Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная власть во Франции.




Судебная власть состоит из нескольких ветвей: — система общих судов:

а) во главе стоит кассационный суд, который включает 5 палат по гражданским делам, 1 - по уголовным делам.

б) ниже - апелляционные суды — рассматривают жалобы по уголовным делам (исправительные трибуналы и полицейские).

в) низшее звено - трибуналы малого процесса и большого процесса.

3 профессиональных судьи в составе суда могут отменять решения, либо оставлять их в силе, либо сами принимать решения.

Суды присяжных включают 3 судьи и 9 присяжных.

Судьи системы общих судов (в частности, кассационного и апелляционного) назначаются декретом Президента, а судьи трибуналов и др. назначаются министром юстиции по согласованию с высшим советом ма­гистратуры. В судах судьи — до 68 лет, в трибуналах судьи — до 65 лет.

Высокий суд правосудия включает 12 судей, избираемых поровну обеими палатами парламента.

Для рассмотрения уголовных дел по обвинению Президента в госу­дарственной измене и для обвинения министров в тяжких преступлениях. Это - самостоятельная ветвь.

Система органов административной юстиции существует для рассмот­рения жалоб на действия и акты органов государственной власти, причем затрагивающие права и интересы частных лиц.

Прокуратура включается в судебную систему и не существует как отдельный орган. Подчиняется министру юстиции. Большинство преступлений расследуется судебной полицией, причем она вправе участвовать в судебном процессе.

Основной закон Федеративной Республики Германия 1949.: общая характеристика.

Конституция Германии официально называется Основным законом и была принята в 1949 году как временная (есть конституции каждой из земель).

Основные черты: отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципа демократии, равенства, разделения властей, справедливости. Ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять. Есть право каждого оказывать сопротивление всем, кто пытается сменить свободный демократический строй, если нет иных методов.

По Конституции Германия - демократическое, социальное и правовое государство с многопартийной системой. Вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований.

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, что пользование ею должно служить общему благу.

Концепция правового государства находит своё выражение в нормах по которым суд является независимым. Установлена ответственность го­сударства, его должностных лиц перед гражданином. Закон обратной силы не имеет.

По форме правления Германия парламентская республика. Конституции земель должны соответствовать федеральной конституции.

Изменение и дополнение может быть осуществлено только специальным конституционным законом 2/3 голосов в каждой палате парламента (конституция жесткая).

Конституционный контроль осуществляет Федеральный конституционный суд.

Правовой статус Президента ФРГ.

Считается, что исполнительной властью обладает Президент и правительство, на деле он действует по указаниям последнего. Он лишь глава государства, реально исполнительную власть осуществляет правительство («канцлерская республика»).

Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выборами. Выдвинуть кандидатуру на этот пост может любой член Федерального Собрания. Кандидату должно быть не менее 40 лет, он должен обладать избирательным правом. Избираться может не более 2 раз. Он может быть членом парламента, правительства, местных органов власти, занимать другие должности и т.д.

По конституции Президент представляет государство, заключает ме­ждународные договоры, аккредитует дипломатов, назначает федеральных судей, имеет право помилования. Для действительности таких актов необходима контрасигнатура канцлера или министра. Президента могут ли­шить должности в случае обвинении в умышленном нарушении конституции и закона или временно отстранить по обвинению до решения дела по существу, в этом случае его полномочия приведут к председателю Бундестага. Функции Президента - формальные, кроме случая, когда нет канцлера (роспуск Бундестага при невыборе Канцлера через 21 день или при выражении недоверия Бундестагом Канцлеру по запросу последнего).

Парламент ФРГ.

Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух палат: нижней - Бундестаг и верхней - Бундесрат (формально в Германии некоторыми юристами Бундесрат не рассматривается как палата Парламента).

Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, 672 его депутата избираются всем населением сроком на четыре года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. В голосовании принимают участие избиратели с 18 лет, проживающие в Германии от 3 месяцев, кроме недееспособных по суду. Часть парламентариев избирается по одномандатным округам, часть - по партийным спискам (избирателю предоставляется сразу 2 бюллетеня). Индемнитет не распространяется на клевету, иммунитет - на задержание в момент преступления или в течение следующего дня.

