Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БИЛЕТ 9 Производство и издержки




Производство - процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения тех или иных общественных потребностей. Издержки (затраты, стоимость провизводствава) — размер ресурсов (для упрощения измеренный в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной этап. Цена товара это стоимость товара, выраженная в деньгах. О цене нельзя говорить не касаясь проблемы издержек производства, которые в самом общем виде представляют собой затраты труда, земли, природных ресурсов, машин, оборудования на производство данного товара. Ст-ть это не всякие, а лишь общественно необходимые издержки, уровень которых устанавливается рынком. На уровне совпадения спроса и предложения цена соответствует стоимости, т.е. общественно необходимым издержкам. Ст-ть есть равновесие интересов покупателей и продавцов, т.е. равновесие цены спроса, в основе кот. лежит предельная полезность, и цены предложения, отражающей издержки производства.

Производственная функция характеризует зависимость между кол-вом ресурсов и объемом выпуска Q в единицу времени

Двухфакторная произв функция вида Q = f(L, K) - зав-мость между максимально возможным объемом выпуска Q и кол-вом применяемых ресурсов L и K

Каждый способ пр-ва м.б представлен точкой, координаты к-ой показывают минимально необходимые L и K для пр-ва данного объема выпуска Q,

Произв фун-я м.б. представлена изоквантой (линия равного выпуска)

" изокванта представляет мн-во минимально необходимых комбинаций L и K.

Чем дальше от начала координат, тем выше Q.

Отличие от кривых безразличия – количествнно определенный Q.

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.

общий продукт - это количество продукта, произведенного с помощью переменного фактора;

Валовая продукция характеризует общий объем продукции произведенной предприятием и включает стоимость товарной продукции и остатков незаконченной в плановом периоде на определенную дату.

средний продукт - это количество продукции, приходящееся на единицу переменного фактора;

предельный продукт - это прирост общего продукта за счет приращения переменного фактора на 1 единицу.

Размер выпуска наз. общим продуктом (TP = total product = Q)

- средний продукт ресурса

- предельный продукт переменного ресурса = прирост общего продукта TP с увеличением применения переменного ресурса на 1.

Связь общего, среднего и предельного продуктов: TP=AP*(количество фактора производства). Например, общий продукт труда = средний продукт труда * количество занятых на производстве рабочих. AP в данной точке представляет собой тангенс угла наклона луча, выходящего из начала координат и проходящего через эту точку на кривой TP.

Связь общего и предельного продукта: Предельный продукт равен производной функции общего продукта в данной точке

MP=TP'.MP в данной точке представляет собой тангенс угла наклона касательной к кривой ТР в этой точке. Для количества, соответствующего точке перегиба кривой ТР, значение МР будет максимальным.

Этот закон порождает обратную связь между средними переменными издержками производства и средней производительностью труда. Так, при снижении средней производительности труда требуется увеличение количества используемых факторов производства для получения определенного объема продукции, и средние переменные издержки производства растут. При увеличении производительности труда требуется меньшее количество факторов производства, и средние переменные издержки производства уменьшаются. Как предельные, так и средние переменные издержки тесно связаны с продуктивностью факторов производства и издержками производства. Закон убывающей отдачи раскрывает связь между затратами и результатами производства в кратковременном периоде.

Постоянные издержки (Fixed Cost) имеют место в краткосрочном периоде, Их величина остается постоянной, не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К ним относятся, например, амортизационные отчисления, характеризующие износ зданий, сооружений, машин и производственного оборудования, арендная плата, расходы на содержание административного аппарата и др.

Величина переменных издержек (Variable Cost) изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К ним относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда и др.

Общие (валовые) издержки ( или - Total Cost) равны сумме постоянных и переменных издержек фирмы на производство продукции в краткосрочном периоде. Таким образом, . Общие издержки являются функцией, зависящей от объема выпускаемой продукции:

.

Предельные издержки ( - Marginal Cost) представляют собой издержки на производство еще одной дополнительной единицы продукции. Это самое простое определение предельных издержек.

