Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы.




3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем принципиальное различие теории кислот и оснований Бренстеда-Лоури от теории С. Аррениуса?

2. Понятия сопряженной кислоты и сопряженного основания.

3. Что такое константа кислотности и константа основности? Как они связаны для водных растворов?

4. Покажите ступенчатый гидролиз солей:

а) карбоната калия,

б) хлорида аммония,

в) оксалата аммония.

Какими способами можно подавить гидролиз каждой соли?

5. Пользуясь таблицей констант кислотности и основности, оцените реакцию среды, которая создается при растворении в воде следующих солей:

а) гидрокарбоната натрия,

б) хлорида марганца (II),

в) формиата аммония,

г) хлорида калия,

д) ацетата аммония.

6. Укажите термодинамические и кинетические условия равновесия в системе твердое вещество – его насыщенный раствор.           

7. Сформулируйте правило произведения растворимости. Из какого закона оно вытекает?

8. Приведите математическое выражение правила произведения растворимости для следующих электролитов: AgBr, PbCl2, Ca3(PO4)2 и AxBy.

9. Какие следствия вытекают из правила произведения растворимости? Сформулируйте их.

10. Как влияет присутствие одноименного иона на растворимость осадка? Приведите конкретный пример.

 

4. Вид занятия: лабораторное занятие.

 

5. Продолжительность занятия: 3 академических часа.

 

6. Оснащение рабочего места.

6. 1. Дидактический материал: справочник физико-химических величин

6. 2. ТСО: калькуляторы

6. 3. Посуда и приборы: штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, мерные пробирки на 10 мл.

6. 4. Объекты исследования, реактивы: 0, 1 М растворы HCl, CH3COOH, NH3; NaOH, Na2CO3, NH4Cl, Na2SO4, KNO3, CH3COONa; H2O (на группу).

6. 5. Реактивы: индикаторы: фенолфталеин, синяя лакмусовая бумага, 0, 1 М MgSO4, 2 MHClи 2 М NH4Cl (на группу).

7. Содержание занятия:

7. 1. Образец билета входного контроля

1. Кислотами по Бренстенду-Лоури являются:

А) NaHSO4                       Б) H2S                               В) Zn(OH)2

Г) KOH                             Д) Fe(OH)SO4              Е) NH4Cl

 

2. Наиболее сильно подвергается гидролизу:

А) CH3COONa                  Б) KCN                    В) HCOOLi

Г) BaF2                              Д) RbI

 

3. При гидролизе данной соли практически не меняется рН:

А) NaCl                             Б) Na2CO3                В) NH4Cl

Г) CH3COONH4                Д) K3PO4                  Е) Al(NO3)3

 

4. При взаимодействии водных растворов хлорида алюминия и карбоната натрия образуются в качестве продуктов реакции:

А) NaCl                             Б) Al2(CO3)3                      В) CO2

Г) Al(OH)3                         Д) Al(OH)CO3                   Е) NaHCO3

 

5. Выражение ПР для BiJ3 имеет вид:

А) ПР = s2      Б) ПР = 4s3 В) ПР = 27s4Г) ПР = 108s5            

 

6. Растворимость СаСО3 уменьшается в присутствии:

А) НС1                    Б) СаС12                  В) Na2CO3          

Г) NaOH                  Д) CO2

 

7. 2. Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия.

1. Теория кислот и оснований Бренстеда-Лоури.

2. Протолиз и его виды.

3. Гидролиз солей как частный случай протолиза, его типы.

4. Расчет константы, степени гидролиза и рН раствора при гидролизе солей.

5. Равновесие в системе осадок-его насыщенный раствор. Правило произведения растворимости.

6. Условия образования и растворения осадков.

7. Влияние различных факторов на растворимость труднорастворимых осадков.

 

7. 3. Самостоятельная работа обучающихся.

7. 3. 1. Лабораторная работа.

Задание 1. Определение рН в водных растворах солей, оснований и кислот.

В десять пробирок внесите по 5 мл дистиллированной воды и 0, 1 М растворов HCl, CH3COOH, NH3; NaOH, Na2CO3, NH4Cl, Na2SO4, KNO3, CH3COONa. В каждую пробирку опустите по полоске универсальной индикаторной бумаги и, сравнивая со шкалой, запишите значения рН всех растворов. Для растворов Na2CO3 и CH3COONa добавьте по 2 капли раствора фенолфталеина, а в раствор NH4Cl еще опустите синюю лакмусовую бумагу. Свои наблюдения занесите в протокол лабораторной работы. В каких случаях происходил гидролиз солей? Напишите молекулярные и ионные уравнения гидролиза соответствующих солей, в случае Na2CO3 покажите ступенчатый гидролиз этой соли. Для всех растворов рассчитайте значения рН, которые они создают теоретически. Сравните значения рассчитанных величин с экспериментально определенными величинами, сделайте выводы.

 

Задание 2. Растворение осадка Mg(OH)2.

Получите в двух пробирках гидроксид магния из сульфата магния и гидроксида натрия. Добавьте к осадку в первой пробирке одну каплю 2М раствора НСl и перемешайте содержимое пробирки, затем вторую каплю и т. д. Отсчитайте и запишите число капель раствора HCl, при котором произошло полное растворение осадка гидроксида магния. Повторите то же самое с осадком во второй пробирке, добавляя к нему по каплям раствор 2М раствор NH4Cl. Почему в одном случае растворение осадка произошло раньше? Дайте обоснованный ответ.

 

7. 3. 2. Задачи для самостоятельной работы.

1. Протолитическая шкала – диапазон значений, в котором могут меняться величины рКа протолитов в водном растворе

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...