Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод кумулятивного построения ставки дисконта 7 глава




Парадоксально, но деятельность и имущество самих стра­ховых компаний так же подвержены риску, как и деятельность страхуемых ими предприятий. Финансовая деятельность стра­ховщиков по размещению своих фондов и резервов порождает финансовые и коммерческие риски, такие, как риск невозврата вложений, инвестиционные риски, риски снижения доходности и др. Имущество страхователей в виде недвижимости, ценных бу­маг, оборудования также подвержено разнообразным рискам. Наконец, всегда существует риск неэффективного управления страховой компанией, что может в конечном итоге привести ее к банкротству. История России девяностых годов изобилует по­добными случаями. В качестве примера можно привести факти­ческое банкротство крупнейшей страховой компании «АСКО».

Данные обстоятельства указывают на то, что, страхуя свои риски, предприятие взамен приобретает другие, которые можно было бы назвать внутренними рисками страховщика. Они сущест­венно меньше, чем риски конкретных страхователей. Но это спра­ведливо только для крупных и устойчивых страховых компаний. Поэтому с точки зрения страхователя достичь минимального уров­ня подобных рисков можно только посредством тщательного вы­бора страхового партнера. Страхователь должен удостовериться в том, что страховщик удовлетворяет критериям финансовой устой­чивости и платежеспособности, имеет большой объем страховых и перестраховочных операций, а его активы обладают высокой сте­пенью ликвидности. При соблюдении этих условий внутренние риски будут достаточно малы.

Под временным фактором в данном случае понимается за­держка во времени между наступлением страхового случая и вы­платой страхового возмещения. Хотя в договоре страхования устанавливается предельный срок для выплаты страхового возме­щения (обычно 3—30 дней), однако имеются различные оговорки, обуславливающие возможность продления этого срока. В общем, может пройти довольно значительное время между заявлением страхователя и выплатой страхового возмещения, что вызвано длительным рассмотрением заявления, возникновением споров и судебных разбирательств.

Очевидно, что временной фактор негативно сказывается на финансовом состоянии страхователя, приводя к задержке начала работ по восстановлению производства, потере прибыли, потере рынков сбыта и другим убыткам.

Подводя итоги рассмотрению внутренних недостатков, прису­щих страхованию, можно отметить, что все они приводят к пря­мым или косвенным убыткам страхователя, которые трудно оценить и предусмотреть. Тем не менее эти обстоятельства следует иметь в виду при планировании управления риском посредством страхования.

 

8.9. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СТРАХОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Создание целостной программы страхования на предпри­ятии является необходимым и завершающим этапом анализа и использования возможностей страхования для покрытия собствен­ных рисков. Программа разрабатывается риск-менеджером или отделом по управлению риском и пересматривается каждые два- три года. Вот основные ее элементы:

• анализ общеэкономической ситуации;

• описание результатов анализа риска на предприятии, вклю­чающее в себя подробный перечень рисков, подлежащих стра­хованию, с определением условий их возникновения, вероят­ности и возможных размеров ущерба;

• определение параметров требуемого страхового покрытия для каждого из страхуемых рисков;

• определение подходящих видов страхования, обеспечивающих требуемое страховое покрытие;

• выделение видов страхования, обязательных в силу закона или других требований;

• рекомендации по выбору страховых схем и страховых партне­ров;

• формирование предложений страховому рынку;

• условия пересмотра программы страхования.

Описание результатов анализа риска должно включать в се­бя следующие позиции.

1. Перечень выявленных рисков, подлежащих страхованию, в том числе:

• реестр объектов, подверженных воздействию риска - зданий, сооружений, машин, механизмов, технологических процессов, транспортных средств (при страховании финансовых, инвести­ционных и подобных рисков объектами могут быть кредиты, вложения в ценные бумаги, денежные средства и т.д.);

• данные по численности и квалификации персонала;

• подробный перечень рисков, т.е. возможных событий, приво­дящих к убыткам;

• список принятых мер безопасности;

• описание возможных сценариев развития неблагоприятных си­туаций.

2. Для каждого выявленного риска должна быть в наличии сле­дующая информация:

• общая стоимость объектов, подверженных воздействию риска;

• описание конкретных случаев возникновения неблагоприятных ситуаций за последние 5—10 лет;

• детальная информация об особо серьезных инцидентах;

• перечень причин возникновения неблагоприятных ситуаций;

• описание последствий развития неблагоприятных ситуаций;

• определение вероятности наступления неблагоприятных ситуа­ций;

• определение характера возможных убытков и распределение их по классам;

• определение размера среднегодового убытка;

• определение размера максимально приемлемого убытка; 3. Риски должны быть проанализированы:

• по отдельным подразделениям предприятия — филиалам, отде­лениям, дочерним предприятиям;

• по регионам.