Средние общие издержки ( или - Average Total Cost) представляют собой издержки на единицу продукции: , где

(Average Fixed Cost) - средние постоянные издержки;

(Average Variable Cost) - средние переменные издержки.

 

БИЛЕТ 10 Конкуренция

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

однородность и делимость продаваемой продукции

отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

высокая мобильность факторов производства

равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

Средний, валовый и предельный доход фирмы:

Валовый доход (TR) - это выручка фирмы, т.е. денежные платежи, поступающие фирме от реализации ее продукции TR=P*Q

Средний доход (AR) - это выручка (доход), полученный от единицы продукции: общий доход, деленный на количество реализованной продукции AR=TR / Q

Предельный доход - это дополнительный доход от продажи еще одной дополнитель-ной единицы продукции (дополнение, при-рост, разность)MR=(TRn - TRn-1)/Qn - Q(n-1)

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);

б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:

Уход в кратносрочном: В условиях, когда текущая рыночная цена не приносит в краткосрочном периоде положительной экономической прибыли, фирма становится перед выбором:

либо продолжать убыточное производство,

либо временно приостановить свое производство, но понести убытки в размере постоянных издержек (FC) производства.

Таким образом, фирма будет продолжать свою деятельность лишь до тех пор, пока рыночная цена больше или равна ее средним переменным издержкам. Только при этих условиях фирма минимизирует свои убытки в краткосрочном периоде, продолжая деятельность.

Уход в долгосрочном: изменение числа предприятий в отрасли (если получаемая фирмой прибыль ниже нормальной и преобладают отрицательные прогнозы на будущее, возможно закрытие предприятия и его уход с рынка, и наоборот, если прибыль в отрасли достаточно высокая, возможен приток новых компаний).

Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде - отражает функцию предложения и показывает количество товаров и услуг, которое производители готовы предложить на рынок при данных ценах, в данное время и данном месте.

Для того чтобы определить вид краткосрочной кривой предложения совершенно конкурентной фирмы, предположим, что рыночная цена равна Ро, а кривые средних и предельных издержек имеют вид, как на рис. 4.8..

Поскольку Ро (точки закрытия), то объем предложения фирмы равен нулю. Если рыночная цена повысится до более высокого уровня, то равновесный объем производства будет определяться соотношением MC и MR. Сама же точка кривой предложения (Q;P) будет лежать на кривой предельных издержек.

Последовательно повышая рыночную цену и соединяя полученные точки, мы получаем краткосрочную кривую предложения. Как видно из представленного рис. 4.8, для фирмы-совершенного конкурента краткосрочная кривая предложения совпадает с кривой ее предельных издержек (МС) выше минимального уровня средних переменных издержек (AVC). При более низком, чем min AVC уровне рыночных цен, кривая предложения совпадает с осью цен.

кривая долговременного предложения для отрасли с постоянными издержками является горизонтальной линией при цене, которая равна долговременным минимальным средним издержкам производства.

долгосрочная кривая предложения отрасли с растущими издержками имеет положительный наклон

Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

На рис. 14.6 и 14.7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.

Рис. 14.6. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня Рис. 14.7. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня

Недостатки рынка совершенной конкуренции:
– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
– не может распространяться на производство общественных благ;
– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

БИЛЕТ 11 Монополия

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Но поскольку монополист является единственным производителем, то монопольный спрос совпадает с рыночным. Издержки и рыночный спрос ограничивают монополиста в установлении высокой цены. Максимализируя прибыль, он все же определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку уровень предельного дохода монополиста находится ниже уровня рыночного спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции. Это ограничение объема производства вызывает нерациональное использование ресурсов, об этом свидетельствует тот факт, что на монополизированных рынках цена превышает предельные издержки.

При совершенной конкуренции фирма является ценополучателем, т.е. она принимает рыночные цены как данные. Кривая спроса на ее продукцию совершенно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси объема.

Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом всех потребителей своего товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон.

