Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По ознакомлению с творчеством художника И. И, Шишкина




ЗАНЯТИЕ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА И. И, ШИШКИНА

Программное содержание. Развивать у детей интерес к живописи И. Шишкина. Учить их воспринимать содержа­ние пейзажей, понимать красоту природы, которую изоб­разил художник, формировать представление о вырази­тельных средствах (цвет). Воспитывать художественный вкус. Активизация словаря: пейзаж, непроходимый, нетро­нутый сумрачный лес.

Материал. Репродукции картин И. И. Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», портрет И. Шишкина.

Ход занятия.

Рассказ воспитателя.

В музее «Третьяковская галерея» собраны картины мно­гих русских художников. Художники, которые помогают нам увидеть красоту природы, называются художниками-пейза­жистами. Картины, на которых нарисована природа, назы­ваются пейзажами.

Сегодня мы познакомимся с картинами великого русско­го художника И. Шишкина. И. Шишкин, художник-пейза­жист, художник, который рисует картины природы (лес, реку, поле и т. д. ). Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой. В народе его называ­ли - лесной богатырь, царь леса. Они любил рисовать лес.

И. Шишкин родился в Елабуге на реке Каме. Город Ела-буга окружен непроходимым дремучим лесом. Целыми днями бродил он по лесу, изучал и рисовал природу. Осо-


бенно любил рисовать И. Шишкин сосны. Они изображе­ны на многих его картинах.

Если внимательно посмотреть на картины И. Шишкина, то покажется, будто мы в лесу, чувствуем дыхание леса, веет свежим ветром с полей, становится светлее, солнечней. . Посмотрите на картину «Сосны, освещенные солнцем». Нам вспоминается ласковое теплое лето, когда приятно бродить по лесу и вдыхать запах сосновой смолы. Послушайте стихотворение И. Бунина.

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! Был летний светозарный полдень, Был жаркий день, и озарен Весь лес был солнцем и от солнца Веселым блеском напоен. Повсюду блеск, повсюду яркий свет. Песок - как шелк... Прильну к Сосне корявой...

Кора груба, морщиниста, красна, Но как тепла, как солнцем вся прогрета. И, кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. Есть у И. Шишкина картина, которую знают все. Она называется «Утро в сосновом лесу».

Вопросы:

«* Какие деревья нарисовал художник? (Сосны. ) |и» Как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор. )

Какие они высокие и могучие. Мы видим, как лес заполняется чистым, прозрачным, утренним воздухом. Буря поломала старые большие деревья, вырвала их с корнем. ■ * Кого вы видите на картине? (Медведицу с медвежата­ми. )

Медведица с медвежатами вышла на прогулку, и мед­вежатам очень нравится лазать по поваленным деревьям.


и* Одинаковый ли зеленый цвет использует художник?

(Нет, его оттенки, чтобы показать старые и молодые со-

сенки, показать, где солнце, где тень. ) '«* Почему художник изобразил утро? Какое настроение

вызывает эта картина у вас?

На картине И. Шишкина «Рожь»показана широта и кра­сота русской земли. '«► Что изображено на картине?

Очень созвучно с настроением этой картины стихотво­рение А. Фета, в котором есть такие строки: Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы.

Словно море в ясный день, легко колышется и шумит необъятное золотое поле ржи. '" * Можно ли сказать, что это поле большое? «■ *■ Какие деревья стоят среди поля?

Среди поля возвышаются огромные сосны-великаны. Через поле тянется дорога и теряется во ржи. '" » Какой день показан художником? Солнечный или пас­мурный, жаркий или прохладный? (Жаркий летний

день, светло-голубое небо. )

Яркая зелень подчеркивает золотистые тона ржи. Мы любуемся золотистым отливом спелых колосьев, радуем­ся обилию хлеба на родной русской земле.

Дети, И. Шишкин показывает нам, как удивительно кра­сива и богата родная природа. Любите и берегите ее!

Советы воспитателю. Организовать выставку произ­ведений И. Шишкина. Дать возможность детям самостоя­тельно их рассмотреть, затем выслушать их высказывания, оценки.

После занятия предложить детям вместе с родителями посмотреть репродукции, картины с изображением пейза­жа, открытки.


ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ЛЕС В КАРТИНАХ ХУДОЖНИКА И. И. ШИШКИНА»

Программное содержание. Учить детей удивляться,

радоваться необыкновенным картинам леса И. Шишкина. Вызвать удовольствие и радость от встречи с ними. Разви­вать эстетическое восприятие, умение выделять вырази­тельные средства (цвет, композиция).

Учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему. Обогащать речь детей искусавоведческими термина­ми (пейзаж, художник, композиция, теплые, холодные тона и т. д. ).

Материал. Репродукции картин И. Шишкина: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Рубка леса», «Рожь», «Зима» и др.

Ход занятия.

Рассказ воспитателя.

- Люди называли Ивана Ивановича Шишкина «царем леса». И мы это понимаем, когда слышим название его кар­тин: «Сосновый бор», «Лесная даль», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща» и др.

Приглашаю детей на выставку. Дети ходят, рассматри­вают картины.


