Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дементьев Вадим Викторович. Лекция 1. Речевой этикет. Что это такое и зачем он нужен. Жельвис Владимир Ильич




Дементьев Вадим Викторович

    Лекция 1-3. Теория речевых жанров в дискурсивной лингвистике

       В рамках лекций будут рассмотрены три вопроса:

- теория речевых жанров и лингвистика текста,

- теория речевых жанров и социолингвистика,

- теория речевых жанров и культурология.

      Цель лекций – познакомить слушателей с основными проблемами, которые разрабатываются в рамках относительно новой, быстро развивающейся научной области лингвистики - теории речевых жанров / жанроведения; определить базовую роль теории речевых жанров в дискурсивных исследованиях, в развитии коммуникативно-прагматического подхода к описанию языка и в становлении коммуникативной лингвистики.

Обсуждаются направления дискурс-анализа, имеющие общие с теорией речевых жанров проблемы, категориальный аппарат или набор базовых единиц, а также использующие речежанровую методику для решения своих проблем. Показано, что главной проблемой, объединяющей дискурс-анализ и теорию речевых жанров, является структурирование и параметризация речевой коммуникации, а тем самым - поиск базовых моделей данного структурирования, организующих как порождение речи, так и ее интерпретацию.

В этой связи обсуждаются единицы дискурса, место их по отношению к речевым жанрам и в общем околожанровом пространстве речи. Анализируются коммуникативный и когнитивный аспекты данных единиц, строятся цепочки, звенья которых соответствуют компонентам коммуникативных концептов, имеющих четкое композиционно-тематически-стилистическое содержание (зафиксированные в языке имена данных концептов являются или непосредственно именами речевых жанров, или их компонентов, или отражают оценочное отношение к ним в рамках данной культуры): стандартная структура коммуникативного концепта представляет собой цепочку «действие/акт ~ процесс/манера ~ роль/тип ~ жанр ~ коммуникативная тональность», при этом в большинстве цепочек речевые жанры являются главными компонентами.

Много внимания уделяется дискурсивной классификации речевых жанров: обсуждаются жанры в разных типах дискурса.

 

Кронгауз Максим Анисимович

Лекция 1. Речевой этикет. Что это такое и зачем он нужен

Темой лекции станет сам речевой этикет. В лекции предлагаются разные определения и оценки этого явления, но основное внимание уделяется его функциям. Можно ли вообще обойтись без этикета? Зачем мы его используем? Что означает несоблюдение речевого этикета?

      Лекция 2. Обращение

Темой лекции станет обращение, рассмотренное с разных точек зрения: синтаксической, семантической и прагматической. В центре внимания окажется прагматическая функция обращения, его корреляция с другими показателями вежливости, например, с выбором между местоимениями ты и Вы.

      Лекция 3. Анти-вежливость

Можно ли говорить о существовании не только вежливости, но и анти-вежливости? Если да, то является ли она составной частью речевого этикета? В лекции рассказывается о регулярных языковых средствах выражения анти-вежливости, а также о формировании понятия «язык вражды», или «язык ненависти».

 

Жельвис Владимир Ильич

Лекция 1. Проблемы межнациональной коммуникации.

Культура и цивилизация. Понятие национальной культуры. Культурный фон и культурный фонд. Культура и нравственность. Постулаты Боаса. И. А. Стернин: культурные ценности, принципы, нормы и правила, ритуалы. О. Шпенглер: цивилизация - гибель культуры? Понятие языкового сознания. Языковая картина мира. Устав чужого монастыря. Языковая компетенция. Речевая компетенция. Коммуникативная компетенция. Гипотеза Сепира-Уорфа. Понятие прецедентного феномена. Межкультурная тактичность.

       Лекция 2. Понятие национального характера.

Национальные стереотипы. Л. Броснахан: «птицы» и «тюлени». «Персики и «кокосы». Прометеевский, Иоанновский и восточный типы национальной культуры. Моно-, поли- и реактивные культуры. Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры. Комплекс неполноценности и национальная культура. Неотделимость плюсов и минусов в национальном характере.

Происхождение русской нации. Происхождения названия «русские». Русские и их соседи. Понятие о коллективистах и индивидуалистах. Соборность. Общительность и откровенность. Миролюбие. Искренность прежде вежливости. Неулыбчивость. Непрактичность. Отношение к времени. Коррупция. Фатализм. Отношение к закону и порядку. Народ и власть. Национализм. Патриотизм. Эмоциональность. Эгалитаризм, патернализм, этатизм. Смирение. Терпение. Правдоискательство. Религиозный фундаментализм.

           

 

 

Лекция 3. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира.

Понятие инвективы. Табу как источник инвективного словоупотребления. Инвектива как инструмент эмоциональной разрядки. Место словесной агрессии в ряду других агрессивных действий. Особенности инвективы как средства материализации эмоций. Непристойность как важный фактор повышения эффективности инвективного словоупотребления. Взаимоотношение инвективной и просторечной лексики. Особенности восприятия словесной агрессии. Проблемы происхождения инве5ктивного общения. Проблемы происхождения инвективы, междометного восклицания и ритуала. Функциональная классификация инвективного словоупотребления. Проблемы дальнейшей динамики инвективного словоупотребления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...