Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толковый словарь понятий и терминов 4 страница




[509] Там же. С. 72.

 

[510] См.: История македонского народа. Скопье, 1975. С. 38.

 

[511] См.: Кузьмин А. Г. // Вопросы истории. 1970. № 10. С. 53.

 

[512] См.: Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. М., 1938. С. 103.

 

[513] Новгородская четвертая летопись «в лето 6497» (989 г. ); цит. по: ПВЛ. Ч. II. С. 344. О. Рапов расходится с Нестором в датировке крещения; см.: Введение христианства на Руси. С. 107, примеч. 52.

 

[514] См.: Шахматов А. А. Разыскания… С. 133—161; ПВЛ. Ч. II. С. 56.

 

[515] См.: ПСРЛ. Т. IX. С. 15; ср.: Шевченко Ю. Ю. Указ. соч. С. 52.

 

[516] См.: Виноградов И. П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. М., 1890. С. 6. Примеч. 4.

 

[517] См.: Шахматов А. А. Разыскания… С. 140—141.

 

[518] См.: ПВЛ. Ч. II. С. 337.

 

[519] В Константинополе в XI—XII вв. жили 1, 0—0, 8 млн человек (см.: Урланис Б. Ц. Рост населения в Европе. С. 77—78).

 

[520] Цит. по: История СССР. М., 1966. С. 518.

 

[521] В «Повести временных лет» этот текст идет под 997 г., из чего ясно, насколько малодостоверна хронология летописи. Но при описании XI в. таких грубых неточностей не встречается.

 

[522] Никоновская летопись «в лето 6505»; см.: ПВЛ. Ч. II. С. 350.

 

[523] Куник А., Розен В. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Т. I. СПб., 1878. С. 58—60.

 

[524] Эти и последующие события подробно описаны многими авторами истории Древней Руси, и повторять их изложение здесь нет необходимости. Для нас важен только аспект борьбы исповеданий, отразившийся в последовательности событий и просматриваемый при большом обобщении.

 

[525] Строго говоря, первым сыном Владимира был Вышеслав. Но о нем в истории не осталось никаких упоминаний.

 

[526] См.: Приселков М. Д. Указ. соч. С. 55—56.

 

[527] См.: ПВЛ. Ч. II. С. 364.

 

[528] Перечень сыновей Владимира не во всех летописях одинаков (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 325), и есть нерешенные проблемы генеалогии, для нашего исследования не имеющие значения. Ограничимся списком из статьи 988 г. От Рогнеды: Изяслав — родоначальник полоцких князей, Мстислав (умер в 1036 г. ), Ярослав Мудрый (умер в 1054 г. ), Всеволод (о нем ниже). От греческой монахини, вдовы Ярополка, — Святополк Окаянный, «сын двух отцов» (умер в 1019 г. ), от чехини — Вышеслав, а от другой — Святослав Древлянский (умер в 1015 г. ) и Мстислав. От болгарки — Борис и Глеб. К ним добавлены: несчастный Судислав, захваченный Ярославом во Пскове в 1036 г. и просидевший в порубе (тюрьме) до 1059 г., и Позвизд, по недостоверным сведениям живший на Волыни (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 343). Всеволод, первый в русской истории эмигрант, в 90-е годы X в. бежал в Швецию и погиб там в 995 г. Кроме того, у Владимира были две дочери от Рогнеды — Предслава и Мария Доброгнева (жена польского короля Казимиpa). Но из всего столь многочисленного потомства уцелели только дети Изяслава Полоцкого и Ярослава Мудрого.

 

[529] Владимир, убив Ярополка, «поял его жену», уже беременную. Поэтому Святополк считался сыном двух отцов. Владимир его не любил.

 

[530] См.: Приселков М. Д. Указ. соч. С. 59.

 

[531] ПВЛ. Ч. I. С. 96.

 

[532] Там же. С. 97.

 

[533] Вебер Г. Всеобщая история. Т. VI. С. 132—151.

 

[534] Софийская первая летопись; цит. по: ПВЛ. Ч. II. С. 368.

 

[535] См.: Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. С. 176.

 

[536] См.: Биджиев Х. Х., Гадло А. В. Указ. соч. С. 12—13.

 

[537] См.: Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 9 и 63—64.

 

[538] См.: ПВЛ. Ч. I. С. 99.