Для каждого из страхуемых рисков должны быть определены параметры требуемого страхового покрытия, включающие в себя:

• стоимость объектов страхования;

• перечень опасностей, от которых производится страхование;

• перечень страховых случаев, при наступлении которых выпла­чивается страховое возмещение;

• виды убытков, принимаемых в расчет при определении разме­ров страхового возмещения;

• максимальная страховая ответственность по каждому типу опасностей и по каждому виду убытков;

• место расположения страхуемых объектов;

• период действия страхового покрытия.

Перечень опасностей, от которых должно производиться стра­хование, зависит от характера риска. Для промышленных рисков таковыми считаются пожар, взрыв, поломки машин и механизмов, стихийные бедствия, утечки токсичных веществ, для экологиче­ских — загрязнение или нанесение иного ущерба окружающей среде, для инвестиционных — различные события, приводящие к потере объектов инвестиций или прибыли в результате вложения средств.

Вообще говоря, перечень опасностей в пределах конкретного страхового покрытия определяется еще и выбором вида страхова­ния. Существует сложившаяся практика объединения в одном страховом договоре нескольких рисков, сходных по причинам воз­никновения, характеру воздействия, характеру убытков и др. В этом случае может возникнуть ситуация, когда в пределах одного страхового покрытия могут быть объединены различные риски. Поэтому задачей риск-менеджера на предприятии является не де­тальное определение условий предоставления и типов страхового покрытия (данную задачу он решает совместно со страховым партнером), а понимание того, какого типа и в каких масштабах должно быть предусмотрено покрытие для отдельных рисков, при­сущих предприятию.

Максимальная страховая ответственность по каждому ти­пу опасностей и виду убытков должна отражать пожелания риск- менеджера относительно того, какой объем страхового возмеще­ния должен быть предусмотрен для отдельных рисков в случае наступления наиболее неблагоприятной ситуации. Максималь­ный ее размер целесообразно устанавливать на уровне макси­мально приемлемого размера убытка, определенного в процессе анализа риска.

Выбор условий страхования должен отражать пожелания предприятия по поводу того, какие основные моменты должен включать в себя договор страхования. В целом в комплекс условий страхования входят следующие компоненты:

• условия предоставления страхового покрытия;

• схема страхования;

• условия, ограничивающие ответственность страховщика;

• размер и условия уплаты страховой премии;

• обязанности страховщика;

• обязанности страхователя;

• сроки заключения договора страхования;

• условия отказа страховщика от уплаты страхового возмещения;

• порядок выплаты страхового возмещения;

• условия перехода прав страхователя после уплаты страхового возмещения;

• другие условия.

Условия предоставления страхового покрытия и все, что входит в это понятие, были рассмотрены в предыдущем пара­графе. Страховое покрытие может быть предоставлено в рамках схем пропорционального и непропорционального страхования. Непропорциональное страхование включает в себя страхование по первому риску, страхование с франшизой, страхование пре­дельных убытков (их особенности уже рассмотрены в данной главе).

К условиям, ограничивающим ответственность страховщика, относятся специфические ситуации, для которых хотя и присутст­вуют признаки страхового случая, однако страховое возмещение не выплачивается. Например, это условия, когда страховой случай явился следствием злого умысла страхователя или результатом его сговора с третьими лицами. Часто страховщики ограничивают свою ответственность в случае вмешательства властей в деятель­ность предприятия. Форс-мажорные события также являются ос­нованием для отказа от выполнения обязательств по выплате страхового возмещения.

При заключении договора страхования необходимо обратить особое внимание на такие оговорки, поскольку обычно именно они являются причиной для обоснования отказа в выплате страхового возмещения.

Условия отказа страховщика в выплате страхового возмещения, обычно, оформляются отдельным блоком в договоре страхования. Помимо ограничений на ответственность страховой компании при различных обстоятельствах, эти условия могут включать в себя сле­дующие пункты: несообщение страхователем о наступлении страхо­вого случая в оговоренные сроки, несоблюдение условий уплаты страховой премии, непредоставление страхователем всех необходи­мых документов, отсутствие справок из госорганов, подтверждаю­щих наступление страхового случая и т.д.