■! ->

•■ II*

! '■ >


Что он рисует? (Пейзаж, лес настоящий, сказочный, рощу. )

Что общего между всеми этими картинами? . Рассмотрим картину «Корабельная роща». Что главное в этой картине? Какие деревья изобразил художник? Как художник расположил деревья, что сначала бросает­ся в глаза?

Можно ли сказать, что лес освещен солнечным светом? Как это передано, какие цвета использовал художник? Почему в глубине лес темный? Как И. Шишкин назвал картину?


Рассказ воспитателя,

~ «Корабельная роща» - картина-завещание. Она на­писана в год смерти художника.

«Золотой колоннадой вздымается клазурному небу рус­ский лес. Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных ярким солнцем. Блики солнца играют в теплых водах железистого ручья, берущего начало у мощных, не­сокрушимых корней бора. Светом жизни пронизан весь холст. Из глубины рощи течет нам навстречу мелкий ру­чей. Сквозь прозрачную воду желтеет песчаное дно, видна каждая песчинка. А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие, молодые сосенки - словно прибежавшие на опушку, залитую жарким дыханием лета. Но особую жизнь картине дает игра света и тени. На переднем плане деревья ярко освещены солнцем. Солнечный свет словно омывает, оглаживает - каждый в отдельности - прямые, крепкие золотистые стволы. А справа деревья теснятся, на­бегают одно на другое, сливаются в густую зеленую чащо­бу. И мы понимаем, как обширны просторы этого леса -леса Шишкина. Ему здесь все дорого - старые сосны и совсем юные, едва поднявшиеся над землей. Стволы в два обхва­та - ломкие жердочки изгороди, переброшенной через ручей. Разлапистые ветви, хвоя, яркая и теплая на свету и мрачная в тени, прозрачная вода, серый камень, зеленая трава, серо-зеленый мох, подмытый потоком берег, выбравшиеся из-под земли наружу кривые корни - все замечает художник. Но при этом он помнит о главном. А главное в этой картине лес, отборные, стройные сосны, из которых строят корабли. Оттого и роща Корабельная»1. «Утро в сосновом лесу». Вопросы:

** О чем художник рассказал в своей картине? «* Где резвятся медвежата? .

™* Какие изобразительные средства использовал худож­ник, чтобы мы увидели в его картине наступление утра? ■ «* Как освещены сосны?

Порудоминский В. Счастливые встречи. М., 1989.


■ »■ Что можно рассказать о медвежонке, который забрался высоко на дерево, о его повадках? А о медведице? Спо­койна она или тревожится за малышей?

»*■ Какое у вас возникло настроение, глядя на эту картину?

" * Почему возникает радостное настроение? Рассказ воспитателя.

-У художника И. Шишкина был друг- художник Кон­стантин Аполлонович Савицкий.

Однажды Шишкин, встретив друга, лукаво спросил: «Что же не заходите? Штуковину я одну отмахал. Приходите, уви­дите бурелом. Такой только на моей родине бывает, в лесах возле Камы».

Отправился Савицкий к Шишкину. Думал, чем же теперь удивит пейзажист, в какую заведет глухомань? Иван Ивано­вич тепло встретил гостя. В мастерской кивнул на мольберт. То, что увидел Савицкий, превзошло все его ожидания.

Шишкин, верный себе, опять решил завести зрителя в густую чащу леса. Над ней занималось раннее утро. Не ше­лохнутся деревья. Безветрие. Спокойствие и тишина.

Проглянули лервыелучи солнца, и сосны своими верхуш­ками потянулись к ним. Будто хотели пожаловаться, что не всегда тихо в лесу. Бывают шумные дни. Налетают ураганы, и деревья гнутся под их порывами. Тогда только берегись! Треск и грохот стоит в лесу. Не каждая сосна выходит побе­дителем из битвы со стихией. Вот одна лежит, сломанная грозовым ударом. Другие ее сестры с корнем вырваны.

Пронеслись буйные ветры, поспорили с бором, и опять лес тихий, наполненный ароматами... На смену погибшим деревьям поднялась молодая поросль. Мох, словно сты­дясь за неразумную безжалостную битву, стремится быст­рее скрыть ее следы. Он наступает на вырванные из земли корневища и ткет, и ткет из них сплошной зеленый ковер. А над заросшим оврагом стелется утренний туман. И ка­жется, стоит войти в него, сразу ощутить и прель опавших еще в прошлую осень листьев, и душистый запах земляни­ки, услышишь щебет птиц и наверняка голос притаивше­гося где-то на дне оврага ручейка.


Вот оно царство медвежат.

Шишкин кивнул: «Осталось только над медведями по­работать. Местечко для них есть».

«Позвольте, Иван Иванович», - попросил Савицкий. Он взял кисть, палитру и подошел к картине. Через некоторое время на ней появились медвежата. Они выбрали место для своей игры - расщепленную сосну. А рядом сидит их мать. По-видимому, ей нравится этот глухой лесной уго­лок, и тихое утро, и шалость ее детей1.

Советы воспитателю. На занятиях рассмотреть карти­ны художника, а детально - одну из предложенных. Офор­мить выставку картин И. Шишкина и предложить детям провести экскурсию для ребят других групп.

Советы родителям. Предложить с детьми посмотреть картины И. Шишкина в Третьяковской галерее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...