 

[539] См.: ПВЛ. Ч. II. С. 371.

 

[540] На несоответствие летописных текстов обратил внимание Д. С. Лихачев (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 325). Отмеченные им трудности не исключают предлагаемого нами объяснения противоречий летописных текстов.

 

[541] См.: Лопатинский А. Г. Указ. соч. С. 23—26.

 

[542] См.: Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945. С. 361.

 

[543] См.: Малишевский И. Евреи в Южной Руси и Киеве в X—XII вв. // Труды Киевской Духовной академии. Т. III. 1878. С. 436—439.

 

[544] Берлин И. Указ. соч. С. 153.

 

[545] См.: Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона — русского писателя XI в. // Slavia, № 32. Прага, 1963. С. 159—160.

 

[546] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Уральский край. Т. II. Л., 1926. С. 119.

 

[547] См.: Гумилев Л. Н. Хунну. С. 131, 170—173.

 

[548] См.: Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности // Вестн. ЛГУ. 1966. № 6. С. 62—71; он же. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века // Там же. 1966. № 18. С. 81—90; он же. Роль климатических колебаний в истории народов степной зоны Евразии // История СССР. 1967. № 1. С. 53—66.

 

[549] См.: Памятники истории Киевского государства. IX—XII вв. М., 1936. С. 76—77.

 

[550] Куник А., Розен В. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Т. I. С. 58—60.

 

[551] См.: Василевский В. Г. Византия и печенеги // Труды. Т. I. СПб., 1908. С. 11.

 

[552] См.: Большаков О. Г., Монгайт А. Л. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131—1153). М., 1971.

 

[553] Цит. по: Баскин М. «Молот ведьм» как классический образчик средневекового миросозерцания // Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм. С. 61—62.

 

[554] Надо заметить, что категорические предсказания сбываются редко. Римский император Филипп Араб объявил свою столицу «вечным городом», но через 200 лет Рим был разрушен готами и вандалами, а Западная Римская империя, названная в отличие от Восточной (Византии) Гесперией, перестала существовать. Евреи отказались признать Мухаммеда мессией, заявив, что подлинный мессия придет через 500 лет. Мусульмане подождали и, когда ничего не произошло, потребовали обращения евреев в ислам. Тем пришлось спасаться в Испанию и Германию.

 

[555] См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика… С. 123.

 

[556] Михаил Пселл. Хронография / Перевод, вступительная статья и примечания Я. Н. Любарского. М., 1978. С. 95.

 

[557] Сведение сохранилось в летописи Длугоша. Цит. по: Берлин И. Указ. соч. С. 159.

 

[558] См.: Шахматов А. А. Разыскания… С. 226—228.

 

[559] См.: ПВЛ. Ч. II. С. 378—379.

 

[560] См.: Мельникова Е. А. Экспедиция Ингвара Путешественника на восток и поход русских на Византию в 1043 г. // Скандинавский сборник. Т. 21. 1976. С. 74—88.

 

[561] См.: Папаскиви З. В. «Варанги» грузинской «Летописи Картли» и некоторые вопросы русско-грузинских контактов в XI в. // История СССР. 1981. № 3. С. 164—172.

 

[562] См.: Бартольд В. В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. СПб., 1893. С. 11.

 

[563] Татищев В. Н. История Российская. Кн. II. М.; Л., 1962. С. 129. Ср.: Кузьмин А. Г. Статья 1113 г. в «Истории Российской» В. Н. Татищева // Вестн. МГУ. История. 1972. № 5. С. 79—89.

 

[564] Татищев В. Н. Указ. соч. Т. II. С. 129.

 

[565] Перевод архиепископа Филарета (Гумилевского) в «Записках II отд. Имп. Академии Наук». Кн. II. Вып. I. С. 174.

 

[566] Летопись, передавая общественное мнение современников о пленении Всеслава, осуждает Изяслава за предательство и рассматривает союз с поляками как измену родине (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 399—400).

 

[567] См.: Соловьев С. М. Взаимоотношения между князьями Рюрикова дома. М., 1847; Пресняков А. Е. Княжое право в древней Руси: Очерки по истории X—XIII столетий. СПб., 1909; Гумилев Л. Н. Удельно-лествичная система у тюрок в VI—VIII веках // Советская этнография. 1959. № 3. С. 11—25.

