Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толковый словарь понятий и терминов 6 страница




 

[997] Насонов А. Н. Монголы и Русь. С. 5.

 

[998] Там же, глава I.

 

[999] Короткевич Вл. Дикая охота короля Стаха. Минск. 1984. С. 412—413.

 

[1000] Червленая Русь — Галиция.

 

[1001] Грамота папы Иоанна XII (1325). Цит. по: Шабульдо М. Ф. Земли юго-западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, 1987. С. 31—33.

 

[1002] Славянское слово «языцы» — перевод греческого термина «этнос». Следовательно, «язычество» — культ племенных богов. При таком толковании в это «общество» попадает и «Бог Израелев» — Яхве, но не Элоим — культ, предшествующий почитанию еврейского племенного бога.

 

[1003] Трайчевский А. Учебник русской истории. Ч. 1. СПб., 1900. С. 146—147.

 

[1004] Там же. С. 146.

 

[1005] См.: Гумилев Л. Н. // Вестн. ЛГУ. 1966. № 18. С. 87.

 

[1006] На карте 1500 г. показан остров Чечень (см.: Аполлов Б. А. Колебания уровня Каспийского моря // Труды Ин-та океанологии. Т. XV. М., 1956. С. 227).

 

[1007] Цит. по: Соловьев С. М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 646—647; также см.: Платонов С. Ф. Лекции… С. 94.

 

[1008] См.: Колесник С. В. Еще несколько слов о географической среде // Изв. ВГО. 1966. № 3.

 

[1009] См.: Сергеевич В. И. Древности русского права. Т. III. СПб., 1909. С. 65 и 72.

 

[1010] Там же. С. 69.

 

[1011] Покровский М. Н. Русская история. Т. I. С. 173.

 

[1012] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 399.

 

[1013] См.: Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI—XVI вв. ). М., 1986. С. 61.

 

[1014] Там же. С. 125.

 

[1015] См.: Бартольд В. В. О христианстве в Туркестане… С. 11—23.

 

[1016] См.: Хорошев А. С. Указ. соч. С. 36—41.

 

[1017] Там же. С. 94.

 

[1018] См.: Покровский М. Н. Указ. соч. С. 186—187.

 

[1019] Хорошев А. С. Указ. соч. С. 108.

 

[1020] Там же. С. 136.

 

[1021] Там же. С. 98.

 

[1022] Алексей (в отрочестве — Елеферий Плещеев) был сын черниговского боярина Федора Бяконта, поступившего на московскую службу в конце XIII в.

 

[1023] ПСРЛ. Т. IX. С. 33. Цит. по: Хорошев А. С. Указ. соч. С. 109.

 

[1024] RoublevMichel. The periodicity of the mongol tribute as paid by russian princes during the fourteenth and fifteenth centuries // Forschungen zur osteuropдischen Geschichte. Band 15. Berlin, 1970. S. 7.

 

[1025] Голобуцкий В. А. Запорожское казачество. Киев, 1957. С. 23—26.

 

[1026] См.: Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. M., 1985. С. 51.

 

[1027] Покровский М. Н. Указ. соч. Т. I. С. 180—181.

 

[1028] См.: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Л., 1978. С. 51.

 

[1029] См.: Хорошев А. С. Указ. соч. С. 111. Приведены цитаты из В. О. Ключевского, А. Е. Преснякова, С. В. Бахрушина, М. Н. Тихомирова, Д. С. Лихачева и Л. В. Черепнина, не расходящихся в оценке заслуг владыки Алексея.

 

[1030] Митяй умер по дороге в Константинополь. Посвященный в митрополиты Пимен, переяславский архимандрит, не был принят на Москве. Великий князь сослал Пимена, а в 1381 г. пригласил Киприана, которого поддерживал Сергий Радонежский (см.: Прохоров Г. М. Указ. соч. С. 137 и след. ). Дмитрий, подозревая Пимена в отравлении Митяя, снял с него белый клобук и заточил его (см.: Трайчевский А. Учебник русской истории. Ч. 1. С. 161).

 

[1031] Хорошев А. С. Указ. соч. С. 112.

 

[1032] Там же. С. 112; ср.: Прохоров Г. М. Указ. соч.

 

[1033] Хорошев А. С. Указ. соч. С. 115.

 

[1034] Там же. С. 114.

 

[1035] Там же. С. 121.

 

[1036] См.: Толстов С. П. По следам исчезнувших цивилизаций. М.; Л., 1948. С. 318—319.

 

[1037] См.: Трайчевский А. Указ. соч. С. 120.

