Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русский Сократ.. «Познай самого себя!»




Русский Сократ.

«Отче наш, иже еси на небесех. Скоро ли ниспошлёшь нам Сократа, который бы научил нас наипервее познанию себя, а когда мы себя познаем, тогда мы сами из себя вывьем науку, которая будет наша, своя, природная.

Да святится имя Твоё в мысли и помысле раба Твоего, который замыслил умом и пожелал волею стать Сократом на Руси».

Молитва Г. Сковороды. [52]

Юрий Лощиц, автор книги «Григорий Сковорода» пишет следующее: «Говорили же о нем действительно самое разное, настолько иногда разное, что не верится: неужели это все — об одном человеке? »

... я решаюсь назвать его русским Сократом; ... стоик-философ и Харьковский Диоген; ... меня поразило его духовное родство со Спинозой; ... тайным отцом славянофильства был Сковорода; ... один из первых в России крестьянских демократов; ... мнимо народный философ; ... первый философ на Руси в точном смысле слова; ... апостол рационализма; ... погрузился в мрачную бездну мистицизма; ... мистик рационалистический, если можно так выра­зиться;... он не верил в мистически потусторонний мир; ... истинный сын рационалистического века Просвеще­ния... [53]

В советском кинематографе в 1959 году на киностудии им. А. П. Довженко был снят фильм «Григорий Сковорода», в котором мыслитель был представлен борцом с несправедливостью, революционером, непримиримым обличителем феодально-средневековых пережитков в духе Вольтера, в образе внешне напоминающем французского философа 18-го века Жан - Жака Руссо.

Русский философ и богослов Зеньковский В. В. считает, что Григорий Сковорода был «свободным церковным мыслителем, чувствовавшим себя членом Церкви, но твердо хранившим свободу мысли». [54](1; 69)И хотя такая точка зрения имеет определённые основания, всё-таки личные отношения Сковороды с Церковью складывались непросто и, скорее, говорят о разрыве с нею.

По сути, деятельность Сковороды не просто была свидетельством внутрицерковной секуляризации, носила реформаторский характер и противостояла, прежде всего, религиозному догматизму служителей церкви. При этом духовность украинского философа, действительно, было связана со свободным неортодоксальным аллегорическим толкованием Священного писания. А его жизненный подвиг сближает его с образами православной святости.

И всё же нельзя не вспомнить, что именно античный философ – Сократ бы для него примером, нравственно-практическим ориентиром. Жизнь Григория Сковороды, действительно, очень напоминает жизнь античного мыслителя – самоотверженная, чуждая стяжательству. Украинский мыслитель не стремился ни к почестям, ни к славе, ни к карьере, ни к богатству, избегал ценностей светской жизни.

Каждый из них посвятил её бескорыстному служению людям, просвещению, пробуждению интереса к духовным ценностям. Их сближала преданность философии, интерес к человеку, принцип «познай самого себя», диалоговый метод общения с учениками, нестяжание; то, что не искали славы, богатства и привилегий, фактически занимались просветительской и педагогической деятельностью, и даже то, что им обоим заменили кафедру площади и рынки, а также круг друзей-учеников…

Жизнь, взгляды и поступки были глубоко согласованы, а слово не расходилось с делом. Оба философа сохранили истинную приверженность собственному учению до последнего вздоха. Оба мыслителя как жили, так умерли в согласии с собственным учением.

Сковорода – философ «от бога» - по «сродности» души, - именно в античном понимании слова «философии» как любви к мудрости. Он философ сократовского толка, несмотря на то, что этих двух мыслителей разделяли даже не столетия, а тысячелетия. Как то так случилось, что в их учениях Греция и Россия связаны единым духовным корнем и подвижническим образом жизни.

«Познай самого себя! »

«Познай самого себя» - надпись на храме Аполлона в Дельфах, ставшая своеобразным девизом для античного философа. Если этот тезис Сократа выводит его на внутренний голос (Даймон), «отвращающий его от дурных поступков, то обращение Сковороды «во внутрь» открывает ему  основополагающую сокровенную природу бытия.

Сократ – рационалист. Он открывает в человеке вечные разумные истины: Благо, Истину, Добро, Красоту. А Сковорода? Ведь о том же, по сути, пишет и украинский философ, только использует для формулировки своих идей древнеславянские эпитеты, характерные для 18-го века.

Согласно Сковороде, человек, обращающийся к самопознанию, открывает в самом себе внутреннюю сокровенную натуру. Раскрываются «умные очи» и через них познающий способен видеть невидимую натуру в вещах внешнего мира.

Тот, кто не познал себя, не прозрел для вечной жизни, он своими «тленными очами», «глупомудрыми сердцами» и «тленными младенческими умами» может воспринимать только чувственный изменчивый мир – мир эмпирических данностей. [55] Он воспринимает их как единственную реальность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...