Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толковый словарь понятий и терминов 5 страница




 

[760] См.: Кычанов Е. И. Жизнь Тэмуджина, думавшего покорить мир. М., 1973. С. 30.

 

[761] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 237—261.

 

[762] См.: Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов… С. 77. Обратное мнение см.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия… Т. II. С. 408.

 

[763] См. выше — III. Желтый пес.

 

[764] Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 1. С. 184.

 

[765] См.: Владимирцов Б. Я. Указ. соч. С. 79.

 

[766] Джамуха упоминает одну тьму из «людей анды» (Сокр. ск. § 106). Тогрул не был андой Джамухи, следовательно, имеется в виду Тэмуджин. В «Алтан-Тобчи» это упоминание опущено. Так как «люди анды» упомянуты без племенной принадлежности, то ясно, что это были отщепенцы, т. е. «люди длинной воли». Онон берет начало на восточных склонах Хэнтэя, покрытых лесом, — удобное укрытие для тех, кто вынужден прятаться.

 

[767] От среднего течения Селенги до истоков Керулена (восточный склон Хэнтэя) — 300 км по прямой. Но если учесть неизбежные изгибы дороги, то будет в 1, 5—2 раза больше.

 

[768] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. К вопросу о разделении монголов на восточных и западных. Л., 1933.

 

[769] Г. Ксенофонтов в своем замечательном труде «Уранхай-сахалар» (Иркутск, 1937) поясняет, что «Баргуджин» означало Забайкалье. Для монголов, шедших с востока, это была земля западнее озера — Балаганская степь у верховий Ангары. Е. И. Кычанов ошибочно полагает, что победители закончили свой поход у слияния рек Орхона и Селенги (см.: Кычанов Е. И. Жизнь Тэмуджина… С. 39); тогда им не пришлось бы форсировать Хилок.

 

[770] Палладий переводит: «Принесен от рода Мерки» (Палладий. С. 143); С. Калужинский пишет: «Merkickiej podrzutok» (KaluzynskiSt. Tajna historia mongolow. Warszawa, 1970. S. 165).

 

[771] Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 68—69.

 

[772] Это был предок Мамая, а его род соперничал с Борджигинами.

 

[773] О двойственности поведения Джамухи см.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 261 и след.

 

[774] Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 119.

 

[775] В персидском переводе — Бут-Тэнгри.

 

[776] Мэн-да Бэй-лу. С. 49.

 

[777] Сокр. ск. § 118.

 

[778] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 156—157.

 

[779] Спор о классовой природе внутренней борьбы в Монголии (1183—1218 гг. ) был между В. В. Бартольдом, считавшим Тэмуджина аристократом, Г. Е. Грумм-Гржимайло, отрицавшим это, и С. А. Козиным, видевшим вождя аристократии в Джамухе (см.: Якубовский А. Ю. Из истории изучения монголов периода XI—XIII вв. // Очерки по истории русского востоковедения. М., 1953. С. 31—95; Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 161 и след. ).

 

[780] См.: Мюллер А. Указ. соч. Т. I. С. 67.

 

[781] Слово «орда» значит «ставка хана», но в переносном смысле это эквивалент латинскому «ordo» — орден, т. е. упорядоченный стан (см.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 60).

 

[782] Хорчи утверждал это, ссылаясь на видение, даже не сон. Якобы рыжая корова рогами раскидала юрту Джамухи и хотела забодать его самого, а комолый вол, везший юрту Тэмуджина, мычанием предрек Тэмуджину царство. Хорчи ему поверил и покинул родственника — Джамуху.

 

[783] См.: Гумилев Л. Н. Гуманитарные и естественнонаучные аспекты исторической географии // Экономическая и социальная география. Л., 1984. С. 51.

 

[784] Черный цвет отнюдь не считается унизительным. Бон — черная вера, точнее, темно-синяя, ибо в высоких горах небо кажется почти черным; Кара-будун — черный народ в смысле «весь, целый».

 

[785] См.: Якубовский А. Ю. Указ. соч. С. 65—88; Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 238—239.