 

[1038] Насколько неприятна чехам была немецкая экспансия, показала гуситская война, вспыхнувшая в 1419 г. Об ожесточенности войны говорит тот факт, что население Чехии за 200 лет сократилось с 3 млн до 800 тыс. (Трайчевский А. Указ. соч. С. 120).

 

[1039] См.: Шабульдо Ф. М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. С. 10.

 

[1040] Там же. С. 38.

 

[1041] Там же. С. 9, 55.

 

[1042] Там же. С. 66.

 

[1043] Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 275.

 

[1044] В 1251 г. Батый послал в Монголию для поддержки своего двоюродного брата Мункэ-хана 30 тыс. воинов, а во время битвы между Тохтой и Ногаем в 1299 г. сражались якобы около 900 тыс. воинов (Рашид-ад-Дин. Т. II. С. 86) — это явное преувеличение (в 9–10 раз). См.: Мункуев Н. Ц. // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970. С. 370—371.

 

[1045] Половина регулярного войска находилась в ставках ханов Белой Орды (Орды-Ичэна) и Синей Орды (Шейбана).

 

[1046] Халиков А. Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978. С. 90.

 

[1047] Там же. С. 90—91.

 

[1048] Там же. С. 23.

 

[1049] Тизенгаузен. Т. II. С. 151.

 

[1050] См.: Халиков А. Х. Указ. соч. С. 99.

 

[1051] Эквивалентно нынешнему «щеголь», точнее, «пижон».

 

[1052] Сапунов Б. В. Книга в России в XI—XIII вв. Л., 1978.

 

[1053] См.: Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси XI—XVII вв. М., 1964. С. 11; ср.: Розов Н. Н. Книга Древней Руси XI—XIV вв. М., 1977.

 

[1054] Русских мечей XI—XIII вв. сохранилось доныне всего 183, а шлемов — еще меньше, хотя их очень берегли (см.: СапуновБ. В. Указ. соч. ).

 

[1055] См.: Свирин А. Н. Указ. соч. С. 12—13.

 

[1056] Начальная фраза показывает, что русский переводчик дал не буквальный, а смысловой перевод, скорее пересказ, что понятно, ибо язык подлинника крайне сложен и малоизучен. Но откуда такие познания были у русского переводчика — неясно.

 

[1057] Плерома — полнота всего сущего, эманирующая эоны — частицы света, облекаемые «низкой материей», не имеющей самостоятельного бытия и по мере воспарения эонов обратно в Плерому превращающейся в ничто — мэ он.

 

[1058] Праджня — запредельная интуиция; учение, возникшее в рамках буддизма в I в. н. э. и широко использованное в махаяне, постулирующей иллюзорность мира, включая познающего субъекта.

 

[1059] Манихейство — вариант антиохийской школы гностицизма, признававшей две стихии: Свет и Мрак. Мир, по Сатурнилу и Мани, — разорванное тучами мрака тело Первочеловека (вероятно, Ормузда), страдающее в тенетах мрака. Свет приравнивается к Духу, Мрак — к материи; обе стихии безличны.

 

[1060] Все три учения пессимистичны, т. е. жизнеотрицающи, и атеистичны.

 

[1061] Атман, согласно философской системе Веданты, — бессмертная душа, подвластная карме — закону причинности.

 

[1062] Учение о сатане как о возмутившемся ангеле идет из книги Еноха и распространилось как попытка связать строгий, примитивный монизм с духовным опытом христиан и мусульман.

 

[1063] Шуньята — пустота, которую можно увидеть лишь в момент смерти, как «ясный свет чистой реальности», — учение тантрического буддизма.

 

[1064] В древности люди не считали себя «венцом творения» и «царями природы». Предполагалось, что они занимают промежуточное положение, а выше и ниже их есть существа, которых они называли «демоны». Существа на порядок ниже ныне обнаружены — это микроорганизмы и вирусы. Те, которые на порядок выше, не открыты и потому считаются несуществующими. Сведения о них присутствуют только в фольклоре и фантастической литературе.

 

[1065] См.: Вернадский В. И. Химическое строение биосферы… § 200.

 

[1066] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 388.

 

[1067] Там же. С. 390—391.

 

[1068] См.: Гумилев Л. Н. Гуманитарные и естественные аспекты исторической географии. Л., 1984. С. 42—57.

 

[1069] См.: Буниятов З. М. Государство хорезмшахов — Ануштегинидов, 1097—1231. М., 1986. С. 137.

