Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезис 11. Группы методов педагогического исследования.




Тезис 11. Группы методов педагогического исследования.

1. Эмпирические. Эта группа методов направлена на познание действительности. К ней относятся педагогическое наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), анализ содержания педагогической документации и результатов деятельности, рейтинг, тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент).

   Педагогический эксперимент определяют как опыт или изучение явления в специально созданных условиях, что позволяет следить за его ходом, управлять им, воспроизводить каждый раз при повторении этих условий. Существенным признаком эксперимента является активное вмешательство исследователя в деятельность объекта педагогического исследования.

В зависимости от конкретных целей выделяют констатирующие, поисковые и формирующие эксперименты.

Констатирующий эксперимент направлен на изучение педагогического явления в условиях действия существующих факторов, то есть тех, которые были определены к эксперименту и не изменялись.

   Поисковый эксперимент - это особый вид эксперимента, во время которого у исследователя знает факторов, влияющих на педагогический процесс, и проводит разведку для получения первичной информации. В педагогике высшей школы к такому эксперименту прибегают редко. Формирующий эксперимент имеет целью доказать, благодаря каким факторам можно достичь необходимых результатов учебно - воспитательного процесса.

2. Теоретические. Относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация

Анализ и синтез не существуют изолированно друг от друга. Анализ является мысленным или фактическим разложением целого педагогического явления или процесса на части. Синтез состоит в восстановлении целостности рассмотрение педагогического явления или процесса во всем многообразии его проявлении.

  В процессе использования индукция и дедукция происходит переход знания о единичном и отдельном, в знания об общем, и наоборот По результатам индукции на основании общих знаний делают выводы об общем. Дедукция предполагает формулирование выводов путем от общего к частному

  В педагогических исследованиях сравнение заключается в сопоставлении, полученных результатов не только с целями, но и с состоянием объекта до начала исследования, что позволяет проследить динамику исследуемого педагогического явления.

Задачей классификации является логичное распределение педагогических фактов, явлений, процессов по соответствующим каждой группы признакам.

    К абстрагированию прибегают при необходимости выделить из совокупности признаков, свойств явления те, что составляют предмет исследования. Абстрагирование является процессом мыслительного отвлечения исследователя от каких-либо признаков, качествпедагогического явления, от самого явления с целью более глубокого его изучени я.

Конкретизация как мыслительный процесс предусматривает предоставление педагогического предмета в конкретном выражении. В процессе конкретизации происходит обогащение педагогических понятий новыми признаками, которое направлено на освещение развития предмета как целостной системы.

    Измерения в педагогических исследованиях требуют использования методов математической статистики. Уже в начале исследования необходимо знать, какие параметры педагогического объекта изучать, методику их актуализации, средства сбора и фиксации наблюдений, технику вычисления. То есть разработка экспериментальной методики следует начинать с предсказания конечного результата, которому должны быть подчинены все предыдущие процессы.

  Письменная работа со словарем. Эмпирические методы – подготовить рефераты, доклады, эссе. Теоретические методы – подготовить рефераты, доклады, эссе.

                                      Резюме.

Таким образом, педагогика высшей школы пользуется широким арсеналом научных методов исследования, и все они направлены на получение достоверных данных о педагогической реальности.

 

                                                Литература

1. Афонин И. Д. Психология и педагогика высшей школы: Учебник / И. Д. Афонин, А. И. Афонин. – М.: Русайнс, 2016. – 248 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. knorus. ru/upload/knorus_new/pdf/12511. pdf

2. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы / М. Т. Громкова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 447 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=117717

 

 

  

      

 

  Лекция 1. 2. Педагогический процесс в высшей школе – 2 часа

План семинарского занятия 1. 2. 1 – 2 часа

1. Характеристика педагогического процесса высшей школы.

2. Сущность педагогического процесса как целостного явления.

1. Репродуктивный уровень работы.

 1. Темы индивидуальных домашних заданий на выбор обучающихся (выполняются на основе построения таблицы, схемы, плоского графа, простого или сложного плана, теста, кроссворда и др. по тексту лекции:

Например:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...