 

[786] См.: Вернадский Г. В. О составе Великой Ясы Чингисхана. Брюссель, 1939. С. 13.

 

[787] Г. Е. Грумм-Гржимайло доверяет этому тексту, даже допуская, что он содержит преувеличение (см.: Западная Монголия… С. 437). А. Ю. Якубовский оспаривает его мнение, полагая, что во всех бедах виноваты нойоны-эксплуататоры (см.: Указ. соч. С. 79—80). Прежде чем принять ту или другую точку зрения, целесообразно проследить ход событий далее.

 

[788] Палладий. С. 169—172. Примеч. 47.

 

[789] Цит. по: Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия… С. 405. Ср.: Сокр. ск. § 179; Палладий. С. 94.

 

[790] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 158—159.

 

[791] По Рашид-ад-Дину — 13 тыс. воинов против 30 тыс. По «Тайной истории» силы противников были равны (см.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 162).

 

[792] Племя с таким названием нигде не упомянуто. Есть предположение, что в рукописи описка: правильно читать «Чорос» — один из ойратских родов. Непонятно лишь, как ойраты попали на Онон.

 

[793] О странностях поведения Джамухи см.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 261 и след.

 

[794] Улза (у С. А. Козина — Ульджа) — приток Онона. Событие произошло в среднем ее течении, южнее совр. Читы.

 

[795] Тогрулу был дан титул «ван» (царь), а Тэмуджину — «чаутхури» (что-то вроде военного комиссара). Кроме того, было обещано доложить «алтан-хану», т. е. императору, об услуге с просьбой утвердить пожалование. Тот и утвердил, что имело большие последствия.

 

[796] См.: Мункуев Н. Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. М., 1965. С. 103.

 

[797] Мэн-да Бэй-лу. С. 49.

 

[798] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 151 (разбор датировок Р. Груссе и К. Витфогеря).

 

[799] Мэн-да Бэй-лу. С. 117—118.

 

[800] См.: Катанов Н. Ф. Восточная хронология // Известия Северо-Восточного археологического и этнографического института. Вып. 1. Казань, 1920.

 

[801] См.: Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени. С. 143—157.

 

[802] См.: Колесник С. В. Проблема географической среды // Вестн. ЛГУ. 1968. № 12; Гумилев Л. Н. О соотношении природы и общества согласно данным исторической географии и этнологии // Вестн. ЛГУ. 1970. № 24. С. 39.

 

[803] См.: Вернадский Г. В. О составе Великой Ясы… С. 6—7.

 

[804] Там же. С. 32—33.

 

[805] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия… С. 438—439.

 

[806] «Если кто-нибудь, нападая или отступая, обронит свой вьюк, оружие или часть багажа, то находящийся сзади его должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее; в противном случае он предается смерти» (Макризи; см.: Березин И. Н. Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева // Труды Восточного отделения Имп. Археологического общества. Ч. 8. СПб., 1864. С. 440).

 

[807] См.: Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 18.

 

[808] Там же. С. 17—18.

 

[809] Грумм-Гржимайло Г. Е. Указ. соч. С. 430; приведена литература.

 

[810] Подробнее см.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 279—304.

 

[811] См.: Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII—XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. III. М., 1940. С. 71—94.

 

[812] Там же. С. 83. Смена названия суперэтноса знаменует коренное различие эпох: плавный переход от фазы к фазе сменяется разрывом традиции и началом нового витка этногенеза.

 

[813] Видимо, осведомитель Юлиана был персоязычен, почему и заменил имя монгольского предка — Бурте-Чино — «серый волк» — на персидское «гург» (волк) с монгольским суффиксом мн. ч. — «ут». Следовательно, Гургут — этноним (означающий «волки», т. е. монголы), а не собственное имя хана — Тэмуджин.

 

[814] См.: Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 209.

 

[815] Дата не установлена: видимо, между 1208 и 1216 гг.

 

[816] Южный Буг, см.: Аннинский С. А. Указ. соч. С. 84.