В договоре страхования указываются также страховые тарифы по отдельным рискам и размер страховой премии, которую должно упла­тить предприятие. Определяется и порядок уплаты страховой премии, которая может быть выплачена единовременно или в рассрочку.

Уплата премии единовременно происходит в начале страхово­го периода. При расчете единовременной выплаты страховщик должен учесть возможное увеличение страховой стоимости иму­щества в результате инфляции. Если предусмотрено увеличение или уменьшение страховой суммы в течение срока страхования, возможен способ уплаты страховой премии с приведением затрат. Этот способ состоит в том, что в конце периода страхования про­исходит перерасчет страховой премии, и одна сторона возмещает другой образующуюся разницу.

Уплата премии в рассрочку может во многих случаях быть бо­лее предпочтительной для страхователя, поскольку снижает тя­жесть потери средств при большой единовременной выплате. Однако общий размер страховой премии при уплате в рассрочку выше, чем при уплате единовременно.

Обязанности страхователя включают в себя стандартный набор обязательств сторон по уплате страховой премии, сроках уплаты, штрафах за просрочку выплаты, обязанности по предоставлению информации, документов и др., обязанности страховщика, в том числе как обычные общегражданские, так и специфические — по выплате страхового возмещения.

Порядок расчета и выплаты страхового возмещения выделяет­ся в договоре страхования в отдельный блок. При этом устанавли­ваются порядок подачи страхователем претензии по страховому случаю, документы, необходимые для рассмотрения претензии, методы определения величины убытков, которые учитываются при расчете страхового возмещения, и сроки выплаты возмещения.

Условия перехода прав страхователя к страховщику после уп­латы страхового возмещения касаются возможности подачи рег­рессного иска от лица страховщика к лицам, виновным в наступлении страхового случая, а также возможного перехода прав на остатки имущества, уничтоженного в результате страхового случая. Кроме того, в договорах страхования ответственности воз­можны условия, оговаривающие переход прав на имущество не к страховщику, а к выгодоприобретателю страхователя. В догово­рах личного страхования обычно оговаривается переход права на получение страхового возмещения (обеспечения) к наследникам в случае смерти застрахованного лица.

Возможно и включение любых других условий общеграждан­ского и специального характера, например о конфиденциальности, порядке разрешения споров, сотрудничестве по ликвидации убыт­ков и ограничении размеров ущерба и др.

При разработке программы страхования предприятию необхо­димо определить важнейшие для него виды страхований.

Как уже упоминалось, классификация рисков не в полной мере соответствует классификации видов страхования. Многие тради­ционно сложившиеся виды, например страхование имущества юридических лиц, включают в себя защиту от различных рисков. И наоборот, один и тот же риск может найти свое выражение в различных видах страхования. Например, кредитный риск может быть застрахован как по договору страхования ответственности за невыполнение обязательств, так и по договору страхования финан­совых рисков.

Предприятие имеет возможность выбрать, в рамках каких ви­дов страхования желательно получить страховую защиту. Принци­пиально можно выделить два различных типа договора страхования: специальные, которые предоставляют защиту только от одного вида риска или покрывают только один род убытков, и комплексные, предоставляющие защиту от всех или большинства рисков для выбранного объекта страхования.

Заключение комплексных договоров имеет ряд привлекатель­ных для предприятия моментов. Например, при этом уменьшаются затраты времени на переговоры по страхованию, быстрее выпла­чивается страховое возмещение, достигается лучшее понимание интересов сторон. Комплексная тарифная ставка всегда меньше, чем сумма отдельных страховых тарифных ставок по той же сово­купности рисков. Однако здесь есть одно осложняющее обстоя­тельство: комплексный риск отдельного промышленного предприятия может быть столь велик, что покрытие его может оказаться невозможным в рамках отдельной страховой компании.

Из общего перечня рисков, подлежащих страхованию, полезно выделить те, которые подлежат обязательному страхованию в рамках закона или в силу контрактных обязательств.

Для обязательных видов страхования, осуществляемых в силу закона, существуют различные ограничения на условия заключе­ния страховых договоров. Например, некоторые условия заключе­ния договоров страхования ответственности за нанесение ущерба опасными производственными объектами закреплены в Законе РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объ­ектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, в частности установлен ми­нимальный размер страховой суммы в зависимости от степени опасности объекта.