 

[568] Босворт К. Э. Нашествия варваров: появление тюрок в мусульманском мире // Мусульманский мир: 950–1150. М., 1981. С. 33.

 

[569] Там же. С. 24.

 

[570] Половцы не все переселились на запад. Основные их поселения остались в Сибири и Казахстане, до берегов озер Зайсан и Тенгиз. Но, как всегда бывает, ушла наиболее активная часть населения, которая после побед над гузами и печенегами столкнулась с Русью.

 

[571] См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 442.

 

[572] См.: ПВЛ. Ч. II. С. 85.

 

[573] См.: Приселков М. Д. Указ. соч. С. 181—184.

 

[574] Их звали Порей, киевский воевода, и Вышата, сын Остромира, воеводы новгородского, внука посадника Константина, правнука Добрыни, дяди князя Владимира (см.: ПВЛ. Ч. I. С. 110; Ч. II. С. 393—394). Это были люди со связями, обеспечившими им поддержку среди русского населения Тьмутаракани, что и сделало князя-изгоя ценным союзником иудеев.

 

[575] ПВЛ. Ч. I. C. 111, 311.

 

[576] См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 440. Примеч. 6.

 

[577] См.: ПВЛ. Ч. II. С. 82.

 

[578] ПВЛ. Ч. I. С. 122, 322.

 

[579] Там же. С. 132, 335.

 

[580] См.: Введение христианства на Руси. С. 210—211.

 

[581] См.: Соловьев С. М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 348.

 

[582] См.: Соловьев С. М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 353.

 

[583] См.: Василевский В. Г. Варяго-русская и варяго-английская дружины в Константинополе // Труды. Т. I. С. 353—354.

 

[584] Норманны, осевшие в Северной Франции, постепенно превратились во французов-нормандцев — процесс, типичный для фазы пассионарного подъема.

 

[585] См.: ПВЛ. Ч. II. С. 413.

 

[586] Пашуто В. Т. Внешняя политика… С. 125—128.

 

[587] С. М. Соловьев пишет: «Святополк был жесток, корыстолюбив и властолюбив без ума и твердости» (История России… Кн. 1. Т. II. С. 363), а М. Н. Тихомиров относит к нему характеристику: «Унец» (бык) ярок и лют: у него «волостителеве злии и бояре лютии опалчивии» (Древняя Русь. М., 1975. С. 137).

 

[588] См.: Босворт К. Э. Мусульманские династии. С. 80—81.

 

[589] Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 342—343.

 

[590] См.: Киево-Печерский патерик / Под ред. Д. И. Абрамовича. Киев, 1931. С. 106—107.

 

[591] См. там же. С. 107.

 

[592] ПВЛ. Ч. I. C. 343.

 

[593] Там же.

 

[594] ПСРЛ. Т. IX. С. 153.

 

[595] «Тъй бо Олег мечем крамолу коваше и стрелы по земле сеяше…» и «Тогда, при Олзе Гориславичи, сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука» (Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 15—16).

 

[596] Или Марии (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 388, 421).

 

[597] См. там же. Ч. I. С. 148.

 

[598] Битва при Сугени 4 апреля 1103 г. (см.: ПВЛ. Ч. I. С. 183—185).

 

[599] См.: Артамонов М. И. Указ. соч. С. 450—452.

 

[600] См.: Голубовский П. В. Печенеги, торки, половцы до нашествия татар: История южнорусских степей IX—XIII вв. Киев, 1884. С. 110, 111.

 

[601] См.: Плетнева С. А. Половецкая земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 275.

 

[602] См.: ПВЛ. Ч. II. С. 99–101.

 

[603] См.: Тюменев А. И. Указ. соч.

 

[604] См.: ПВЛ. Ч. II. С. 102.

 

[605] См.: ПВЛ. Ч. II. С. 20.

 

[606] См.: Татищев В. Н. История Российская. Кн. II. С. 128—130. В Ипатьевской летописи сказано о том, что киевляне разграбили дома евреев (ПСРЛ. Т. II. М., 1962, стб. 275). Современные интерпретации этого события см.: Греков Б. Д. Киевская Русь. С. 496—498; Тихомиров М. Н. Древняя Русь. С. 131—138.