 

[817] Кычанов Е. И. М.: Востокиздат, 1973.

 

[818] См.: Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства.

 

[819] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

 

[820] См.: Эпические сказания народов Южного Китая. М.; Л., 1956. С. 149. Ср.: Итс Р. Ф. Этническая история юга Восточной Азии. Л., 1972. Карты на с. 176, 278.

 

[821] Орда — народ-войско; см.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 60.

 

[822] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия… Т. II. С. 409.

 

[823] Подробнее см.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. С. 205—218.

 

[824] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Когда произошло и чем было вызвано распадение монголов на восточных и западных? // Известия Государственного Географического общества. 1933. Вып. 2. С. 168—177.

 

[825] Имеется в виду только правящая семья, члены коей были казнены. Остальные меркиты были рассеяны по всей Монгольской империи и как «кость» (сеок) встречаются у телесов, телеугов, киреев, торгоутов, башкир (см.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия… Т. II).

 

[826] См.: Аннинский С. А. Указ. соч.

 

[827] Там же. С. 85.

 

[828] Там же. С. 85—86.

 

[829] Слова «Баскардия» (Башкирия) и «Сибур» (Сибирь — область около Тюмени) употреблялись уже в XIV в. (Аннинский С. А. Указ. соч. С. 92—93).

 

[830] Буниятов З. М. Государство хорезмшахов — Ануштегинидов. М., 1986. С. 132.

 

[831] Там же. В послании Чингисхана говорилось: «Поддержание мира с тобой я считаю своей обязанностью. Ты мне как самый дорогой сын» (Ан-Насави Мухаммед. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манк-бурны / Пер. с араб. З. М. Буниятова. Баку. 1973. С. 77—78). Вот на обращение «сын» хорезмшах и обиделся.

 

[832] См.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 42—52.

 

[833] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 187.

 

[834] Подробнее см.: там же. С. 209—229.

 

[835] См.: Бегунов Ю. К. Памятники русской литературы XIII в. С. 110 и след.

 

[836] См.: Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 394. Это не совсем так. В «Повести временных лет» под 1093 г. неизвестная страна (в смысле «чужбина») — действительно эмоциональный оборот. А в текстах XIII в. то же слово звучит как географический термин.

 

[837] См.: Гаель А. Г., Гумилев Л. Н. Разновозрастные почвы на степных песках Дона и передвижение народов за исторический период // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1966. № 1.

 

[838] См.: Шенников А. А. Земледельческая неполная оседлость и «теория бродяжничества» // Этнография народов СССР. Л., 1971. С. 88—89.

 

[839] См.: Грибанов Л. Н. Изменение южной границы ареала сосны в Казахстане // Вестник с. -х. науки (Алма-Ата). 1965. № 6. С. 78—86.

 

[840] Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971. С. 8.

 

[841] См.: Белявский В. А. По поводу «извечного антагонизма» между земледельческим и кочевым населением Восточной Европы // Славяно-русская этнография. Л., 1973. С. 101—108.

 

[842] Татищев В. Н. История Российская… Кн. 1. С. 271—274.

 

[843] Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1892. Т. 1. С. 159; Т. 2. С. 46—47.

 

[844] Устрялов Н. Г. Русская история. СПб., 1837. Ч. 1. С. 143—144.

 

[845] Соловьев С. М. История России… Кн. 1. С. 57.

 

[846] Там же. С. 647; Ключевский В. О. Курс русской истории: Соч. в 9 т. Т. 1. Ч. 1. М., 1987. С. 68—84.

 

[847] Ключевский В. О. Указ. соч. Т. 1. Ч. 1.

 

[848] Костомаров Н. И. Исторические монографии и исследования. СПб., 1903. С. 112.

 

[849] Там же. С. 112, 116, 133, 158.

 

[850] См.: Мавродина P. M. Киевская Русь и кочевники. Л., 1983. С. 19—20.

 

[851] Голубовский Л. В. Печенеги, торки, половцы до нашествия татар. Киев, 1884.

 

[852] См.: Мавродина P. M. Указ. соч. С. 23—24.

