Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития мирового рынка информации




 

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Он претерпел качественные изменения с появлением вычисли­тельной техники и ее использованием в этой области в середине 1960-х гг. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, общественные организации, библиотеки.

Пользователям-специалистам предоставлялась библиогра­фия, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание проводилось, как правило, на некоммерческой основе.

Первые автоматизированные информационные системы по­лучили название "информационно-поисковые системы" (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых элек­тронно-вычислительных машин (ЭВМ) — малом объеме памяти, возможностью только последовательного просмотра записей на магнитных лентах в ИПС, хранились вторичные документы — поисковые образцы документов, которые составлены на основе специального поискового языка. Первичные документы храни­лись по-прежнему в библиотеках и архивах. Запрос, поступаю­щий в систему, формулировался на том же поисковом языке. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т.е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распростране­ния информации и ретроспективного поиска. При избиратель­ном распространении информации обеспечивались периодичес­кие поиски в массиве новых поступлений в соответствии с посто­янно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществ­лялся просмотр всего массива по разовому запросу.

При внедрении ИПС автоматизировалась лишь часть функ­ций информационного обслуживания. Хотя коренных измене­ний в качестве обслуживания пользователя не произошло, ин­формационно-поисковые системы сыграли положительную роль как базы дальнейшего развития автоматизации информацион­ных процессов.

Следующий шаг по пути использования ЭВМ для поиска и обработки информации, который стал возможным в связи с раз­витием вычислительной техники — ростом объемов памяти и бы­стродействия, ознаменованных появлением фактографических информационных систем. Эти системы содержат уже формали­зованную информацию в виде значений свойств различных объ­ектов (лиц, организаций, событий и т.д.).

Пользователь мог получить ответ на вопрос из таких систем, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографиче­ских системах организовывалась в виде баз данных, в которых могли храниться также библиографические описания докумен­тов и рефератов.

Фактографические системы позволили проводить обработку информации по указанию пользователя.

С расширением рынка электронной информации наблюдает­ся уменьшение доли государственных служб на информацион­ном рынке (рис. 2.1).

Однако следует учитывать, что определенная доля государст­венных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают информацией органы государственной власти для принятия решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д.

Становление рынка электронной информации сопровожда­лось также специализацией (разделением труда) организаций, за­нимающихся информационным обслуживанием. Сформирова­лись три группы информационных служб (рис. 2.2):

 

 

• центры-генераторы (производители информации) - специ­ализируются на добыче информации, формировании и поддер­жании баз данных в актуальном состоянии;

• центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют вендорами, занимаются информационным об­служиванием пользователей на основе баз данных, предоставлен­ных центрами-генераторами на коммерческой основе;

• информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.

 

На конец 2000г. в мире функции центров-генераторов выполня­ли 3520 компаний, а центров-поставщиков — 4220 компаний [28].

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи дан­ных. Это обстоятельство наряду с ростом возможностей вычис­лительной техники привело к появлению принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания. Прежде всего, это относится к появлению возможностей диалого­вого доступа пользователей к удаленным базам данных — режиму онлайн.

Необходимо отметить, что первопричиной скачка в разви­тии сферы информационного обслуживания являлся резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом произ­водства и развитием науки и техники. Это обстоятельство опре­делило выгодность вложения денежных средств в данную сферу и привело к созданию свыше 7500 крупных информационных корпораций.

Новейшие информационные технологии и расширение но­менклатуры и качества информационных услуг повысили произ­водительность труда в информационной сфере. Переход к ис­пользованию компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с применением этих источников.

На рис. 2.3 показаны тенденции роста числа баз и их объема

за последнее двадцатилетие [28].

Как видно из рисунка, с 1975 по 2005 г. число баз выросло более чем в 64 раза. Суммарный объем профессиональных баз за этот же период вырос в 300 раз.

Содержание баз отражает потребности пользователей. Если первоначально потребитель запрашивал в основном научно-тех­ническую информацию, то в настоящее время интерес потреби­теля направлен на информацию, используемую в бизнесе, тор­говле и промышленности. Большой интерес проявляется также к патентной и правовой информации. Ниже приведено распреде­ление баз данных по содержанию.

 

 

Тематика баз данных Содержание,%
Бизнес  
Потребительская информация  
Медицина и биология  
Гуманитарные дисциплины  
Правовая информация  
Политематическая информация  
Новости  
Общественные науки  
Научно-техническая информация  

Следует отметить, что классификация баз данных по темати­ке, приведенная выше, представляется условной. Так, предпри­нимателя может интересовать информация не только по разделу бизнеса, но и правовая информация, деловые новости, научно-техническая информация, потребительская информация.

По форме информационные ресурсы, содержащиеся в базах данных, могут быть разделены на формализованную информа­цию и текстовую. Отношение объема формализованной инфор­мации к общему объему текстовых баз показано на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Доля формализованной информации в общем объеме баз, %

Доля американских баз в объеме мировых баз составляет 70%. Распределение мировых ресурсов по регионам мира показано на рис. 2.5.

 

Рис. 2.5. Распределение мировых ресурсов по регионам, %

Одним из самых авторитетных справочников о периодических изданиях в мире является Ulrich’s Periodicals Directory. На рынке информации фирма Bowker, ведущая этот справочник, предоставляет услуги, начиная с 1932г. По данным этой фирмы, в настоящее время в мире выходит более 200 тыс. периодических изданий по различным тематическим направлениям, в том числе более 140 тыс. изданий без ограничения по направленности. В Интерне­те представлено свыше 22 тыс. периодических изданий [23].

В области экономики и бизнеса в мире в настоящее время из­дается свыше 27 тыс. сериальных изданий, из них свыше 16 тыс. журналов, в том числе свыше 2 тыс. журналов представлены в полном объеме в Интернете.

Основным источником своевременно получаемой и досто­верной информации в мире являются профессиональные базы, предоставляющие услуги на коммерческой основе.

Ведущие поставщики информационных услуг на этом рынке в составе своей информации имеют электронные версии перио­дических изданий. Так, Dialog DataStar имеет полные тексты 10 тыс. периодических изданий, LexisNexis- 900 периодических изданий, Factiva— 8 тыс. периодических изданий.

Отбор периодических изданий проводится очень тщательно и определяется спросом на информационные услуги. Во-пер­вых, нужно учитывать закономерности рассеяния информации по периодическим изданиям. Известно, что это рассеяние под­чиняется закону Ципфа. Если упорядочить издания в порядке убывания информативности, то в малом количестве наиболее информативных изданий будет сосредоточена основная часть статей по необходимой проблеме. Во-вторых, нужно учитывать выявленную в процессе исследования рассеяния информации закономерность — половина новейших идей, технологий и дру­гой важной информации будет содержаться не в том разделе классификатора, где пользователь искал бы эту информацию, а в смежных разделах.

Следует помнить, что многие из агентств—поставщиков ин­формации работают по принципу информационного универса­ма, и по этой причине наименования периодических изданий у разных поставщиков будут повторяться.

В схеме распространения ресурсов знаний, содержащихся в периодических изданиях на коммерческой основе, с авторами за­ключаются договоры о продаже информации, являющейся их интеллектуальной собственностью, через электронные сети.

Профессиональные базы

Информационная корпорация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...