Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое содержание. 117б Весьма умеренно




Краткое содержание

Картина первая. Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сес­тер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом при­ходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.

Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взвол­нована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих меч­таний о счастье и любви.

Картина вторая. Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Оне­гиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, погло­щенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.

Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча.                   М. Н. Клементьева-Муромцева – первая                                                     

                                                                   исполнительнмца роли Татьяны (1879 г. )

  Картина четвертая. Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему ото­мстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости без­успешно пытаются их помирить.

Картина пятая. Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Лен­ский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского про­никнуты тяжелыми предчувствиями.

Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Лен­ский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.

Картина шестая. Блестящий бал в Петербурге. Среди гостей — вернувшийся из дальних странствий Онегин, так и не сумевший рассе­ять свою скуку. В зале появляется князь Гремин, дальний родственник Онегина, с супругой. В величавой великосветской даме Евгений с изум­лением узнает Татьяну. Князь рассказывает ему о своем счастье и пред­ставляет Онегина жене. Татьяна, научившись «властвовать собой», с че­стью выдерживает испытание, искусно скрывая свое волнение, а затем под предлогом усталости покидает бал. В сердце Онегина вспыхивает страстная любовь к Татьяне.

Картина седьмая. Дом Греминых. Татьяна в смятении читает пись­мо Онегина. Неожиданно входит Онегин. Он умоляет Татьяну ответить на его чувство. С глубокой болью она вспоминает их первую встречу, когда «счастье было так возможно, так близко», и признается, что по-прежнему любит его. Но мольбы Онегина напрасны: Татьяна остается верна своему супружескому долгу и покидает Онегина, навек простясь со своей любовью.

 Картина первая. Опера начинается с небольшого оркест­рового вступления. Его задумчивая нежная тема, изложен­ная в виде нисходящей секвенции, является первой музы­кальной характеристикой Татьяны, темой ее девичьих грез. Она будет иметь большое значение в музыкальном разви­тии первой и второй картин, а также появится в заключи­тельной сцене:

     Продолжая элегическое настроение вступления, дуэт Татьяны (сопрано) и Ольги (контральто) «Слыхали ль вы» передает обаяние пушкинской эпохи и написан в характере бытового романса начала XIX века. Его музыка полна заду­шевной мечтательности:

Затем дуэт переходит в квартет: к голосам девушек присоединяются Ларина и няня, вспоминающие «давно про­шедшие года». Ярким контрастом звучат сочиненные в народной манере песни и пляска крестьян. Сначала кресть­яне поют медленную, печальную, в характере протяжной «Болят мои скоры ноженьки» (начинается за сценой); она сменяется веселой, удалой плясовой «Уж как по мосту, мо­сточку»:

  

 

117б Весьма умеренно

 

  

 Различны и характеры сестер: если Татьяна любит меч­тать под звуки песен (в оркестре появляется ее тема из вступ­ления), то Ольга от души веселится, повторяя плясовой на­пев.

Ария Ольги «Я не способна к грусти томной» — музы­кальный портрет, полный детской радости, простодушия и шаловливости, с которой она подшучивает над задумчиво­стью Татьяны и ее романтическими вздохами:

   

 

  

   Приезд Ленского и Онегина продолжает экспозицию главных действующих лиц оперы. Квартет Татьяны, Ольги, Ленского и Онегина на мгновение останавливает развитие событий и передает душевное состояние каждого из героев, несходство их взглядов и характеров.

Образ юного поэта ярче всего раскрывается в ариозо Ленского (тенор) «Я люблю вас». Его гибкая взволнован­ная мелодия — тема любви Ленского — звучит светло и восторженно, она полна счастливых надежд:

  Ариозо имеет трехчастную форму с динамической реп­ризой. Тональность ми мажор (а затем в следующих кар­тинах ми минор) является в опере постоянной тональной характеристикой героя. Музыка средней части ариозо («Я отрок был, тобой плененный») предвосхищает не только тему его арии из пятой картины, но и тему Татьяны из второй картины («Кто ты: мой ангел ли хранитель»), тем самым подчеркивая родство образов Татьяны и Ленского.

Ариозо Онегина «Мой дядя самых честных правил» выдержано в ритме менуэта и создает облик скучающего светского человека, надменно-учтивого и равнодушного. Первая картина завершается взволнованно звучащей в ор­кестре темой Татьяны.

Картина вторая наиболее полно раскрывает образ глав­ной героини. Картина имеет трехчастную композицию: диалоги с няней обрамляют центральный раздел — сцену письма. Оркестровое вступление начинается с выразитель­ного мотива — «вздоха» Татьяны, предсказывающего ее пе­чальную судьбу:

 

 

  120 Умеренно

 

Далее звучит тема-секвенция (из вступления к первой картине), которая пронизывает весь диалог с няней; она появится также в сцене письма. Неторопливый рассказ няни строится на выразительных речевых интонациях и близок народным песням. В сцене с няней рождается страстная, порывистая тема любви Татьяны, играющая важную роль во второй картине («Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую»).

   Сцена письма, с которой Чайковский начал сочинять оперу, раскрывает всю глубину переживаний героини, тай­ники ее души. Сцена представляет собой монолог, состо­ящий из четырех эпизодов с кодой, и начинается с оркестро­вого вступления, построенного на теме любви:   

     121 Оживленно

     

 

Первый раздел — небольшое ариозо «Пускай погибну (ре-бемоль мажор) выражает страстную решимость Татьяны:

   

         

Его порывистой мелодии «отвечают» столь же взволно­ванные фразы оркестра (Эта мелодия появится в шестой картине в партии Онегина). Появившаяся тема-секвенция при­водит ко второму разделу сцены (ре минор), где переплета­ются проникновенная лирическая тема письма у солиру­ющего гобоя и трогательные декламационные интонации вокальной партии:

          

 

Третий раздел (до мажор), исполненный уверенности в выборе избранника, звучит пылко и устремленно:

 

В его среднем эпизоде на смену приходит светлая мечтательная мелодия:

     Она интонационно близка как темам Ленского («Я от­рок был, тобой плененный» и «Что день грядущий мне го­товит»), так и теме следующего, четвертого раздела сцены письма — восторженного обращения к Онегину:

  Он является одновременно тональной репризой сцены (ре-бемоль мажор) и ее ликующей кульминацией, которая подчеркивается в оркестре мощным тутти (с трубой соло).

Оркестровая картина рассвета, безыскусный наигрыш пастушьего рожка (соло гобоя) своим покойным, безмятеж­ным характером подчеркивает драматизм предыдущей сцены. Завершает вторую картину широкое и властное зву­чание темы любви.

 Начиная с третьей картины драматическое развитие сю­жета оперы строится на столкновении, «жизненном поедин­ке» (по определению Б. Асафьева) Татьяны, Ленского и Оне­гина. Как и вторая картина, она имеет трехчастное строение.

Сцена свидания Татьяны и Онегина обрамлена хором «Девицы, красавицы». Нежная пасторальная музыка, ее изящ­ная вальсовость оттеняют глубину переживаний Татьяны:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...