 

[853] Плетнева С. А. Половецкая земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 260.

 

[854] См.: Плетнева С. А. Печенеги, торки, половцы в южнорусских степях // Материалы и исследования по археологии СССР. 1958. № 62; Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.

 

[855] Обилие исследований русско-половецких контактов имело двоякие последствия. С одной стороны, был накоплен богатый фактический материал, с другой — отдельные построения, пересекаясь, поневоле становились эклектичными (см.: Мавродина P. M. Указ. соч. С. 25—39).

 

[856] См.: Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. Т. 1. М., 1938; Т. 2. М., 1939.

 

[857] Toynbee A. T. A Study of History. Abridgement of volumes I—VI by D. C. Somervell. N. Y.; Toronto, 1946. P. 570. Критику теории «вызова и ответа» см.: Гумилев Л. Н. Об антропогенном факторе ландшафтообразования («Ландшафт и этнос», VII) // Вестн. ЛГУ. 1967. № 24. С. 104—105.

 

[858] См.: Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики), 4-е изд. Л.; М., 1930. Т. 1.

 

[859] См.: Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке. М., 1933.

 

[860] См.: Греков Б. Д. Киевская Русь и проблема происхождения русского феодализма у М. Н. Покровского // Против исторической концепции М. Н. Покровского. М.; Л., 1939. Ч. 1. С. 112.

 

[861] Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 143.

 

[862] Там же. С. 145

 

[863] Там же. С. 146.

 

[864] Там же. С. 65.

 

[865] Рожков Н. А. Обзор русской истории с социологической точки зрения. Ч. I. Киевская Русь. 2-е изд. М., 1905. С. 24—25.

 

[866] Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики). Т. 1. С. 152.

 

[867] Там же. Т. 2. С. 5—6.

 

[868] См.: Лященко П. И. История русского народного хозяйства. М.; Л., 1927. С. 25, 60.

 

[869] См.: Юшков С. В. Феодальные отношения и Киевская Русь // Учен. зап. Саратов. гос. ун-та. Т. 2. Вып. 4. 1924. С. 9–10.

 

[870] Толочко П. П. Киевская земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 6.

 

[871] Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. С. 49.

 

[872] См.: Попов А. И. Кыпчаки и Русь // Учен. зап. ЛГУ. Серия исторических наук. Вып. 14. 1949. С. 98.

 

[873] См.: Каргалов В. В. Указ. соч. С. 58.

 

[874] См.: Гумилев Л. Н. // Русская литература. 1974. № 3. С. 171—172.

 

[875] Якубовский А. Ю. Феодальное общество Средней Азии и ее торговля с Восточной Европой в X—XV вв. // Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Вып. 3. Ч. I. Л., 1932. С. 24.

 

[876] Пархоменко В. Следы половецкого эпоса в летописях // Проблемы источниковедения: Сб. 3. М.; Л., 1940. С. 39.

 

[877] Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»? // Избранные сочинения. Т. II. М., 1961. С. 487.

 

[878] Там же. С. 487. Ср.: Кшибеков Д. Кочевое общество: генезис, развитие, упадок. Алма-Ата, 1984. С. 38.

 

[879] См.: Гумилев Л. Н. Нужна ли география гуманитарам? // Славяно-русская этнография. Л., 1973. С. 92–100.

 

[880] См.: Гумилев Л. Н. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? // Русская литература. 1972. № 1. С. 73—82.

 

[881] См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика… С. 213; а также: Кононов А. Н. История изучения тюркских языков в России. М., 1982. С. 19—23.

 

[882] См.: Дмитриев Л. А. К спорам о датировке «Слова о полку Игореве» (по поводу статьи Л. Н. Гумилева) // Русская литература. 1972. № 1. С. 83—84.

 

[883] Соловьев С. М. История России. Кн. 1. Т. II. С. 592. Примеч. 411. С. 710.

 

[884] См.: Каргалов В. В. Указ. соч. С. 49—54.

 

[885] См.: Грушевский М. С. Киевская Русь. СПб., 1911.