 

[607] Эта мотивировка в летописных текстах отсутствует. Если это не домысел В. Н. Татищева, надо полагать, что Путята был сторонником Давыда Святославича, верного слуги Святополка II, но никак не Олега, помирившегося с Мономахом еще в 1104 г.

 

[608] Пештич С. Л. Русская историография XVIII в. Ч. I. Л., 1961. С. 250.

 

[609] См.: Добрушкин Е. М. О двух известиях «Истории Российской» В. Н. Татищева под 1113 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. III. Л., 1965. С. 290.

 

[610] См.: Смирнов И. И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII—XIII вв. М.; Л., 1963. С. 252—265.

 

[611] См.: Рыбаков Б. А. В. Н. Татищев и летописи XII в. // История СССР. 1979. № 1.

 

[612] См.: Кузьмин А. Г. Статья 1113 г. в «Истории Российской» В. Н. Татищева // Вестн. МГУ. 1972. № 5.

 

[613] См.: Лихачев Д. С. Можно ли включить «Историю Российскую» В. Н. Татищева в историю русской литературы? // Русская литература. 1971. № 1.

 

[614] См.: Мюллер А. История ислама. Т. IV. С. 167.

 

[615] См.: Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. СПб., 1914. Т. III. С. 9.

 

[616] Там же. С. 11.

 

[617] Там же. С. 6.

 

[618] Там же. С. 21.

 

[619] Там же. С. 17—19.

 

[620] Там же. С. 21.

 

[621] Там же. С. 430.

 

[622] Злоупотребление тайным судопроизводством было таково, что королеве предложили передать дела религии епископам, но это не помогло, а дальнейшая история известна.

 

[623] См.: Плетнева С. А. // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 275.

 

[624] См.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. IV. С. 371.

 

[625] См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика… С. 167.

 

[626] См.: Соловьев С. М. История России… Кн. I. Т. II. С. 391—392.

 

[627] См.: Пашуто В. Т. Указ. соч. С. 151, 167—168.

 

[628] Там же. С. 186.

 

[629] См.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. С. 472 и след.

 

[630] Смерть Игоря II, пленника, зверски замученного чернью, была приравнена к мученической; Игорь канонизирован.

 

[631] См.: Гумилев Л. Н. Миф и действительность // Проблемы реконструкций в этнографии. Новосибирск, 1984. С. 5–24.

 

[632] См.: Флоря Б. Н. Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 35.

 

[633] Там же. С. 51—52.

 

[634] Там же. С. 26—27.

 

[635] Там же. С. 26.

 

[636] Там же. С. 29.

 

[637] См.: Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. II. СПб., 1913. С. 92–104.

 

[638] Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 45.

 

[639] Последним защитником Перуна был великий князь литовский Ольгерд, но его дети и племянники приняли крещение (см. там же. С. 40—43).

 

[640] Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 53.

 

[641] См.: Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 157.

 

[642] Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм. С. 159—161.

 

[643] От съезда князей в Любече (1097) до смерти Мстислава и отпадения Полоцка (1132) (см.: История СССР. Т. I. С. 584).

 

[644] См.: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 15—17.

 

[645] Там же. С. 19, 25.

 

[646] См.: Ветловская В. Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей. «Строительная жертва» // Миф — фольклор — литература. Л., 1978. С. 103.

 

[647] См.: Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.; Л., 1931. С. 137—138.

 

[648] См.: Зеленин Д. Тотемы-деревья в сказаниях об обрядах европейских народов. М.; Л., 1937. С. З.

 

[649] См.: Никифоровский М. Русское язычество. СПб., 1875. С. 38.

 

[650] См.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 83.

 

[651] Цит. по: Ветловская В. Е. Указ. соч. С. 104.

 

[652] См.: Веселовский А. Н. Из истории литературного общения. СПб., 1872. С. 305—307.

 

[653] См.: Афанасьев А. Н. Указ. соч. Т. 2. С. 113; Т. 3. М., 1869. С. 237, 799.

 

[654] В. Е. Ветловская (указ. соч. С. 107—113) показывает, что Н. А. Некрасов стоял на почве язычества, когда писал: «Дело прочно, когда под ним струится кровь», а Ф. М. Достоевский отвечал, что благоденствие всего мира не стоит гибели одного невинного ребенка. И, наконец, образ В. Белинского — Коля Красоткин строит либерализм на смерти Илюши Снегирева, невинной жертвы собственного врожденного благородства.

