Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моисеенко Г.В. Философия положительного всеединства Владимира Соловьёва. Периоды творчества Владимира Соловьева и основные труды.




Моисеенко Г. В.

 

Философия положительного всеединства Владимира Соловьёва.

 


«И я хочу, средь царства заблуждений,

Войти с лучом в горнило вещих снов,

Чтоб отблеском бессмертных озарений

Вновь увенчать умолкнувших певцов». [79]

Вл. Соловьёв

 

Философия Владимира Соловьёва (1853-1900) знаменует собой начало начала нового этапа в развитии русской философии – этапа зрелости и расцвета. С его деятельностью связано и окончательное становление такого направления мысли как русская религиозная философия.

Периоды творчества Владимира Соловьева и основные труды.

В деятельности Соловьева можно выделить три основных периода.

Первый период (вторая половина 70-ых - начало 80-х гг. ) связан со становлением и формированием теоретических положений его философии. Основными трудами этого периода являются: «Кризис западной философии (против позитивистов)» (1874 г. ), «Философские начала цельного знания» (1877 г. ),  «Критика отвлеченных начал» (1880 г. ), «Чтения о Богочеловечестве» (1877-81 гг. ), «Религиозные основы жизни» (1882-1884 гг. ) Работа «Философские начала цельного знания» явилась первым наброском его обширной философской системы. На этот период творчества, создания справедливого государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни. Эти идеи получили отражения в трудах: «Духовные основы жизни» (1882–1884), «История и будущность теократии» (1885-1887),  «Русская идея» (1888), «Россия и Вселенская церковь» (1889).

Третий период деятельности философа, прежде всего, сконцентрированна проблеме теургии, а также связан с вопросами судеб человечества. Основные работы этого периода — «Смысл любви» (1892-1894), «Оправдание добра» (1895), «Теоретическая философия» (1897-1899), «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», которые включают в себя " Краткую повесть об антихристе" (1900).

 

Философия Владимира Соловьева.

Первые работы Владимира Соловьева «Кризис западной философии (против позитивистов)» и «Критика отвлеченных начал» имели явно критическую направленность. Прежде всего, это касалось его отношения к философии Гегеля. Он отмечал абстрактно-умозрительный характер его философской системы и всей традиционной западной философии в целом. Подобный образом Соловьёв как бы расчищал пространство для своей собственной философии и нащупывал основу и положения своего будущего учения.

Во «Введении» к первой из вышеназванных работ он, прежде всего, отмечает: «Философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического познания окончила свое развитие и перешла безвозвратно в мир прошедшего». [80] Молодой мыслитель скрупулезно уточняет смысл категорий и старается выстраивать из них целостное учение, базирующееся, прежде всего, на принципе единства противоположностей.

Таким образом, заметно и обратное влияние гегелевской диалектики на философию Соловьева. Русский мыслитель по аналогии с Гегелем в своих ранних теоретических работах увлекался логическими построениями и «неизменно стремился к последовательности, ясности изложения и доходящей до схематизма систематичности». [81]

Владимир Сергеевич старался мыслить диалектически и явно ориентировался на исторический подход – эти черты, а также критическое отношение к отвлеченно-умозрительному характеру гегелевской философии сближает Соловьева также с идеями марксизма. Это - идея историко-практического преобразования общества на основе гуманизма и справедливости. Именно марксизм практику делает инструментом общественного преобразования.

Уже диссертационные работы молодого мыслителя свидетельствуют не только о его эрудированности и прекрасной осведомлённости в учениях западноевропейской философии, но и глубоком освоении им основных положений совершенно разных и часто противоречащих друг другу теорий. Соловьёв обращается в этих работах и к античной традиции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Парменид, Анаксагор, Платон, Аристотель и др. ), и к философии средневековья и Ренессанса (Эригена и Фома Аквинский, Бруно и Телезий), и к эмпирической и рационалистической традициям Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Бэкон, Локк, Юм и др. ). Русский молодой философ оценивает достижения и выступает с критикой определённых положений признанных классиков немецкой философии – Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Он также отмечает достоинства и ограниченность материалистической традиции от философов эпохи Просвещения до Фейербаха и марксизма.

Знаменательным является и то, что в первой своей диссертационной работе «Кризис Западной философии» мыслитель обращается к учениям позитивизма (Конта, Милля, Спенсера). Следовательно, Владимира Соловьёва можно считать одним из первых критиков этого молодого и громко заявившего о себе направления в философии XIX века.

В результате обширной проделанной работы Владимир Сергеевич отмечает историческую ограниченность и ложность каждого «отвлеченного», то есть отдельно рассматриваемого учения. На деле противоречащие друг другу направления лишь дополняют противоположную позицию. Материализм и идеализм одинаково несостоятельны с исторической точки зрения. Субъективистские учения и общественные теории, разорванные друг от друга, сами по себе не приведут к достоверному познанию. «Позитивная наука», как и умозрительная философия, также далеки от истины, ибо истинное учение должно отражать жизнь во всей её полноте и многообразии.

«Итак, экономический социализм в области общественной, позитивизм в области знания и утилитарный реализм в сфере творчества — вот последнее слово западной цивилизации. Есть ли это вместе с тем последнее слово всего человеческого развития? »[82] Соловьёв, вскрывая явные противоречия в состоянии западной философии, провозглашает приближение эпохи «великого синтеза», которая призвана превзойти все ограниченности «отвлечённых начал».

«Под отвлеченными началами я разумею те частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и, вступая в противоречие и борьбу друг с другом, подвергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится». [83]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...