 

[886] См.: Греков Б. Д. Киевская Русь и проблема происхождения русского феодализма у М. Н. Покровского.

 

[887] См.: Греков Б. Д. Киевская Русь. С. 462—466.

 

[888] См.: Плетнева С. А. Половецкая земля… С. 260—300.

 

[889] Путешествия в восточные страны… С. 108.

 

[890] См.: Алексеев Л. В. Полоцкая земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 237—238.

 

[891] Пашуто В. Т. Внешняя политика… С. 228.

 

[892] См.: Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Природа. 1978. № 12. С. 97–105.

 

[893] См.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. III. Примеч. 105 и 106; цит. по: Погодин М. Азбучный список русских князей до монгольского ига. 1854. С. 291.

 

[894] Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 444—445.

 

[895] См. там же.

 

[896] Ипатьевская летопись, под 1201 г.

 

[897] См.: Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940. С. 6.

 

[898] «…Бысть мятеж велик: всташа бояре и купцы рекуще: Княже! мы тебе добра хочем и за ти головы свои складываем, а ты держишь вороги свои просты; а се ворози твои и наши, суждальцев и ростовцев» и потребовали либо ослепления, либо казни пленных князей. Глеб умер в порубе.

 

[899] ПСРЛ. Т. I. См. под 1187 г.

 

[900] Цит. по: Соловьев С. М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 570—571.

 

[901] См.: Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950. С. 194—203.

 

[902] См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика… С. 283.

 

[903] Там же. С. 276.

 

[904] Командовали этими тумэнами Джэбэ, Субутай и Тугарач (кунграт). С учетом потерь за время войны в тумэнах было около 20 тыс. бойцов.

 

[905] Аннинский С. А. II Исторический архив. Т. 3. М.; Л., 1940. С. 79.

 

[906] Там же. С. 79.

 

[907] См.: Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. С. 176—177.

 

[908] См.: Вернадский Г. В. Были ли монгольские послы 1223 г. христианами? // Seminarium Kondakovianum. 3. Praha, 1929; Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 324.

 

[909] Соловьев С. М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 642.

 

[910] Там же. С. 641.

 

[911] Пашуто В. Т. Внешняя политика… С. 228—234.

 

[912] См.: Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л., 1978. С. 123—124.

 

[913] Пашуто В. Т. Внешняя политика… С. 233.

 

[914] См.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. VII. С. 237.

 

[915] См.: Белявский В. А. По поводу «извечного антагонизма» между земледельческим и кочевым населением Восточной Европы.

 

[916] Соловьев С. М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 577.

 

[917] Там же. С. 606.

 

[918] Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Библиографию см. с. 378—415.

 

[919] См.: Насонов А. Н. Монголы и Русь. С. 36—37.

 

[920] См.: Рыбаков Б. Л. Ремесло Древней Руси. М., 1948. С. 521.

 

[921] См.: Каргер М. К. Древний Киев. Т. 1. М.; Л., 1958. С. 238.

 

[922] См.: Ключевский В. О. Сочинения. Т. 1. С. 282—286.

 

[923] См.: Покровский М. Н. История России с древнейших времен. Т. 1. С. 120.

 

[924] См.: Греков Б. Д. Киевская Русь. С. 500.

 

[925] См.: Довженок В. О. Среднее Поднепровье после татаро-монгольского нашествия // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 76—82.

 

[926] См.: Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1959. С. 12—42.

 

[927] См.: Насонов А. Н. Монголы и Русь. С. 24—25.

 

[928] Пашуто В. Т. Указ. соч. С. 286.

 

[929] Автор, участвуя в археологической экспедиции проф. М. И. Артамонова в 1946—1947 гг., обнаружил в Подолии доскифские, скифские и раннеславянские городища, после которых на пустом месте были построены польские замки, ныне служащие музейными помещениями. Даниил опустошил славянскую землю на 300 лет.

 

[930] См.: Пашуто В. Т. Монгольский поход в глубь Европы // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970. С. 204—206.