Согласно действующему гражданскому законодательству до­говора на обязательное страхование могут быть заключены только с государственными страховыми компаниями.

Контрактные обязательства по заключению договоров страхо­вания могут возникать как часть обязательств, взятых предприяти­ем по другим договорам или контрактам. Условие страхования может быть одним из условий представления кредита или осуще­ствления инвестиций. Обязательному страхованию может подле­жать как непосредственно риск невозврата кредита, так и иму­щество, предоставленное в качестве залогового обеспечения. Страхование часто является обязательным условием контрактов по транспортировке или поставке экспортных товаров. Во многих странах предусмотрено обязательное страхование различных ви­дов гражданской ответственности, что необходимо иметь в виду при осуществлении деятельности за рубежом.

Одним из последних этапов разработки программы страхования является краткое изложение результатов работы в виде предложе­ний страховому рынку. Они формируются с целью прояснить соб­ственную позицию предприятия, которую оно намерено занять на переговорах со страховой компанией с целью защиты собственных интересов. Кроме того, программа страхования, изложенная таким образом, позволит страховой компании или группе компаний лучше понять потребности предприятия и проанализировать свои возмож­ности в представлении соответствующего страхового покрытия.

Предложения страховому рынку включают в себя в сжатом ви­де все основные части программы страхования. Перечислим ос­новные моменты, которые необходимо отразить в программе страхования.

1. Краткое описание предприятия: род деятельности, структура, размещение.

2. Перечень о&ьектов, подлежащих страхованию.

3. Краткое описание особо сложных механизмов, источников энергии и особо опасных технологических процессов.

4. Стоимость объектов, подлежащих страхованию.

5. Численность персонала.

6. Перечень рисков (опасностей), подлежащих страхованию.

7. Перечень видов убытков, которые подлежат страховому покры­тию.

8. Краткое описание инцидентов и размеров убытка от них, имевших место на предприятии за последние пять - десять лет.

9. Желаемые размеры страхового покрытия для каждого риска.

10. Сроки предоставления страхового покрытия.

11. Желаемые виды страхования, в рамках которых может быть представлено страховое покрытие.

12.Желаемые условия уплаты страховой премии.

В предложения страховому рынку может быть включена любая другая информация, касающаяся предлагаемых рисков или опре­деляющая позицию предприятия и ключевые моменты его страхо­вой стратегии.

На страховом рынке предприятие имеет дело с несколькими типами партнеров: страховыми компаниями, ассоциациями стра­ховщиков — страховыми пулами, страховыми брокерами, агента­ми и консультантами.

Выбор страхового партнера является важной частью вы­работки стратегии страхования. Предприятие может предпо­честь иметь дело непосредственно с несколькими страховыми компаниями, каждый раз выбирая наиболее подходящую для страхования определенного вида риска. В ином случае оно мо­жет обратиться к помощи брокера или консультанта, поручив ему работу по подбору партнера и оптимальной схемы страхо­вания.

В случае самостоятельного осуществления поиска подходящей страховой компании предприятие анализирует возможности каж­дой из них на предмет предоставления наиболее благоприятных условий страхования. Необходимо также проверить бухгалтерскую отчетность каждой компании с целью удостовериться в ее финан­совой устойчивости и платежеспособности, а также способности принять на себя риски требуемого объема.

Наиболее предпочтительным для страхования крупных рисков является использование страховых пулов, которые позволяют при­влечь совокупный капитал многих компаний для страхования рис­ка и таким образом обеспечить значительный запас платежеспо­собности каждого из его участников в случае наступления крупной страховой выплаты. На рынке могут существовать уже сложив­шиеся группы страховщиков по страхованию рисков определенно­го типа, и управляет всей группой компания — лидер пула или страховой брокер.

Обращение к страховому брокеру может принести значитель­ные преимущества предприятию в обеспечении выгодных условий страхования. Брокер обладает значительно более полной инфор­мацией о состоянии страхового рынка. Ему можно поручить выбор подходящей компании, формирование страхового пула, а также выбор общей схемы размещения рисков. Он может дать рекомен­дации по наиболее оптимальному сочетанию страховых и нестра­ховых методов управления риском, выбору франшизы или других методов непропорционального страхования.

Страховому брокеру может быть поручено и урегулирование убытков при наступлении страхового случая. Как правило, броке­ры управляют всем документооборотом созданных ими страховых пулов, осуществляют распределение риска и убытков между чле­нами пула, контролируют денежные расчеты.