Кривая спроса на продукцию монополиста, являясь одновременно с этим и кривой среднего дохода (AR). (Тождественность кривой спроса и кривой среднего дохода можно вывести из соотношения общего и среднего доходов.):

AR=TR/Q=PQ/Q=P,

AR(Q)=P(Q).

Вследствие убывающего характера кривой спроса — AR кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса при любом значении Q>0.

Максимизация прибыли в условиях монополии

предрассудки:

«монополист назначает самую высокую цену, которую он может получить». на кривой спроса есть много значений цены, которые выше Pm. Монополист избегает их, т.к. они приведут к меньшей прибыли

«монополист стремится к максимальной прибыли на единицу продукции». монополист соглашается на меньшее значение прибыли на единицу продукции потому, что больший объём продаж компенсирует

МП будет стремиться работать в пределах эластичного участка спроса –т.е. там, где ¯ цены ведёт к росту валового дохода (или общей выручки TR),

При неэластичном спросе при снижении цены TR ¯ - МП невыгодно

Экономические последствия монополии для общества. Максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, которая сложилась бы в условиях конкуренции.
Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза от монопольной власти при этом равны площади треугольника EFK. Это означает, что при возрастании выпуска с qm до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, которые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами.
Существуют и другие потери в связи с монополией. Ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор: максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п. Завышение затрат под прикрытием монопольной власти – одно из проявлений т.н. «X-неэффективности». Это понятие было введено в научный оборот американским экономистом Х.Лейбенстайном.
Можно найти и аргументы в пользу монополии. Только что говорилось о завышении затрат, проистекающем из наличия монополии. Возможно, однако, и обратное: именно монопольная власть стимулирует технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии. Монополии ведут исследования также и для того, чтобы защитить контролируемые ими рынки от потенциального вторжения конкурентов, обеспечив себе преимущества в затратах. Важно и то, что монополии имеют большие, в сравнении с конкурентными фирмами, возможности для проведения исследований за счет своих экономических прибылей.
С другой стороны, само стремление к монополии (точнее – к получению экономической прибыли от монопольной власти) стимулирует технический прогресс.

Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить.

Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления.

Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене.

Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.

 

БИЛЕТ 12 - Олигополия

Рынок монополистической конкуренции состоит из большого количества фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Товары здесь не вполне взаимозаменяемы и отличаются друг от друга не только физическими характеристиками, качеством, оформлением, но и потребительским предпочтением.

В условиях монополистической конкуренции каждая фирма имеет свою кривую спроса, сумма которых составляет общий рыночный (отраслевой) спрос. Этот факт объясняется тем, что потребитель различает дифференцированные товары разных фирм.

Дословно термин «олигополия» означает «немного продавцов». Это тип рынка, при котором несколько крупных фирм захватывают производство и сбыт основной массы продукции.

Важнейшей характерной чертой олигополии является всеобщая зависимость конкурентов друг от друга. Эта зависимость проявляется в необычном виде кривой спроса, с которой сталкивается фирма-олигополист (рис. 13.5).

Из графика видно, что каждой фирме в условиях олигополистической структуры рынка кривая спроса представляется в сторону повышения цены очень эластичной (пологой) – отрезок ЕС. В сторону же понижения цены – неэластичной (более крутой) – отрезок ЕС1. Другими словами, в точке Е, которая соответствует установившейся отраслевой цене, кривая спроса фирмы-олигополиста имеет перегиб, обусловливающий устойчивость отраслевой цены. Этому есть объяснение.

Как и в случае монополии, у олигополии цена на продукт непостоянна при разных объемах выпуска, поэтому кривая предельного дохода MR отклоняется от кривой спроса D, но так как кривая спроса имеет перелом, то кривая предельного дохода будет иметь разрыв при выпуске Y0.