 

[1070] GroussetR. L’Empire des Steppes. P. 448—451.

 

[1071] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия… С. 508.

 

[1072] См.: Очерки истории Китая с древности до «опиумных войн» / Под ред. Шан Юз. М., 1959. С. 382.

 

[1073] Там же. С. 388.

 

[1074] См.: Боровкова Л. А. О борьбе китайского народа против монгольских завоевателей в середине XIV в. // Татаро-монголы в Азии и Европе. С. 426.

 

[1075] Очерки истории Китая… С. 398.

 

[1076] Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия… Т. II. С. 510.

 

[1077] Моголы — условное название тюрок Джагатайского улуса, предков казахов Старшего джуса. Могулистан располагался в северо-восточных степях улуса: в Притяньшанье, Восточном Туркестане и Семиречье.

 

[1078] GroussetR. L’Empire… P. 414.

 

[1079] Ibid. P. 414—415.

 

[1080] Грумм-Гржимайло Г. Е. Указ. соч. С. 515.

 

[1081] У К. Э. Босворта (мусульманские династии. С. 197) смерть Тоглук-Тэмура ошибочно датирована 1370 г.

 

[1082] См.: Якубовский А. Ю. История Узбекистана. Ташкент, 1950. С. 337.

 

[1083] GroussetR. Op. cit. P. 500—501.

 

[1084] К сожалению, в западной историографии принято деление не на три, а только на две орды: Синяя Орда необоснованно опущена (см.: Grousset R. Op. cit. P. 470).

 

[1085] Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. II. СПб., 1891. С. 405.

 

[1086] Там же. С. 408.

 

[1087] Там же. С. 104.

 

[1088] Синяя Орда, располагавшаяся между Тюменью и Мангышлаком, была менее затронута влиянием мусульманской культуры, нежели Золотая и Белая. Воины в ней сохранили древнюю свирепость и выступали как ревностные защитники традиционной степной культуры. Последним ханом Синей Орды был Тохтамыш.

 

[1089] Экземплярский А. В. Указ. соч. С. 405.

 

[1090] Там же.

 

[1091] Грумм-Гржимайло Г. Е. Джучиды: Рукопись // Архив ГО.

 

[1092] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. С. 104.

 

[1093] В земле камских болгар правил Пулад-Темир; в земле мордвы — Тагай; в Сарае — Шейбаниды; в Астрахани, Сарайчике и Крыму — самостоятельные князья; в Причерноморье — Мамай, который попытался наладить через генуэзские колонии в Крыму контакт с Западом.

 

[1094] См.: Якубовский А. Ю. Тимур и его время // История народов Узбекистана. Ташкент, 1960. С. 353.

 

[1095] Захватив власть, эмир Тимур стал носить титул «его величество султан — воитель за веру» (Тизенгаузен. Т. II. С. 131. Примеч. 3).

 

[1096] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 66 (разобраны расхождения в датировках).

 

[1097] Там же. С. 60—62.

 

[1098] ПСРЛ. Т. XV. С. 89—90.

 

[1099] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 107.

 

[1100] См. там же. С. 105—106.

 

[1101] См. там же. С. 115.

 

[1102] Повесть о Куликовской битве / Под ред. Д. С. Лихачева, пер. О. П. Лихачевой. Л., 1980. С. 9.

 

[1103] Там же. С. 12.

 

[1104] Там же. С. 26.

 

[1105] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 134.

 

[1106] См. там же. С. 129.

 

[1107] См.: Бегунов Ю. К. Об исторической основе «Сказания о Мамаевом побоище» // Слово о полку Игореве и памятники Куликовского цикла. М.; Л., 1966. С. 506—509; Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 586—587.

 

[1108] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 132.

 

[1109] См. там же.

 

[1110] ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 141.

 

[1111] См.: Комарович В. Л. Китежская легенда. М.; Л., 1936. С. 83 и след.

 

[1112] См. там же. С. 84.

 

[1113] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 415.

 

[1114] См. там же. С. 588, со ссылкой на В. Татищева.

 

[1115] «Тюфяк» — от персидского слова «тупанг» (трубка) — железный ствол, запаянный с казенной части; заряжался с дула пороховым зарядом, который был запыжен осколками железа. Содержал до пяти зарядов, сквозь которые был пропущен фитиль, поджигаемый с дула и стрелявший последовательно 5 раз, как картечь. Дальность поражения была мала, но для ближнего боя достаточна. «Тюфяк» был вытеснен пушкой (гарматой) в 1389 г.