 

[931] Путешествие в восточные страны… С. 47.

 

[932] См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика… С. 287.

 

[933] «Пять скорбей» католической церкви: 1) татары; 2) православные; 3) еретики-катары; 4) хорезмийцы; 5) Фридрих II (см.: Осокин Н. А. Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. С. 222).

 

[934] См.: Гумилев Л. Н. Апокрифический диалог // Нева. 1987. № 3, 4.

 

[935] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства.

 

[936] В. В. Каргалов приводит сведения, интересные для характеристики Юрия Всеволодовича. Узнав о поражении при Коломне, князь покинул в столице свою семью, хотя мог ее своевременно эвакуировать. Гарнизон был недостаточен, а сбежавшиеся в город люди не использованы для обороны. Из-за этого 7 февраля 1238 г. неприступный город пал. На Сити Юрий стоял «не имеющоу сторожии» и был захвачен врасплох. Русские полки не успели даже построиться и «побегоша пред иноплеменниками». Сами монголы не придавали этой битве большого значения. Рашид-ад-Дин считает, что это была просто погоня за бежавшим и скрывавшимся князем. Факт психологического вырождения на фоне этнической обскурации налицо (см.: Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы… С. 94–100).

 

[937] См.: Мункуев Н. Ц. Заметки о древних монголах // Татаро-монголы. М., 1970. С. 367 и след.

 

[938] См.: Каргалов В. В. Указ. соч. С. 73.

 

[939] Общая численность монгольского войска для войны на трех фронтах была 129 тыс. человек (Рашид-ад-Дин. Т. 1, кн. 2. С. 266) и еще 2 тумэна: чжурчжэньский — для обслуживания боевых машин — и кара-киданьский. На Русь были присланы тысяча чжурчжэней (хины), тысяча мангутов и вспомогательные войска.

 

[940] См.: Веселовский Н. Золотая орда // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и А. Ефрона. СПб., 1894. Т. 24. С. 633—635.

 

[941] См.: Мункуев Н. Ц. Указ. соч. С. 369.

 

[942] См.: ПСРЛ. Т. 25. С. 130.

 

[943] См.: Прохоров Г. М. Кодикологический анализ Лаврентьевской летописи // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1972. С. 77–104; он же. Повесть о Батыевом нашествии в Лаврентьевской летописи // ТОДРЛ. Т. XXVIII. Л., 1974. С. 77—98.

 

[944] См.: Насонов А. Н. Монголы и Русь. С. 23.

 

[945] См.: Пашуто В. Т. Очерки… С. 229.

 

[946] См. там же. С. 138.

 

[947] См.: Насонов А. Н. Указ. соч. С. 54—55.

 

[948] Факт внутренней перестройки этносистемы определяется либо накоплением, либо растратой биохимической энергии живого вещества биосферы, а устойчивость неоднородной системы — законом единства и борьбы противоположностей. Дискретность этногенезов и этнической истории, или, что то же, существование «начал» и «концов», есть прямое проявление закона отрицания, согласно которому рождение и смерть любой системы неразрывно связаны друг с другом.

 

[949] О координации военных действий немцев и шведов см.: Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л., 1978. С. 156—157. Пронемецкая, западническая группа во Пскове существовала с 1229 г. (см.: Пашуто В. Т. Внешняя политика… С. 294).

 

[950] М. В. Владимирский-Буданов, М. С. Грушевский, А. Е. Пресняков, Б. Д. Греков; см.: Пашуто В. Т. Очерки… С. 229.

 

[951] См. там же. С. 230—231.

 

[952] См. там же. С. 231—234.

 

[953] Ярлык — это пакт о дружбе и ненападении. Реальной зависимости он не предполагал. Батый посылал ярлыки к правителям Рума, Сирии и других стран, от него независимых.

 

[954] Соловьев С. М. История России… Кн. II. Т. III. M., 1988. С. 170.

 

[955] Насонов А. Н. Монголы и Русь. С. 10—11.

 

[956] См.: Аннинский С. А. Указ. соч. С. 81.

