Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. ПОПЕНКЕР,. мичман, старшина команды мотористов 1‑го ДСК МО. Будем ли мы танкистами?




Г. ПОПЕНКЕР,

мичман, старшина команды мотористов 1‑ го ДСК МО

Будем ли мы танкистами?

 

За несколько дней до начала войны я вернулся в Таллин из командировки. Прибыл в дивизион и прямо в проходной встретился с комдивом Капраловым.

– Вернулся? Это хорошо. Для тебя у нас есть особое задание: будешь писать историю дивизиона.

Я стал было возражать. Капралов прищурил глаз, и я понял, что дело это решенное.

В первый день войны я снова обратился к комдиву, теперь уже конкретно по поводу того, что хочу идти в бой и не имею ни малейшего желания отсиживаться за бумагами.

– И не надо сидеть за бумагами. Я и замполит Кирсанов с тобой согласны. Создается ремонтная бригада, и ты будешь старшим. Ваша задача – устранение боевых повреждений на катерах.

Спорить и доказывать обратное было делом бесполезным. В тот же день я приступил к исполнению новых своих обязанностей. Прошло несколько дней. Катера дивизиона постоянно находились в море, в бою, работы бригаде хватало. В первых числах июля фашистская бомба попала в катер, на котором старшиной команды мотористов служил мой друг Федя Ромадин (с ним вместе по комсомольскому набору мы пришли на флот из Москвы). Катер утонул, но Ромадин сумел снять с него двигатели. Он надеялся установить их на другом МО, да не тут‑ то было.

– Будешь работать в бригаде Попенкера, – сказал Феде Капралов.

Прошла неделя. В Локсе подорвался на мине МО‑ 143, и в нашу «базовую команду» прибыл еще один человек – старшина 1‑ й статьи Леша Тряпкин.

Поначалу мы жили где придется – то на катерах, то на плавбазе. Мыкались, как говорится, со своими вещичками и инструментом везде. Скучать не приходилось: работы было невпроворот, и притом всегда срочной. От этого‑ то нам и доставалась куча неприятностей. Ремонтников искали все, а найдя – ругали. Мало того, жаловались на меня, как на руководителя ремонтной службы, комдиву. Он и посоветовал:

– Подыщите себе угол. Лучше всего – в мастерских. Между прочим, видел я там пустую комнату, подойдет!

Послушались комдива. И после этого стало проще, ибо все на дивизионе теперь уже знали, где искать ремонтных механиков.

Работу мы делали разную. Однажды среди ночи нас разбудил командир мотористов МО‑ 142 старшина 1‑ й статьи Николай Михайлов:

– Подводную лодку таранили!

– Ну‑ у! – удивились мы. – И как?

– Наш сигнальщик доложил командиру об обнаружении лодки. Времени бомбить не оставалось… Самый полный вперед… И… В общем, братва, с лодкой‑ то не получилось. А вот скале досталось! Это уж я точно говорю!

– Ну, Коля! Обрадовал так обрадовал!

– Старался! Сейчас уже и плавкран будет. Капитан‑ лейтенант Капралов его гонит. И он же сказал, прибыть вам немедленно!

За разговором мы успели одеться и уже выходили из мастерской, прихватив с собой дежурный набор инструмента. Но комдив опередил нас. На берегу кран уже поднимал катер, и нашим глазам открывалась печальная картина. Винты «розочкой», кронштейны гребных валов висят, рулей нет. Потом подтвердились и худшие наши опасения по поводу того, что и сами гребные валы погнуты.

Работали мы вместе с мотористами МО‑ 142 без перерывов. Поесть приносили в цех. Работали из последних сил и справились в срок. К 17. 00 следующего дня катер вышел на рейд, на испытания. Через два часа после их окончания МО‑ 142 ушел в боевой поход. А нам комдив объявил благодарность.

– И теперь скажете, что у вас не боевая работа?

Мы на этот раз промолчали.

В короткие перерывы между боевыми походами капитан‑ лейтенант Капралов и его заместитель по политической части Василий Алексеевич Кирсанов нередко подходили к карте, висевшей на стене в кабинете замполита. Еще совсем недавно она использовалась на политических занятиях. Теперь на ней решались сложные стратегические задачи. Уж не знаю почему, но комдив всегда приглашал нас в эти часы к себе.

