Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические судьбы философского учения Г.Сковороды.




Этика.

Этическое учение призвано быть практическим ориентиром и руководством к действию, переводящим размышления в практическое русло.

Основой и средоточием этического учения Гр. Сковороды является учение о счастье. Именно для него живет человек. Многие мысли Сковороды так или иначе перекликаются с идеями античного философа Эпикура и стоиков.

Счастье возможно при отсутствии страданий. Страдать может как человеческое тело, так и душа. По сути, чтобы избежать физических страданий, удовлетворить его естественные потребности человеку нужно совсем немного. Корень всех человеческих несчастий – желания его души. Стремясь достичь и получить всё желаемое, человек тратит на это все свои душевные силы. И порой на это уходит вся жизнь.

Счастье человек переживает как наслаждение. Вопрос в том, что приносит ему истинное наслаждение и что является причиной страданий? Если человек устремляется за телесными наслаждениями, то его жизнь будет непрестанно связана со страданием, ибо всего, что приносит нам наслаждение, приходится добиваться дорогой ценой. И такие наслаждения не приводят человека к счастью. Его радости от обладания источником наслаждения временны, и это обладание либо приводит к пресыщению, либо к потребности постоянного обладания им. Осознать это необходимо, чтобы избежать излишних страданий.

Счастье, согласно Сковороде, есть наслаждение. Но высшее проявление наслаждения в «веселии сердца». Именно этому посвящена жизнь и деятельность любого человека. Ради этого состояния человек готов идти на многое и многим пожертвовать. Но многие люди выбирают средства, которые являются, на их взгляд, более продуктивными для достижения счастья, но при этом не согласуются с их душевной природой. Это только отдаляет их от желаемого.

Счастье не вне человека, оно внутри. Это самое «сродное», естественное состояние для любого человека. Оно не зависит ни от его окружения, ни от того, чем он обладает.

Счастье внутри человека. И оно оказывается достижимым для того, чья жизнь проходит в согласии с внутренней природой, кто занимается тем видом деятельности, которая является естественной для него, вытекает из природы его души. На формирование подобных взглядов Сковороды могли повлиять идеи платоновского учения об идеальном государстве – о том, что в «идеале» каждый человек должен занимать своё место в обществе в согласии с типом и склонностями его души.

Сковорода «открывает» нехитрую стоическую истину, что счастлив не тот, кто всего добивается и много имеет, но тот, кто довольствуется малым. Если человек обращён не к внешнему видимому миру, а к невидимой природе, скрытой в нём самом, он тем самым устраняет все возможные внешние источники страдания. Его счастье является уже возможным. Если человек познал свою собственную духовную природу, он будет стремиться и во внешнем мире жить в согласии со своей внутренней природой. И, прежде всего, это будет выражаться в выборе рода деятельности для себя. Но этот выбор, обязательно будет согласован с естественной склонностью души.

Человек, познавший самого себя, свою сокровенную внутреннюю природу, делает делом своей жизни служение Христу - той Премудрости божией, которую открыл в себе. И не столь важно, в каком виде деятельности в миру и проявится это служение. Свидетельством и критерием правильности подобного выбора является то, что этим хочется заниматься без принуждения, без насилия над собой, что это легко, приносит радость и «веселие сердцу». А это и есть СЧАСТЬЕ.

Сам Григорий Сковорода неоднократно указывал, что если его «жребий быть самым малым» в человеческом мире, то он нашёл в себе силы смириться с этим. Потому он отказался от всего, что может сулить внешний мир: от успеха, славы, карьеры, богатства и пр. Он занимался не тем, что от него требовало окружение и «сильные мира сего», но тем, чем жила его душа. Он дарил своё творчество тем, кому оно было необходимо. И он обрёл счастье и наслаждение в служении богу – богу в себе и богу в другом человеке. Он ничем не обладал, но обрёл главное – мир, любовь, счастье и истинных друзей. Потому он мог сказать о себе: «Мир ловил меня, но не поймал».

Исторические судьбы философского учения Г. Сковороды.

Г. Сковороду с полным правим можно назвать первым русским философом. Его философия есть целостное явление, имеющее свои истоки как в античном мире, так и в новоевропейских учениях Европы, а также православной святоотеческой традиции. Учение мыслителя самобытно, сформировано на русской православной традиции, обладает определёнными чертами предфилософии.

Интерес к античной традиции выражен в трудах Сковороды в отношении жизни и исканий Сократа, а также философии Платона, Эпикура и стоиков.

Русская мысль первой половины XIX века имела общественно-публицистический характер и носила во многом черты протеста против самодержавия и крепостничества. После отмены крепостного права в России философская мысль возвращается к онтологической, гносеологической, антропологической и нравственно-этической проблематике. Формируется религиозное направление в русской философии. Крупнейшим русским философом не только XIX, но и XX вв. является Владимир Сергеевич Соловьёв.

