Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины и источники инфляции многообразны.




- Во-первых, это несбалан­сированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета.

- В-третьих, общее повышение уровня цен связывается с изменением структуры рынка в XX веке. Современный рынок — это в значительной степени олигополистический рынок.

- В-четвертых, с ростом открытости экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохо­зяйственные связи увеличивается опасность « импортируемой » инфляции. Если валютный курс является твердым, т.е. цена валюты не изменяется, то каждое повышение цен в окружающем мире будет проникать и в собственную страну вследствие роста цен на импортируемые товары.

- инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ - предполагаемые, прогнозируемые уровни инфляции, основываясь на которых производители и потребители, продавцы и покупатели строят свою будущую кредитно-финансовую и ценовую политику, оценивают уровень доходов, расходов, предполагаемый объем прибыли.

Альтернативные источники инфляции.

Инфляция спроса В этом случае ситуацию коротко можно охарактеризовать так: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров». Инфляция издержек возникает, если рост цен на ресурсы вызывает сокращение прибыли и того объема продукции, который фирмы готовы предложить.

Экономические и социальные последствия.

Галопирующая инфляция, на­носит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен устанавливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выпол­нять свою главную функцию в рыночном хозяйстве — быть объективным информационным сигналом.

Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отстава­ние темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.

Инфляция оказывает серьезное воздействие на занятость. Наглядное представление о соотношении нормы безработицы и уровня инфляции дает так называемая кривая Филлипса. Кривая отражает обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы.

Главный вывод, который вытекает из этой кривой, заключается в том, что уменьшение безработицы сопровождается повышением цен и заработной платы, и нация может снизить уровень безработицы за счет ускорения темпов инфляции.

Однако практика экономического регулирования показала, что кривая Филлипса может быть применима для экономической ситуации в короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств. На длительном отрезке кривая Филлипса приобретает вид вертикальной линии, показывая, что не существует сколько-нибудь долговременного устойчивого соотношения между безработицей и инфляцией.

 

 

Содержание и общие черты экономического цикла.

Особенность рыночной экономики, проявлявшаяся в склонности к повторению экономических явлений, таких как повышение или понижение спроса, увеличение объе­мов производства или его застой.

Признавая объективный характер экономического цикла, большинство современных эконо­мистов предлагают изучать это явление через анализ внут­ренних и внешних факторов, влияющих на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.

Экономический цикл ускоряет и тормозит экономическую систему, используя ее внутренние и внешние факторы.

ФАЗЫ. Наиболее яркой чертой промышленного цикла является фаза кризиса. Промышленные кризисы воз­никли как всеобщее перепроизводство, как глубокое потря­сение всей хозяйственной системы сверху донизу.

В условиях кризиса лишь предприятия с крупным капи­талом и большими финансовыми возможностями сохраня­ют возможность получения прибыли путем сокращения издержек производства. Средние и мелкие предприятия, особен­но не обладающие высокопроизводительным оборудовани­ем и технологией, не могут стабилизировать ухудшающееся экономическое положение и зачастую терпят банкротство.

Фаза депрессии, наступающая после кризиса, может иметь весьма продолжительный характер. Уровень производства сохраняется стабильным, но очень низким по отношению к состоянию перед началом кризиса. Сохраняется высокий уровень безработицы. Но падение цен при­останавливается, падает ссудный процент, стабилизируют­ся товарные запасы.

Следующая фаза — оживление — сопровождается незначи­тельным повышением уровня производства, некоторым сокращением безработицы. Постепенно начинают повы­шаться цены, и расти ссудный процент. На товарном рынке растет спрос на новое промышленное оборудование.

Подъем зачастую приобретает ажиотажный ха­рактер. Уровень производства превосходит достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается до минимальных размеров при одновремен­ном существенном росте заработной платы. Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, опреде­ляющих тенденции в движении научно-технического прогресса. Экономика подходит к следующему витку.

Как видно, на этой схеме отсутствует фаза депрессии. Оживление и подъем объединены в одну фазу. В самосто­ятельные фазы выделены вершина подъема — БУМ и ни­зшая точка падения — СПАД.

Динамика экономических показателей делятся на:

Проциклическими называют параметры, значения которых в фазе подъема увеличиваются, а в фазе спада уменьшаются.

Соот­ветственно контрциклическими переменными называются пока­затели, значения которых во время спада увеличиваются, а во время подъема уменьшаются.

Ациклическими называются пара­метры, динамика которых не обнаруживает связи с фазами экономического цикла. (объем экспорта)

Согласно классификации Национального бюро экономиче­ских исследований (NBER) и используемой Министерством тор­говли США, различают три типа экономических параметров

Опережа­ющими, или ведущими,называют параметры, достигающие максимума (минимума) перед достижением пика (соот­ветственно низшей точки активности).

Запаздывающими, или отстающими, называют параметры, достигающие мак­симума (минимума) после достижения экономического пика (со­ответственно низшей точки).

Наконец параметры, называемые совпадающими, изменяются одновременно и в соот­ветствии с изменением экономической активности.