 

[655] Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси // Записки Московского археологического института. Т. XVIII. М., 1913. С. 1.

 

[656] Там же. С. 5—7.

 

[657] Там же. С. 56.

 

[658] Ниже приводится выдержка из «Творений Иоанна Златоуста» Т. 8. Кн. 2. С. 706 (см.: Гальковский Н. Указ. соч. С. 56—58).

 

[659] «…а сами крещеные в Христа не веруют» (там же. С. 67).

 

[660] «Правила святых отец» (см.: Прохоров Г. М., Розов Н. Н. Перечень книг Кирилла Белозерского // ТОДРЛ. XXXVI. Л., С. 376—377).

 

[661] Гумилевский Ф. Указ. соч. Т. I. С. 97.

 

[662] Там же. С. 101.

 

[663] Там же. С. 103.

 

[664] Там же. С. 61.

 

[665] См.: Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. С. 62.

 

[666] Там же. С. 64—65.

 

[667] Н. А. Осокин (указ. соч. Т. 11. С. 167) дает точную дату — 891 г.

 

[668] См.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. 6. С. 79—80.

 

[669] См.: Осокин Н. А. Указ. соч. Т. I. С. 170—173.

 

[670] Арсеньев И. Указ. соч. С. 87.

 

[671] Осокин Н. А. Указ. соч. С. 194—195.

 

[672] Там же. С. 23.

 

[673] Арсеньев И. Указ. соч. С. 77.

 

[674] Мюллер А. История ислама. Т. IV. 1896. С. 167.

 

[675] Арсеньев И. Указ. соч. С. 144—145.

 

[676] См.: Осокин Н. А. Указ. соч. С. 175—178.

 

[677] См.: Шиппер И. Указ. соч. С. 175—178.

 

[678] Арсеньев И. Указ. соч. С. 103.

 

[679] Вебер Г. Указ. соч. Т. IV. С. 383.

 

[680] Под этим термином в начале XX в. понимались механические знания (не только технические), не формирующие этнопсихологический склад (mentalitet).

 

[681] См.: Штернберг Л. Я. Избранничество в религии // Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

 

[682] См.: Банзаров Д. Черная вера. СПб., 1891; Гумилев Л. Н. Древнемонгольская религия // Доклады ГО СССР. Вып. 5. Л., 1968. С. 31—39.

 

[683] См.: Гумилев Л. Н. Несторианство и древняя Русь // Доклады по этнографии Географического общества СССР. Л., 1967. С. 8.

 

[684] См.: Бегунов Ю. К. Памятники русской литературы XIII века. М.; Л. 1965. С. 154—155, 182—184.

 

[685] Гущин А. С. Памятники художественного ремесла Древней Руси X—XIII вв. М.; Л., 1936. С. 11. Сам А. С. Гущин эту концепцию не разделяет.

 

[686] Никольский В. История русского искусства. Берлин, 1923. Аналогичные высказывания см.: Буслаев Ф. И. Сравнительные взгляды на историю искусства в России и на Западе // Соч. Т. 1. СПб., 1880. С. 3–41; Новицкий А. П. История русского искусства Древней Руси. М., 1924; Сычев Н. П. Искусство средневековой Руси // История всех времен и народов. Вып. 4. Л., 1929.

 

[687] Кондаков Н. П. Русские клады. Т. I. СПб., 1896. С. 81. Он же. О научных задачах древнерусского искусства. СПб., 1899.

 

[688] См.: Гущин А. С. Указ. соч. С. 13.

 

[689] Гущин А. С. Указ. соч. С. 13—14.

 

[690] См.: Павлинов А. М. Доисторическая пора искусства на почве России // Вестник изящных искусств. 1887. Т. V. Вып. 1 и 4.

 

[691] Последним «каганом» был князь Олег Святославич. Так он назван в «Слове о полку Игореве». Его современник и соперник Владимир Мономах фигурально именовался царем — прозвище заимствовано у византийского императора Константина IX.

 

[692] См.: Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951.

 

[693] См.: ПВЛ. Ч. I. С. 117; ср.: ПВЛ. Ч. II. С. 402—405.

 

[694] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства.