А. Ф. Лосев обратил внимание на то обстоятельство, что мать Вл. Соловьева, Поликсена Владимировна, происходила из украинско-польского рода и имела своим предком «замечательного мыслителя XVIII в. » Григория Саввича Сковороду. [70] С точки зрения автора данной статьи, от прадеда Владимиру Соловьёву «передались» не только философские идеи, но и некоторые черты характера и обстоятельства жизни. Так Лосев пишет о Вл. Соловьёве, что он был «бездомный» человек, без семьи и без определённых занятий. «Человек он был экспансивный, восторженный, порывистый и … живал большей частью в имениях своих друзей…». [71] Эти слова с полным правом можно было отнести к жизни и его предка и украинского мыслителя Григория Сковороды.

Стержневыми чертами философии Соловьёва были идея всеединства, философский пантеизм, большой интерес к духовно-нравственной проблематике, неортодоксальные христианские взгляды, определённые мистические проживания, а также преданное служение философии сердцем, мыслью и жизнью своею. Не случайно В. Ф. Эрн в работе «Борьба за Логос» называет Г. С. Сковороду «русским Сократом», а В. С. Соловьёва – «русским Платоном». [72]

Представляет для исследования интерес работа Владимира Соловьёва «Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории, с включением краткой повести об антихристе и с приложениями» именно в соотнесении с содержанием и жанровым своеобразием «Разглаголов» украинского философа XVIII века как диалога.

Важные черты философского учения Григория Сковороды - напряжённые духовно-нравственные поиски, непрестанная внутренняя работа, будут характерны и для жизненного и творческого пути великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Обращённость «внутрь себя», склонность к самопознанию и «философия сердца» получит дальнейшее развитие в экзистенциалистских и персоналистических идеях Н. А. Бердяева, Л. Шестова, П. Д. Юркевича и многих других русских мыслителей XX столетия.

Осуществление идеалов «правильно понимаемого христианства» и формирование нового религиозного сознания, которое помогло бы установлению «царства Божия на земле», в начале XX в. станут центральными идеями для традиции богоискательства - религиозно-философского течения, возникшего в среде русской либеральной интеллигенции. С этим же периодом «серебряного века русской культуры» связано увлечение символизмом - многогранного явления, которое нашло своё выражение в литературе, живописи, музыке, театре, философии.

Метод символического (аллегорического) понимания текстов Библии Григория Сковороды даёт начало русской герменевтической традиции истолкования библейских текстов.

Личность Сковороды и философские идеи получат отражение в русской художественной литературе, а именно в «галерее праведников » Н. С. Лескова, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и некоторых других. Замечательный русский поэт Арсений Тарковский (1907-1989) посвятил философу свои стихотворения 1976 года: «Где целовали степь курганы» и «Григорий Сковорода»:

«Не искал жилища, ни пищи,

В ссоре с кривдой и с миром не

                                              в мире,

Самый косноязычный и нищий

Изо всех государей Псалтыри.

…………………………………….

Но и сквозь обольщения мира,

Из-за литер его Алфавита,

Брезжит небо синее сапфира,

Крыльям разума настежь открыто». [73]

 

Особый интерес к изучению философского и литературного наследия Григория Сковороды проявился на его родине – Украине, где его именем названо село Сковородиновка (ранее Пан-Ивановка) на Харьковщине, где 29 октября 1794 года, в имении М. Ковалинского окончил свою жизнь философ.

Институт философии НАН Украины, как и Харьковский педагогический университет носят имя Г. С. Сковороды.

Сложился термин «сковородоведение», проводятся Всеукраинские Сковородинские чтения. На Полтавщине в казацком городке Чернухи каждое первое воскресенье октября посвящается литературно-художественному празднику «Благословенніви, слідимандрівника Сковороди».

Жизнь и творчество Григория Саввича Сковороды оставили значительный след в украинской и русской культуре.

 

Литература:

1. Зеньковский В. В. История русской философии, 2005.

2. Иванъо И. В., В. И. Шинкарук. Философское наследие Григория Сковороды. //Сковорода Г. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1973. Т. 1.

3. Ковалинский М. И. Жизнь Григория Сковороды //Сковорода Г. Сочинения. Минск, 1999.

4. Лосев А. Ф. Творческий путь Владимира Соловьёва. //Соловьёв В. С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990.

5. Лощиц Ю. Григорий Сковорода. //Лощиц  Ю. Избранное. В 3 тт. Т. 1. 2008.

6. Сковорода Г. Сочинения. Минск, 1999.

7. Сковорода Г. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1973.

8. Сковорода Г. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1973.

9. Сковорода // Таранов П. С. 150 мудрецов и философов. Жизнь, судьба, учение, мысли: Интеллектуальный энцикл. справ.: Учеб. пособие: В 2 т. Т. 2. — Симферополь-Запорожье: НАРУС-М, 2000.

10. Табачников И. А. Григорий Сковорода. М.: Мысль, 1972. (сер. Мыслители прошлого).

11.  Тарковский А. Книга травы: стихотворения. СПб. -М., 2012.

12.  Эрн В. Ф. Борьба за Логос. // Эрн В. Ф Сочинения. М.: Правда, 1991.

13.  Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...