Таким образом, правильный выбор страхового брокера имеет важное значение для управления риском посредством страхова­ния. Анализ предложения на рынке брокерских фирм должен концентрироваться на опыте работы, размерах и местоположении фирмы, услугах, которые она предоставляет, наличии квалифи­цированных специалистов, дополнительного или специализиро­ванного сервиса.

Брокерские конторы могут быть ранжированы по следующим критериям:

• наличие лицензии;

• размер брокерской конторы, штат специалистов;

• сфера деятельности;

• техническая оснащенность;

• соответствие предлагаемых услуг нуждам предприятия;

• преимущества перед конкурентами;

• эффективность работы;

• качество экспертизы;

• стоимость услуг.

Кроме страховых брокеров, аналогичные услуги по подбору партнеров и выбору схем страхования могут предоставлять и кон­салтинговые фирмы, а также независимые консультанты.

Основанием для пересмотра программы страхования явля­ется накопившийся опыт и информация по состоявшимся убыткам в течение отчетного периода. В процессе анализа программы стра­хования производится переоценка текущих страховых договоров, сопоставление уровня страховых премий с общей суммой предъ­явленных претензий и выплат страхового возмещения. Отчет о ре­зультатах анализа программы страхования должен содержать следующие разделы:

1. Информация о затратах на уплату страховых премий с указа­нием застрахованных объектов, пределов страхового покрытия, региона или местонахождения, структурного подразделения пред­приятия, страховщика или страховщиков с указанием пределов покрытия для каждого из них, комиссионного вознаграждения брокеру (если имеется).

2. Данные о состоявшихся убытках с разбивкой по видам убыт­ка.

3. Сведения о выплатах страхового возмещения с указанием вида убытка и доли возмещения в общем объеме убытков.

Разделы 2 и 3 в отчете о результатах анализа должны также со­держать разбивку по объектам, местоположению, размерам стра­хового покрытия и страховщикам.

Анализ программы страхования позволяет судить об эффек­тивности ее использования для управления риском на предпри­ятии. По результатам анализа риск-менеджер делает выводы о пересмотре общей стратегии и принятых к использованию методов страхования. Пересмотр программы полезно осуществлять раз в два-три года.

 

Глава 9

САМОСТРАХОВАНИЕ

Самострахование — метод управления риском, предусматри­вающий создание предприятием собственных резервов для ком­пенсации убытков при непредвиденных ситуациях. Внутренний резервный фонд носит название фонда риска.

Самострахование становится необходимым в следующих слу­чаях:

• очевидна экономическая выгода от его использования по срав­нению с другими методами управления риском;

• невозможно обеспечить требуемое снижение или покрытие рисков предприятия в рамках других методов управления рис­ком.

Первая ситуация может реализоваться тогда, когда в результате анализа страхового рынка выясняется, что размер премии, которую необходимо уплатить за страхование рисков, является чрезмерно большим. Проведение же предупредительных мероприятий дает малый эффект при больших затратах.

Вторая ситуация может возникнуть, если риски предприятия являются очень крупными и покрыть их полностью в рамках от­дельной страховой компании или даже пула компаний не пред­ставляется возможным. Вообще говоря, большинство страховых покрытий являются неполными, и финансовая компенсация редко соответствует всем произошедшим убыткам.

9.1. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА РИСКА

Организация может сформировать свой собственный фонд риска несколькими способами — внутренним и внешним.

Создание внутреннего фонда риска может происходить на краткосрочной основе либо как средство распределить убытки на более длительный период. В первом случае временном периодом обычно является финансовый год, и фонд формируется из средств, предусмотренных в бюджете предприятия на эксплуатационные расходы. Такой способ подходит для небольших и сравнительно частых убытков. Во втором случае фонд формируется как особая расходная статья в годовом бюджете организации и накапливается в течение нескольких лет.

Внешний фонд риска — это механизм обхода налоговых про­блем, которые существуют для внутреннего фонда. Фонд риска формируется как особый счет, ведущийся в дружественной стра­ховой компании, которая накапливает денежные средства таким же образом, как и в случае внутреннего фонда. Вклады в него де­лаются периодически в виде страховых премий. Размещение вкла­дов в страховых компаниях удобно тем, что они работают в условиях льготного налогового режима, и накопление фонда про­исходит быстрее. Организации также имеют некоторые льготы по порядку налогообложения при уплате страховых взносов, которые, возможно, в будущем будут расширены.