Ценовая и неценовая конкуренция - Каждый олигополист учитывает, что если он пойдет на снижение цены, его действия вызовут ответную реакцию конкурентов, которые для того, чтобы не потерять свою долю рынка, также вынуждены будут снизить цену. Возросший вследствие понижения цены совокупный спрос распределится, таким образом, между всеми конкурентами, и фирме, которая первой понизила цену, достанется только часть возросшего спроса, т.е. она будет иметь примерно такую же долю рынка, как до снижения цены. В итоге относительное уменьшение цены окажется больше относительного увеличения объема спроса, а это, как известно, характеристика неэластичного спроса. Если же фирма-олигополист повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, и тогда фирма потеряет своих потребителей, спрос на ее продукцию сократится значительно более резко, чем это произошло бы в случае общего повышения цен. Резкое падение объема спроса при незначительном повышении цены, является характеристикой эластичного спроса. Таким образом, фирме-олигополисту целесообразно сохранять цену на уровне перегиба, то есть на уровне установившейся отраслевой цены. Основными стратегиями ценообразования в условиях олигополии являются лидерство в ценах и координация действий при установлении цен.

Неценовая конкуренция- Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей. Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов. Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект. К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят: усиление дифференциации продукции; рост качества обслуживания покупателей; качество и технические характеристики самого изделия; условия кредита; стиль и дизайн; долговременность использования и срок гарантии; реклама и стимулирование сбыта; расширение номенклатуры продукции.

Объединившись, фирмы становятся мощнее на рынке, что позволяет им увеличить выпуск продукции, свободнее изменять цены на свои товары и максимизировать свою прибыль.

Сговор – это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска. Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами в отрасли, тогда как молчаливый сговор основывается на взаимопонимании без слов. В случае тайного сговора олигополистов, олигополия превращается в монополию. Причем такая олигополия менее желательна для общества, чем монополия, так как в случае монополии государство занимается регулированием цен и объемов. В некоторых странах заключение соглашение о ценах запрещено законом.

Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Особенность маркетинга в этих условиях заключается в выявлении специфических потребностей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играет неценовая конкуренция: реклама изделия, присвоение товарам марочных названий, совершенствование личной продукции. В условиях монополистической конкуренции каждая фирма имеет свою кривую спроса, сумма которых составляет общий рыночный (отраслевой) спрос. Этот факт объясняется тем, что потребитель различает дифференцированные товары разных фирм. При неэластичном спросе на свою продукцию фирма может и поднять цену для увеличения объема выручки. Конкуренты при этом не смогут более низкими ценами привлечь к себе ту категорию покупателей, которые привыкли, полюбили и твердо предпочитают данный продукт.При эластичном спросе, то есть при наличии большого количества товаров-заменителей, фирме приходится устанавливать цену рядом с ценой конкурентов.

Особенности работы фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного размера, причём число фирм в отрасли также фиксировано. На долгосрочном интервале каждая фирма свободна в выборе размеров своих предприятий, причём фирмы могут беспрепятственно входить в отрасль и покидать её. Каждая из этих ситуаций характеризуется чётко определённым равновесием. Проблемы, связанные с рассмотрением долгосрочных временных интервалов в условиях монополии, представляются более сложными. Далеко не все из них могут быть решены в терминах простой равновесной модели.

Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором МR=МС. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимальную прибыль. Такая цена всегда выше предельных издержек (Р>МС) и выше средних общих издержек (Р>АТС). Поэтому не регулируемая чистая монополия в кратковременном периоде, как правило, получает экономическую прибыль.

Так как монополия может манипулировать объёмом производства и ценой продукта, для неё не существует какой-то определённой кривой предложения.
Монополия никогда не выберет комбинацию “цена–количество” на неэластичном отрезке своей кривой спроса.
В целях получения максимальной прибыли монополия может осуществлять ценовую дискриминацию (устанавливать разные цены для покупателей с неодинаковыми доходами). При этом монополия назначает для каждой группы покупателей максимально возможные цены, которые они готовы заплатить. Это даёт возможность производить такой объём продукции, какой был бы в условиях конкурентного рынка.
В долговременном периоде прибылям монополии всех видов угрожают: 1) конкуренты, 2) государственное регулирование цен и тарифов. Поэтому получение максимальной прибыли, возможно только в краткосрочном периоде; в долговременном периоде чаще всего монополия получает среденеотраслевую или несколько выше среденеотраслевой прибыль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...