Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительство в зарубежных странах: понятие, виды, способы формирования, состав, структура, компетенция, ответственность.




Правительство - это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. Он возглавляет административную, т.е. исполнительно-распорядительную деятельность в государстве.

Виды правительств

- по партийному составу:

Однопартийное правительство возможно в тех государствах, где установлена парламентарная или смешанная форма правления. Правительство образует та из политических партий, которая получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате. Однопартийное правительство возможно и в президентских республиках. Президент формирует правительство (кабинет) из представителей своей партии, но, исходя из политических соображений, может включить в него представителей иных политических партий. Однопартийное правительство создается и в тех странах, где конституция или закон разрешают легально действовать лишь одной политической партии.

Коалиционное правительство - вид партийного правительства, отличающийся количеством входящих в его состав политических партий. Противоположность однопартийному правительству. Присущ парламентарным формам правления. Образуется по результатам парламентских выборов по соглашению нескольких политических партий, вошедших в парламент, о совместном образовании правительства в условиях, когда ни одна из партий (партийных фракций) самостоятельно создать правительство не может, т.к. не обладает абсолютным большинством депутатских мест в парламенте. Отсутствие решающего веса одной партии в парламенте (нижней палате) вынуждает политические партии идти на компромиссное решение - образование коалиции.

Беспартийное правительство - общее название правительств, создаваемых в трех различных ситуациях. Во-первых, если в стране нет политических партий в силу отсутствия политических традиций либо политические партии запрещены и находятся на нелегальном положении. Правительство формируется преимущественно из ближайших родственников монарха.Во-вторых, беспартийные правительства создаются в парламентарной республике или парламентарной монархии в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться образовании правительства. Возникают парламентский кризис и угроза роспуска парламента. Такое правительство называется служебным (деловым).. Как правило, такое правительство имеет кратковременный характер. Это правительство работает до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство. В-третьих, особого рода беспартийные правительства создаются военными режимами. Сохраняя в своих руках политическую власть и главные рычаги управления, военные формируют кабинет профессионалов, который они обязывают проводить в жизнь выработанную ими политику.

В кризисных ситуациях может бить сформировано коалиционное правительство особого рода - правительство национального единства. В его состав входят представители влиятельных политических партий, представленных в парламенте, включая оппозиционные. Основная задача правительства национального единства - объединить все силы для преодоления кризисной ситуации в стране (тяжелый экономический кризис, отражение внешней угрозы, послевоенный либо послереволюционный период и т.п.).

В зависимости от поддержки правительства со стороны парламента различают правительство парламентского большинства и правительство парламентского меньшинства. Последнее, обычно формируется партией или коалицией партий, которые, даже вместе не располагая большинством в парламенте, при поддержке одной влиятельной партии или нескольких малочисленных партий получают вотум доверия со стороны парламента.

Способы формирования правительств

Правительства формируются двумя основными способами парламентским и внепарламентским. Эти разновидности определяются формой правления.

Парламентский способ формирования правительства используется в государствах с парламентарной формой правления (парламентарная республика, парламентарная монархи часто в смешанной республике). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.

Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен.

Формирование правительства на парламентской основе предполагает, что вначале глава государства назначает главу правительства, который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав. В случае если предлагаемый состав правительства или его глава не получают доверия большинства парламента (или нижней палаты), то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период пока соберется вновь избранный парламент и сформирует Правительство.

Решающее значение при применении парламентской процедуры формирования правительства имеет расстановка политических сил в парламенте, так как правительство образуется по результатам парламентах выборов.

Внепарламентский способ формирования правительств используется в президентских республиках, республиках смешанного типа и некоторых формах монархий.

Право на формирование правительства в президентских республиках имеет не парламент, а президент. Правительство формируется по результатам президентских выборов.

В президентских республиках парламент все же принимает участие в формировании центральной исполнительной власти.

В республиках смешанного типа, в которых сочетаются элементы президентской и парламентарной республик, порядок формирования правительства сочетает элементы парламентского и внепарламентского методов.

Состав правительства, с точки зрения перечня должностных лиц, в различных странах неодинаков. В его состав входят глава правительства, члены правительства. В монархических государствах в состав правительства может входить глава государства - монарх.

Глава правительства играет главную роль в разработке политической линии правительства, персонально отвечает за политику, проводимую правительством, располагает правом единолично принимать решения по важнейшим государственным вопросам в пределах своей компетенции. Возрастанию роли руководителя исполнительной власти во многом способствует создание при главе правительства специального вспомогательного аппарата, нередко образуемого на внеконституционной основе. Нередко личные советники оказывают весьма существенное влияние на решения, принимаемые главой исполнительной власти.

Члены правительства - это министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари, старшие министры, парламентские секретари.

Нередко в составе правительств создаются более узкие структуры, которые могут выполнять некоторые полномочия правительства.

Полномочия в сфере политического руководства включают планирование и реализация внутренней и внешней политики государства;

Полномочия в сфере управления чрезвычайно широки и являются основной группой полномочий правительства: координирует, согласовывает и направляет деятельность всех министерств, входящих в его состав. Правительство производит назначения на высшие, средние и прочие гражданские и военные должности, иногда эти функции поделены между ним и главой государства. Правительство обладает правом контролировать деятельность практически всех государственных служащих и наказывать их за должностные правонарушения. В ряде стран существует административная юстиция, и действия государственных служащих могут быть обжалованы в административных судах, трибуналах.

Полномочия в законодательной сфере состоят из двух, элементов: имеют собственную регламентарную власть и издают акты нормативного характера, издают делегированные акты. В большинстве стран правительства в лице главы обладают правом законодательной инициативы. Разработка и принятие бюджета принадлежит правительству. Так, например, по французской конституции (ст.47), если парламент в течение 70 дней не утверждает финансовый законопроект, то он вводится в действие путем издания акта правительства (ордонанса).

Внешнеполитические полномочия правительства: ведет международные переговоры, подписывает соглашения и договоры, причем глава правительства и некоторые другие представители исполнительной власти (министр иностранных дел) имеют право пописывать договоры и соглашения в силу занимаемой должности, часто без наличия специальных мандатов или предоставления специальных полномочий. Правительство ведает вопросами войны и мира, т.к. в его ведении находятся вооруженные силы, а министр является его членом.

В законодательстве зарубежных стран закрепляется политическая и юридическая ответственность правительства. В первом случае речь идет об ответственности перед Главой государства или парламентом (так называемая ответственность за политику), во втором - об ответственности за правонарушения.

Министры несут солидарную (коллективную) ответственность за политику правительства и индивидуальную - за положение дел в своем министерстве (ведомстве).

Юридическая ответственность за совершенные правонарушения может быть уголовной и гражданской (возмещение материального ущерба, нанесенного противоправными действиями членом правительства).

При совершении правонарушения членом правительства он может быть в соответствии с установленной процедурой привлечен к ответственности, вплоть до уголовной. Однако в некоторых странах для лишения иммунитета члена правительства необходимо соответствующее решение парламента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...