 

[957] Там же. С. 89.

 

[958] Пашуто В. Т. Очерки… С. 271.

 

[959] См.: Бартольд В. В. О христианстве в Туркестане… С. 11; Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 133.

 

[960] См.: Зайцев А. К. Черниговское княжество // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 117.

 

[961] Надир — точка небесной сферы, диаметрально противоположная зениту. См.: Алексеев Л. В. Полоцкая земля // Там же. С. 239.

 

[962] Цит. по: Пашуто В. Т. Очерки… С. 259.

 

[963] Сокр. ск. § 275, 276.

 

[964] «Он пригласил к себе священников из Шама (Сирии), Рума (Византии), Осов (Осетии) и Руси» (Рашид-ад-Дин. Т. II. С. 121); ср.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 330.

 

[965] См.: Путешествия в восточные страны… С. 7.

 

[966] Имеется в виду древнерусская этническая целостность.

 

[967] По монгольскому праву владетелем отцовского улуса считался младший сын, хотя он должен был в политических делах подчиняться старшему брату. Предполагалось, что старший брат успеет обрести имущество, а младшего следует обеспечить.

 

[968] Белая Русь — территория Полоцкого и Турово-Пинского княжеств; Черная Русь, т. е. завоеванная соседями, — окрестности Гродно.

 

[969] См.: Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды (далее: Тизенгаузен). Т. I. 1884; Т. II. 1941.

 

[970] См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 33.

 

[971] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 313—314.

 

[972] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 24. С. 633—635.

 

[973] Цит. по: Тизенгаузен. Т. I. С. 325.

 

[974] Там же. С. 231.

 

[975] См.: Аннинский С. А. Указ. соч. С. 87.

 

[976] См.: Полубояринова М. Д. Русские в Золотой Орде. М., 1978.

 

[977] См.: Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 398—399.

 

[978] См.: Пашуто В. Т. Очерки… С. 296—297.

 

[979] См.: Насонов А. Н. Монголы и Русь. С. 69—75.

 

[980] По сути дела, суфизм был совсем не похож на воинствующий ислам — суннизм, однако суфии называли себя мусульманами и были терпимы в странах ислама.

 

[981] Тизенгаузен. Т. I. С. 197, 385, 510; Т. II. С. 100, 104.

 

[982] См.: Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 401—402.

 

[983] См.: Баскаков Н. А. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979.

 

[984] См.: Кучеев А. М. Следы тюркского элемента у однодворцев (по данным языка и личной ономастики населения Усманского района Липецкой области) // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. № 15. Л., 1970. С. 127—134.

 

[985] Литва — одно из племен балтской группы, распространенной от Балтийского моря до левобережья Днепра. Балты освоили этот регион сразу вслед за таянием ледника и, следовательно, являются древнейшими из аборигенов Восточной Европы. Долгое время они находились в гомеостазе и сохранили этнические черты, характерные для их предков.

 

[986] Великороссия ранее называлась Залесской Украиной и располагалась в Волго-Окском междуречье. Население — смесь мери и кривичей с включением вятичей и муромы, а с XIII в. — тюркских элементов. Малая, т. е. коренная, Русь лежала на правом берегу Днепра; здесь преобладали славянские и тюркский (половцы и торки) субстраты.

 

[987] См.: Пашуто В. Т. Указ. соч. С. 248.

 

[988] Там же. С. 249.

 

[989] Там же. С. 239.

 

[990] Там же. С. 239—242.

 

[991] Там же. С. 275.

 

[992] Вернадский Г. В. Два подвига Александра Невского // Евразийский временник. Т. IV. Берлин, 1925. С. 227, 335. Цит. по: Пашуто В. Т. Указ. соч. С. 276.

 

[993] См.: Пашуто В. Т. Указ. соч. С. 277.

 

[994] Рамм Б. Я. Папство и Русь. М.; Л., 1959. С. 151.

 

[995] См.: Путешествия в восточные страны… С. 171—173.

 

[996] Житие Александра Невского (см.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII в. С. 175—176).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...