 

[695] Города вятичей упомянуты под 1146 г. (см.: Соловьев С. М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 434). Земля южных дреговичей отнята Юрием Долгоруким у Изяслава Давыдовича в 1149 г. (см.: Соловьев С. М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 447). Краниологический тип древлян, а не полян и северян лег в основу современного украинского типа (см.: Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972. С. 299—300).

 

[696] Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1982. С. 472. Цитированный автор приводит следующие данные: в середине XII в. — 15 княжеств, в начале XIII в. — около 50, в XIV в. — примерно 250 княжеств. У современников возникали иронические поговорки: «В Ростовской земле князь в каждом селе», «В Ростовской земле у семи князей один воин» (там же. С. 469—470).

 

[697] Там же. С. 470.

 

[698] Там же. С. 404.

 

[699] Там же. С. 65.

 

[700] Эдуард III высадился в Нормандии в 1346 г., имея тысячу рыцарей, 4 тыс. всадников и 10 тыс. англосаксонских и валлийских стрелков. С этими силами он выиграл битву при Креси (Maurois A. Histoire d’Angleterre. Paris, 1937. Р. 222). Генрих V в 1415 г. повторил операцию, имея 2, 5 тыс. латников и 8 тыс. стрелков, с обслугой и транспортом — около 30 тыс. человек… и выиграл битву при Азинкуре (Ibid. P. 262). А ведь это крупнейшие операции Англии — целого королевства.

 

[701] См.: Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства.

 

[702] Святослав Ярославич в 1068 г. разбил половцев на р. Снови, имея всего 3 тыс. ратников против 12 тыс.

 

[703] В. В. Каргалов оценивает численность русских военных сил в начале XIII в. в 110 тыс. человек (см.: Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. М., 1967. С. 79).

 

[704] См.: Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971. С. 288—290.

 

[705] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IV. М., 1987.

 

[706] Включая Грузию.

 

[707] См.: Гумилев Л. Н. Хунну; он же. Хунны в Китае.

 

[708] См.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки.

 

[709] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства.

 

[710] Кычанов Е. И. Звучат лишь письмена. М., 1965.

 

[711] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

 

[712] См.: Гумилев Л. Н. Хунны; он же. Хунны в Китае; он же. Древние тюрки.

 

[713] Дату первой Олимпиады — 776 г. до н. э., равно как и дату основания Рима — 753 г. до н. э., следует считать легендарной. Может быть, здесь начало инкубационного периода, но доказать это трудно. Обойдемся без этих дат.

 

[714] См.: Гумилев Л. Н. Хунны в Китае. С. 41.

 

[715] GroussetR. Histoire de L’Extreme-Orient. Paris, 1929. P. 404.

 

[716] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия… Т. II. С. 425.

 

[717] См.: Рашид-ад-Дин. Сборник летописей (далее: Рашид-ад-Дин). Т. I. Кн. 1 / Пер. Л. А. Хетагурова. М.; Л., 1952. С. 77.

 

[718] Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 1. С. 102.

 

[719] Мэн-да Бэй-лу (пер. и коммент. Н. Ц. Мункуева. М., 1975. С. 46—48.

 

[720] См. синхронистическую таблицу.

 

[721] См.: Кычанов Е. И. Очерки истории тангутского государства. М., 1968. С. 253—256.

 

[722] Лубсан Данзан. Алтай тобчи («Золотое сказание»). Пер. с монг. (далее: Алтан тобчи). М., 1973. С. 18.

 

[723] Пэрлээ Х. Собственно монгольские племена в период Киданьской империи (907–1125). Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. V. 1962. С. 314.

 

[724] См.: Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. Л., 1934. С. 74.

 

[725] Там же. С. 74.

 

[726] См.: Гумилев Л. Н. История ритма кочевой культуры Срединной Азии. Опыт историко-географического синтеза // Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85—94; он же. Изменения климата и миграции кочевников // Природа. 1972. № 4. С. 44—52.

 

[727] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 136—139. Л. Л. Викторова (Монголы. М., 1980. С. 5) относит найманов к тюркам, но не приводит доказательств. Поясняю: казахский род наймам одноименен с найманами XII в., но не идентичен им.

 

[728] Буквально: «пять чи и три цуня» (пересчет мой. — Л. Г. ).

 

[729] Мэн-да Бэй-лу. С. 48.