Отличие такого способа формирования фонда от обычного страхования заключается в том, что страховщик будет оплачивать убытки организации по ее требованию и только в объеме накоп­ленных в страховой компании средств.

Важнейшим условием для эффективного использования само­страхования как метода защиты от рисков является адекватное оп­ределение размера фонда риска — он должен соответствовать возможностям предприятия и его потребностям. Малый размер фонда риска приведет к тому, что его будет недостаточно для ком­пенсации убытков. Но если средства, имеющиеся в фонде риска, совсем не использовать в сфере производственной деятельности предприятия, то это приведет к уменьшению прибыли.

Как правило, формирование внутреннего фонда риска проис­ходит постепенно, и он достигает планируемой величины в тече­ние нескольких лет. Всегда существует опасность, что его средства будут исчерпаны до того, как он достигнет планируемой величи­ны. Чтобы принять правильное решение о размере фонда риска, организация должна учесть следующие моменты:

• приемлемый для себя уровень сохранения риска;

• размеры фонда, достаточные для обеспечения компенсаций по­терь от сохраненного риска;

• временной масштаб накопления и функционирования фонда риска.

Если не принимать во внимание временной фактор (который будет тем ощутимее, чем ниже финансовые возможности предпри­ятия), то оптимальным размером для фонда риска будет его вели­чина, равная максимально приемлемому размеру ущерба для сохраненных рисков предприятия. Данное понятие и методы его определения рассматривались в главе 6, поэтому упомянем только, что максимально приемлемый ущерб может быть рассчитан либо на основе максимальных годовых значений ущерба, либо как еди­новременный ущерб, который теоретически может иметь место за весь период работы предприятия.

 

9.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ САМОСТРАХОВАНИЯ

 

Преимущества самострахования можно подразделить на две группы: экономические и управленческие.

Экономические преимущества состоят в следующем:

• экономия на страховых премиях, позволяющая снизить затраты и увеличить прибыль;

• получение дополнительного дохода на капитал при отказе от уплаты страховых премий за счет инвестирования сохраненных средств;

• экономия за счет более тщательного анализа прошлых убытков. Экономия, которую можно получить при отказе от уплаты

страховых премий, не так уж мала. Особенно ощутима такая выго­да при страховании небольших, но частых убытков, которые дос­таточно хорошо прогнозируемы за разумный промежуток времени. Страхование в этом случае превращается в обмен деньгами между сторонами, за исключением того, что страхователь дополнительно финансирует расходы на ведение дела и прибыль страховщика, которые могут составлять более 50% суммы страховой премии.

С точки зрения эффективности менеджмента самострахова­ние также обладает определенными преимуществами. Они связаны с увеличением гибкости управления риском, сохранением контро­ля над денежными средствами и большим контролем за качеством дополнительного сервиса.

К недостаткам самострахования следует отнести дополни­тельные организационные затраты, недооценку уровня возможного риска, воздействие инфляции на фонд риска.

При сохранении риска и самостраховании организация должна быть готова нести расходы на создание дополнительных внутрен­них служб ведения регистрационных записей, дел по искам, сбора и анализа данных по прошлым убыткам. Эти работы могут быть организованы не только внутри предприятия в рамках отдела по управлению риском, но и поручены независимым исполнителям. В любом случае экономия на страховых премиях должна быть со­поставима е затратами на такие работы.

При планировании фонда самострахования всегда есть угроза, что его будет недостаточно для компенсации убытков. Это может произойти либо по причине недооценки существующего уровня риска, либо из-за постепенного характера его накопления. Макси­мальные убытки могут наступить на предприятии до того, как фонд достигнет запланированных размеров. Воздействие инфля­ции приводит к тому, что эффективный размер фонда риска уменьшается.

 

 

9.3. КЭПТИВНЫЕ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ

 

Учреждение кэптивной страховой компании является одним из вариантов создания фонда самострахования предприятия. Анг­лийское слово «кэптив» (captive), означающее «зависимый от чего- либо», довольно точно передает основную особенность кэптивных компаний, которая заключается в их полной юридической и реаль­ной зависимости от учредителя. Аналогом этого понятия в россий­ской экономике является термин «дочерняя компания».

Кэптивная страховая компания (КСК) — дочерняя по отно­шению к организации (или группе организаций), не являющейся страховой компанией, и ее первоочередная функция заключается в обслуживании страховых интересов родительской организации и ее филиалов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...