Бундесрат (68 членов) - это орган представительства субъектов Федерации. Он состоит из членов правительств федеральных земель. Каждая земля направляет в верхнюю палату как минимум трех членов (представителей). Земли с числом жителей более 2 млн. имеют четыре голоса, более 6 млн. — пять голосов, а более 7 млн. — шесть. Земельное правительство имеет право отзывать своих представителей. К полномочиям Бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция. В области законотворчества Бундестаг играет основную роль.

Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. В нем создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссии по петициям, по иностранным делам и по делам обороны.

Помимо законотворческой функции Бундестаг избирает Федерального канцлера, принимает участие в выборах Федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны. Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого Парламента сводится к тому, что деятельность Федерального правительства зависит от доверия Парламента. Согласно

Бундесрат не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной (или нескольких) из федеральных земель происходит смена Правительства. В качестве органа законодательной власти Бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии.

Правительство ФРГ.

Федеральное правительство представляет собой орган исполнительной власти, который осуществляет функции управления государством. Оно состоит из Федерального канцлера и федеральных министров. Они не могут занимать другие оплачиваемые должности, осуществлять профессиональную деятельность.

Министры назначаются Президентом по предложению Канцлера и увольняются Канцлером. Канцлер определяет основные направления федеральной политики. Бундестаг может выразить недоверие как Канцлеру, так и министру.

Федеральный канцлер выбирается Бундестагом. Кандидатуру на данный пост предлагает Федеральный президент после переговоров с партией, победившей на выборах в Бундестаг.

Голосование по данной кандидатуре может проходить в три тура. Если кандидат получает абсолютное большинство голосов членов Бундестага, то Президент назначает его на пост Канцлера. Для Германии характерно коалиционное, а не однопартийное Правительство.

Канцлер определяет основные направления в политике и руководит работой Федерального правительства. Каждый федеральный министр действует самостоятельно в рамках своей компетенции и несет за это ответственность перед Канцлером.

Укреплению сотрудничества между законодательной и исполнительной властью служит ряд обязательных юридических процедур, которых придерживаются в своей деятельности Правительство и Парламент. Так, Правительство направляет подготовленные проекты нормативных актов в Бундесрат даже в том случае, если для их принятия не требуется формального одобрения этого органа. Исполнительная власть земель через Бундесрат участвует в федеральном законодательном процессе. Федеральное правительство должно выполнять задачу политического руководства. Она сводится к тому, что Правительство выходит с инициативой, планирует политическое развитие страны и осуществляет руководство государством. В рамках этой деятельности Правительство действует самостоятельно.

Судебная власть в ФРГ.

Судебная власть в ФРГ не существует в виде какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. В Германии существует специализированная судебная система. Помимо Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действует еще 5 ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция.

Конституционный суд состоит из 2-х палат и 16 судей, половину избирает Бундесрат, половину Бундестаг (2/3-ми голосов на 12 лет без переизбрания). Компетенция: 1) толкование федеральной конституции; 2) рассмотрение споров по вопросу взаимоотношения федерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение жалоб общин и их союзов по нарушениям законов; 4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав юридическими актами; 5) рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касающихся выборов и т.д. В Конституционный Суд может обратиться любой гражданин.

В землях действуют конституционные суды земель. Они вправе контролировать соответствие законов земель федеральной или местной конституции. Каждая из остальных 5 ветвей имеет верховный орган (высший суд). Эти судебные органы не зависят друг от друга. В случае разногласий созывается совещание из представителей этих органов, которое принимает решение, обеспечивает единство судебной практики. Суды общей компетенции рассматривают уголовные и гражданские дела; суды по трудовым спорам - споры между работником и работодателем; административные суды - иски граждан к государственным служащим и иски государственных служащих к администрации; суды по социальным делам -рассматривают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам пенсий и выплат.

Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная, инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный), который в некоторых землях по традиции называется Административной судебной палатой. Федеральный административный суд выступает в качестве кассационной инстанции и редко - в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение). Большая часть дел рассматривается судами второй инстанции, т.е.земельными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции, решения которых обязательны для соответствующих ведомств. Например, споры авторов технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный административный суд.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...