Э кономисты различают три типа экономических циклов в зависимости от их продол­жительности.

Краткосрочные циклы принято называть циклами Китчина. Джозеф Китчин связывал продолжительность цикла, кото­рую он принимал равной 3 годам и 4 месяцам, с колебаниями мировых запасов золота. Однако в настоя­щее время подобное объяснение причин краткосрочного цикла может удовлетворить очень немногих.

Большинство современных экономистов, поддерживаю­щих идею существования краткосрочных экономических циклов, склонно рассматривать их лишь как неотъемлемую часть общей циклической системы, основу которой состав­ляют среднесрочные экономические циклы, получившие название циклов Жугляра,. Клемент Жугляр рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита и считал, что повторение всех экономических про­цессов, вызванных банковской деятельностью, происходит каждые 10 лет.

Следует упомянуть и о так называемых строительных циклах, или циклах С. Кузнеца. С. Кузнец считал, что колебательные процессы (дли­тельность цикла 15-20 лет) связаны с периодическим об­новлением жилищ и определенных типов производственных сооружений.

Эффект акселератора Дж. М. Кларк, полагал, что возрастание спроса на пред­меты потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование и ма­шины. Эта закономерность, являвшаяся, по мнению Кларка, ключевым моментом процесса циклического развития, была определена им как принцип акселерации (эффект акселератора).

Акселератор можно представить в виде отношения между инвестициями и приростом потребительского спроса (готовой продукции) или национального дохода:

v = It / (Yt -1 - Yt -2),

где v — акселератор, I — инвестиции, Y — доход (или потре­бительский спрос), t — год, когда были осуществлены инвестиции.

При выработке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентирует­ся на регулирование совокупного спроса, второе — на регулирование совокупного предложения.

Государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания эко­номической стабильности.

В современных условиях возникает ряд новых факторов, о которых следует сказать особо в связи с осуществлением антициклической политики.

Первое – это явление синхронизации экономических циклов, наблюдающееся с 70-80-х гг., то есть совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах.

Второе, что важно отметить – это тот факт, что выше были рассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

 

 

27. Понятие и функции налогов

Совокупность денежных ресурсов (денежных фон­дов), мобилизуемых для содержания государства, называется государственными финансами. Основным источником государственных финансов являются налоги.

Налог (Т) - это часть денежных доходов физических и юридиче­ских лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством.

Принудитель­ное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное установление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в кон­ституции многих стран. Налоги многофункциональны.

Во-первых, они выполняют функцию перераспределения финансовых ресурсов и формируют доходы государства.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Нало­ги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение ресурсов общества.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создает для го­сударства возможность проверки законности, эффективности деятель­ности субъектов налогообложения.

Принципы налогообложения

Равенство в налогообложении - Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предусматривает, прежде всего, соблюдение горизонтальной и вер­тикальной справедливости.

Горизонтальная справедливость предполагает, что находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Вертикальная справедли­вость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны трактоваться законом неодина­ково.

Что касается показателя, на основе которого должен соблю­даться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй - размер выгод, получаемых от государства.

Принцип равенства на основе платежеспособности реализуется путем установления зави­симости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятия­ми. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:

- у источника дохода

- в момент расходования дохода

Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, тот и платит налоги (классический пример - дорожный налог, который платят автомобилисты за пользо­вание дорогами).

На прак­тике за основу налогообложения берется платежеспособность.

Второй принцип налогообложения - эффективность -касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равнове­сия и неоптимальному распределению ресурсов.

Третий принцип налогообложенияпростота и доступность для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов слишком дорогим.

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов.

Принципы построения налоговой системы:

- всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы;

- стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ста­вок во времени;

- равнонапряженность - взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

- обязательность - принудительность налога, неизбежность его выплаты;

- самостоятельность субъекта в исчислении и yплате налога;

- социальная справедливость - установление налоговых славок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

В зависимости от объекта налогообложения, взаимоот­ношений плательщика налога и государства различают:

прямые налоги - налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов

косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распо­ряжается, различают общегосударственные и местные налоги. Так, налоговая система России (в соответствии с российским законодательст­вом) включает:

федеральные налоги, которые определяются Законом РФ и взи­маются на всей территории России по одинаковым правилам. Основ­ные вилы федеральных налогов: налог на добавленную стоимость, ак­цизы, налог на доходы банков, налог на операции с ценными бумага­ми, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий, подоход­ный налог с физических лиц и др.

налоги, взимаемые субъектами Федерации - это налоги, кото­рые могут вводиться органами власти соответствующих уровней (республик, краев, областей) на своей территории. Федеральные зако­ны определяют лишь основные принципы их формирования.

местные налоги - устанавливаемые и взимаемые местными ор­ганами власти: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, налог на рекламу ит.п.

В зависимости от назначения налоги подразделяются на:

общие - налоги, которые обезличиваются и используются для финансирования общегосударственных мероприятий;

специальные (целевые) – налоги, имеющие строго определенное назна­чение. Они взимаются для финансирования заранее определенных программ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...