предложения принимает строго вертикальный вид (кривая ПМПМ). Это означает, что предложение в мгновенном периоде абсолютно неэластично ().

2. Короткий (краткосрочный) период – период, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы и повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющихся запасов. При этом считается, что в краткосрочный период предприятие не осуществляет никаких капиталовложений в реконструкцию (модернизацию) производства.

Кривая предложения в краткосрочный период (ПкПк) постепенно начинает отклоняться от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной (). Однако существует определенный предел «подстройки» предложения в краткосрочный период. Приближаясь к этому пределу (объем Vпр), предложение начинает «вести себя», как и в мгновенный период, а эластичность предложения начинает стремиться к нулю. Что сделать, что бы «снять» этот предел? Необходимы расширение и реконструкция производства, что и осуществляется в долгосрочный период.

3. Длительный (долгосрочный) период – период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, осуществляет перестройку производства за счет замены старого оборудования на новое (более производительное) и (или) за счет строительства новых предприятий.

В этот период происходит также расширение предложения за счет появления на рынке новых фирм – производителей данного товара.

В долгосрочный период «препятствия» для роста эластичности сняты, и она достигает максимальных величин (кривая ПДПД).

Таким образом, эластичность предложения по цене постепенно увеличивается во времени.

 

 

 

 

 

Рынок. Понятие рынка. Условия его возникновения. Субъекты рыночного хозяйства. Классификация рынков. Конкуренция на рынке. Условия и критерии сегментации рынка. Целевой сегмент рынка. Основные типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Понятие «рынок» имеет две трактовки.

Первая основана на выделении политико – идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рассматриваются:

- Рынок как способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли гос-ва.

- Рынок как способ поведения хозяйственных субъектов, определяющих критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами («рыночное поведение»).

- Рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности («рыночное мышление»).

Второй подход основан на выделении его конкретно – экономического содержания. В этом случае рынок рассматривается как совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли – продажи, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на три группы: домашние хозяйства (домохозяйства), бизнес (предприниматели) и правительство (гос-во).

Домашнее хоз-во – основная структурная единица. Она может состоять из одного или более человек. Дом. хоз-ва являются собственниками и поставщиками факторов производства – труда, капитала, земли. Полученный от продажи факторов производства денежный доход расходуется на личные потребности, а не для наращивания прибыли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...