 

[730] Histoire de Mogols et des Tatares par Aboul Ghazi Bahadour Khan, publiйe, traduite et annotйe par Baron Demaison. SPb., 1874. Т. II. Р. 72; Cahun L. Introduction a l’histoire de l’Asie. Paris, 1896. P. 201.

 

[731] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 101—102.

 

[732] См.: Гумилев Л. Н., Кузнецов Б. И. Бон. С. 72—90.

 

[733] Легенда о царевиче Сиддарте — Будде в христианском варианте — апокриф, игнорирующий хронологию (см.: Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т. II. С. 297). Буддисты считают Иисуса Христа бодисатвой, воплощением Авалокиты.

 

[734] Банзаров Д. Черная вера; ср.: Гумилев Л. Н. Древнемонгольская религия; Веселовский Н. О религии татар по русским летописям // Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. № 1. Отдел 2. Пг., 1916.

 

[735] См.: Палладий (Кафаров). Старинное монгольское сказание о Чингисхане (Юань-чао-ми-ши) // Труды членов Российской духовной миссии в Пекине (далее: Палладий). Т. IV. СПб., 1866. С. 172—173.

 

[736] Васильев В. П. История и древности восточной части Средней Азии (Чжао Хун) // Труды Восточного отделения Имп. Археологического общества. Ч. 4. СПб., 1857. С. 96.

 

[737] Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. / Пер. О. И. Смирновой. С. 35—36.

 

[738] Даты этих событий у Рашид-ад-Дина нет. Приурочивая их к началу войны, мы руководствуемся логикой событий.

 

[739] См.: Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: В 2 т. Т. I. M.; Л., 1950. С. 378.

 

[740] Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 37—40.

 

[741] Там же. С. 41; вариант сообщения см. там же. Т. I. Кн. 1. С. 104. Об особенностях составления «Сборника летописей» см.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 239—240.

 

[742] См.: Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. (далее: Сокр. ск. ). M.; Л., 1941.

 

[743] Васильев В. П. История и древности… С. 227.

 

[744] Там же.

 

[745] Окин — девушка (монг. )

 

[746] Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 32—33.

 

[747] Палладий. С. 173.

 

[748] Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 129.

 

[749] Сокр. ск. § 53.

 

[750] См.: Козлов П. К. Монголия и Кам. M., 1947. С. 83—84.

 

[751] В манифесте указано, что монголы и татары ранее нападали на северные границы империи Кинь, а ныне вступили в союз с киданями и тангутами (Си-Ся). Палладий считает эти сведения выдумкой чжурчжэньских дипломатов, уловкой для дезориентации империи Сун, против которой готовили главный удар (Палладий. С. 173).

 

[752] Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 23—24.

 

[753] Там же. С. 42—43.

 

[754] Сокр. ск. § 57.

 

[755] Вопреки тому, что утверждает Рашид-ад-Дин (Т. I. Кн. 2. С. 43—44). Китайские и монгольские источники не подтверждают его беспочвенных сентенций, направленных на угождение тщеславного заказчика — хана Олджейту, в ущерб исторической истине.

 

[756] Сокр. ск. § 58.

 

[757] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 154 (приведен разбор литературы вопроса).

 

[758] См.: Окладников А. П. Далекое прошлое Приморья. Владивосток, 1959. С. 236.

 

[759] Хронология последующих событий приблизительна. Чжао Хун сообщает, что в XII в. монголы еще не имели 60-летнего цикла, а отсчитывали «один год, когда зеленеют травы» (Мэн-да Бэй-лу. С. 49). В «Тайной истории» первая точная дата — год курицы — 1201 г., тогда как тюрки применяли циклический календарь уже в VIII в. (см.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 320—321). Это говорит о полном разрыве традиции, т. е. о начале нового этногенеза. Фенологический календарь употребляется этносами, непосредственно связанными с природой, но игнорирующими историю. Для этого восприятия времени достаточна постоянная повторяемость, а не линейная протяженность (См.: Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени // Доклады Географического общества СССР. Вып. 15. Л., 1970. С. 143—157). Но как только людям требуется осознание себя во времени, с последовательностью событий, они вводят либо линейный счет по правителям, либо циклический календарь. То и другое говорит о переходе от гомеостаза к динамическому развитию. У монголов этот переход состоялся в конце XII в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...