Перерыв в физической работе. Назначается час умственного труда, – говорил Михаил Васильевич. – Правда, он будет длиться не более пятнадцати минут.

– Смена вида деятельности – лучший отдых, – продолжал мысль комдива замполит. – Ребята вы молодые, комсомольцы. И обязаны знать и понимать, что происходит в мире и на фронтах Великой Отечественной…

Кончится политчас, мы вернемся к своим обычным делам и заботам. И будем удивляться тому, как много уверенности, оптимизма у наших командиров. Ведь на фронте, на флоте тогда было ох как трудно! А они верят, что неудачи временны и успех, победа будут за нами. Мы будем удивляться и тому, как это наш комдив и его замполит, которые буквально не выходят из боев, находят в себе силы и время для того, чтобы всегда и постоянно быть в курсе всех дел и событий, правильно, по‑ партийному оценить все происходящее, да еще и нам передать свою веру и убежденность!

Однажды поздно ночью, после напряженной и тяжелой работы, сам по себе завязался разговор.

– Хватит мне этой работы! – вдруг заявил Федя. – Ремонт – это, конечно, хорошо. Это позволяет воевать дивизиону, но не мне лично.

– И что ты предлагаешь? – спросил Леша Тряпкин.

Федя закурил, помолчал немного и вместо ответа задал вопрос:

– Про новые танки слыхали?

– Какие еще новые? – поинтересовался я. – И при чем тут танки? Мы моряки или?..

– Ну ты‑ то уж, моряк, помолчал бы! И если ты знаешь, что на этих танках стоят как раз такие двигатели, как на наших МО, то об чем разговор, как говорят у вас в Одессе!

– Ты Одессу не трожь, Федя! Но если на этих танках стоят такие же моторы, к каким нас допускают только для ремонта, то надо не рассуждать, черт побери, а действовать!

– Рапорты писать надо!

– Верно, Леша! – поставил точку Ромадин. – Надо – и напишем! Прямо сейчас.

Мы поднялись с коек, зажгли свет и тут же написали по рапорту на имя комиссара части. Уснуть нам так и не пришлось – всю ночь обсуждали, как на новых танках, которые Федя назвал чудо‑ танками, станем бить гадов на берегу.

Утром, наскоро позавтракав, мы поспешили в береговой штаб. Причины для такой спешки имелись серьезные. Комиссар мог уйти в море, мог уехать куда‑ то по делам. У пирса стоял катер, который сегодня в 11. 00 должен уйти в море, что было возможным лишь при условии, что мы к этому времени успеем закончить все работы, а их оставалось еще достаточно.

Комиссар принял нас хорошо, вышел из‑ за стола, каждому пожал руку, предложил сесть.

– Слушаю, – сказал и улыбнулся. – Что привело вас ко мне и какие вопросы не в силах решить комдив Капралов и военком Кирсанов?

Мы рассказали ему, что сидим на берегу, провожаем товарищей в море и встречаем их. Идет война, и мы хотим настоящего дела. В этот момент, все трое, мы положили на стол перед комиссаром наши рапорты и замолчали.

Комиссар внимательно прочел каждый, хотя они были словно близнецы‑ братья и разнились лишь фамилиями и званиями каждого из нас.

– Комсомольцы? – спросил он.

– Так точно!

– Отлично! И в партию готовитесь?

– В такой час вне партии нельзя! – твердо сказал Федя.

– Правильно. Оч‑ чень правильно! Особенно если знаешь, что механики вы отменные, что на вас весь дивизион держится. Но какие вы водители танков, позвольте спросить, тоже отменные? И танк знаете не хуже, чем свои корабли?

Мы переглянулись. Комиссар был из тех матросов, что прошли посуху фронты гражданской в борьбе за власть Советов. Он знал все – войну на море и на суше.

– Служить там, где прикажет Родина! Поняли, механики? – Засмеялся басовито, посмотрел на нас и увидел, что мы буквально убиты его отказом. – Ну а вообще, делать вам там нечего. И на этих «чудо‑ танках», на Т‑ 34 и КВ, в качестве двигателей установлены дизеля новой модели.

Пристыженные и растерянные, мы пошли в гавань.

– Вот и на танках повоевали! – грустно сказал Федя. – Теперь и в мастерские с чистым сердцем топать можно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...