 

[1116] Цит. по: Покровский М. Н. Указ. соч. Т. I. С. 177.

 

[1117] Там же. Указ. соч. Т. I. С. 176.

 

[1118] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 586—587.

 

[1119] Комарович В. Л. Указ. соч. С. 84.

 

[1120] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 416—419.

 

[1121] Покровитель Дионисия князь Борис Константинович был женат на дочери Ольгерда, но и это не помогло.

 

[1122] См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 109. Слово «талба» оставлено без перевода.

 

[1123] Там же. С. 151.

 

[1124] Там же. С. 110.

 

[1125] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 416—417, 419.

 

[1126] См. там же. С. 589.

 

[1127] См. там же. С. 419.

 

[1128] Тизенгаузен. Т. II. С. 156.

 

[1129] За это митрополит Алексей отлучил Святослава (см.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 107).

 

[1130] Стихотворение Хафиза: «Если ширазская турчанка понесет руками мое сердце, за ее индийскую родинку я отдам и Самарканд, и Бухару». Взяв Шираз, Тимур велел найти Хафиза и грозно ему сказал: «О несчастный! Я потратил жизнь на возвеличение моих любимых городов — Самарканда и Бухары, а ты хочешь отдать их своей шлюхе за родинку! » Хафиз ответил: «О повелитель правоверных! Из-за такой моей щедрости я и пребываю в такой бедности». Тимур расхохотался, велел дать поэту халат и отпустил его. В Тимуре странным образом сочетались жуткая жестокость с великодушием и храбростью. Деятельность его была такова, что породила очередной зигзаг истории, распрямившийся только через 100 лет.

 

[1131] См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 154.

 

[1132] См. там же.

 

[1133] См.: Мюллер А. История ислама. Т. III. 1896. С. 319.

 

[1134] GroussetR. L’Empire… P. 500—503.

 

[1135] См.: ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859; ср.: Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. 11. С. 121); Рогожский летописец (ПСРЛ. Т. 15. Изд. 2. Вып. 1) и Симеоновская летопись (ПСРЛ. Т. 18. под годом).

 

[1136] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Джучиды.

 

[1137] Цит. по: Соловьев С. М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 660.

 

[1138] Тизенгаузен. С. 160.

 

[1139] «Того же лета (1391. — Л. Г. ) поиде князь великий Василий Дмитриевич в орду, позван царем» (ПСРЛ. Т. III. 1841 — Новгородская I летопись).

 

[1140] Тизенгаузен. Т. II. С. 164. Примеч. 2; имеющуюся разноречивость текстов я понимаю так, что с прибытием подкреплений войско Тохтамыша было бы вдвое многочисленнее, чем у Тимура. Но подкрепления опоздали. «Князь Василий Дмитриевич отъехал от царя Тохтамыша за Яик (Ик. — Л. Г. )» (ПСРЛ. Т. IV. Ч. 1. 1925 — Новгородская IV летопись).

 

[1141] Тизенгаузен. Т. II. С. 15.

 

[1142] Софийский временник (ПСРЛ. Т. V. Ч. VI. СПб., 1851).

 

[1143] В опубликованном тексте — Яик, но это неверно (см.: Тизенгаузен. Т. II. С. 294, комментарий).

 

[1144] Устюжский летописный свод. М.; Л., 1950. См. под 1390 г. (6898): «Того же лета на Тактамыша приде ин царь силен ис Шамархийския (Самаркандской. — Л. Г. ) земли, и бысть им сеча велика. Того же лета князь великий Василеи Дмитриевичь бысть во Орде в ту сечу у Тактамыша и за малым утече у сечи и за Волгу. И бежа за Дон, блюдяся погони, и вожи облудилися, и прибеже на Киев» (Архангелогородский летописец).

 

[1145] Тизенгаузен. Т. II. С. 171—172.

 

[1146] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 420—421.

 

[1147] См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 118.

 

[1148] Там же. С. 173. Примеч. 2.

 

[1149] Там же. С. 178, 212, 214.

 

[1150] Две конфедерации туркмен, оттесненных вторжением монголов (см.: Босворт К. Э. Мусульманские династии. С. 221).

 

[1151] См.: Джанашиа С. Н. и др. История Грузии. Тбилиси, 1946. С. 293.

 

[1152] Цит. по: Грумм-Гржимайло Г. Е. Джучиды. С. 35.

 

[1153] Тизенгаузен. Т. II. С. 174.

 

[1154] Там же. С. 212, 214.

 

[1155] Там же. С. 178.

 

[1156] Там же. С. 37. Примеч. 17.

 

[1157] Принято считать, что фанатичные мусульмане Золотой Орды в конце XIV в. приняли имя узбеков в честь хана, обратившего их предков в ислам, что подтверждается сообщениями Шереф ад-Дина о большом числе «неверных» в окружении Тохтамыша. Это указывает на внутренний раскол улуса Джучиева, так как в это же время появляются «ногаи» — сторонники Едигея, а немного спустя — казахи, противники «узбеков». Современные узбеки — разноплеменные тюрки Средней Азии, принявшие имя своих завоевателей и слившиеся с ними в единый этнос.

 

[1158] Елец был единственным русским городом, разрушенным войсками Тимура.

 

[1159] Тизенгаузен. Т. II. С. 180, 121.

 

[1160] Там же.

 

[1161] Там же.

 

[1162] Там же. С. 187.

 

[1163] Там же. С. 187—188.

 

[1164] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 142.

 

[1165] Там же. С. 145.

 

[1166] Там же. С. 147.

 

[1167] Соловьев С. М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 357.

 

[1168] Там же. Т. III. С. 364—365.

 

[1169] Там же. С. 365.

 

[1170] См.: Шенников А. А. Княжество потомков Мамая // Депонировано в ИНИОН. № 7380. Л., 1981. С. 20—22.

 

[1171] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 150.

 

[1172] Тизенгаузен. Т. II. С. 188.

 

[1173] Экземплярский А. В. Указ. соч. С. 426.

 

[1174] ПСРЛ. IV. С. 108; цит. по: Комарович В. Л. Китежская легенда. С. 67.

 

[1175] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. С. 591.

 

[1176] См.: Соловьев С. М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 369.

 

[1177] Полотнище держалось на девяти копьях, причем на каждом висело по бунчуку (конскому хвосту).

 

[1178] Соловьев С. М. История России. Кн. II. Т. IV. С. 635.

 

[1179] См. там же. С. 658—659.

 

[1180] Краткость и обобщенность изложения хода событий отчасти восполнены синхронистической таблицей 1402—1461 гг.

 

[1181] В XV—XVI вв. ногайцы обитали и в Причерноморье (см.: Шенников А. А. Жилые дома ногайцев Северного Причерноморья // Славяно-русская этнография. Л., 1973. С. 46).

 

[1182] См.: Шенников А. А. Червленый яр. Л., 1987. С. 44.

 

[1183] См.: Соловьев С. М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 493.

 

[1184] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Когда произошло и чем было вызвано распадение монголов на восточных и западных?

 

[1185] См.: Владимирцов Б. Я. Турецкие элементы в монгольском языке.

 

[1186] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Указ. соч. С. 177.

 

[1187] О терминах «орда» и «племя» см.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 177.

 

[1188] Этногенез — процесс, идущий по ходу времени: от пассионарного толчка к гомеостазу при рассеянии энергетического заряда. Поэтому движение «вперед» вовсе не означает постоянного улучшения и потому не может быть названо прогрессивным. Ведь на организменном уровне последовательное развитие системы ведет к старости и распаду на элементы для очередного обновления. На этническом уровне закономерность та же.

 

[1189] Ожесточение против великороссов в Литве было столь сильно, что при разрыве Витовта с Василием Дмитриевичем все москвичи, гостившие в литовских владениях, были перебиты (см.: Соловьев С. М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 599).

 

[1190] См. там же. С. 428—429.

 

[1191] См.: История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. II. С. 102—104.

 

[1192] Западная половина империи тоже сменила самоназвание: с принятием христианства она стала именоваться Гесперия.

 

[1193] См.: Соловьев С. М. Указ. соч. С. 414—415.

 

[1194] См. там же. С. 409.

 

[1195] См. там же. С. 429.

 

[1196] См.: Голобуцкий В. А. Указ. соч. С. 3—9.

 

[1197] См.: Симоновский Л. Краткое описание о казацком малороссийском народе. М., 1841. С. 4.

 

[1198] О трех смысловых вариациях термина «козак» см.: Шенников А. А. Червленый яр. С. 98 и след.

 

[1199] См.: Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени.

 

[1200] См.: Гумилев Л. Н. Внутренняя закономерность этногенеза (ландшафт и этнос. XIV) // Вестн. ЛГУ. 1973. № 6. С. 94–103.

 

[1201] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

 

[1202] Там же. С. 449.

 

[1203] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. I. ВИНИТИ, 1979. С. 4.

 

[1204] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. 3. ВИНИТИ, 1979.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...