Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация транспортировки изделий на участке




Организация транспортировки изделий на участке имеет целью ликвидацию тяжелых и трудоемких работ и сокра­щение продолжительности производственного цикла. Выбор транспорт­ных средств зависит от характера обрабатываемых на участке загото­вок; массы и габаритов заготовок или размера транспортной партии, типа производства, конструкции здания.

Передача заготовок из пролета в пролет и с одного станка на другой может быть выполнена следующими способами:

Электрическими тележками или автокарами с подъемными платформами (вилами), а также подъемными кранами грузоподъемностью 0,75; 1; 1,5; 3; 5 т, имеющими скорость 6…15 км/ч.

Монорельсом с электроталью, который может быть прямым, кольцевым и с переводными стрелками. Грузоподъемность злектротали 0, 25...5 т.

Желобами, лотками, склизами для передвижения изделий между рабочими местами самотеком под действием силы тяжести.

Роликовыми, ленточными, пластинчатыми, тележечными и под­весными конвейерами. Конвейеры могут иметь ширину ленты 200... 600 мм и скорость 6...30 м/мин.

Мостовыми кранами, если научастках изготовляются тяжелые детали. Грузоподъемность мостовых кранов 5, 10, 15 и 20 т. В целях наиболее целесообразного использования кранов слесарно-сборочные участки следует располагать в том же пролете, что и участки для механической обработки тяжелых заготовок.

Подвесными и поворотными кран-балками (стрелами) с ручны­ми и электрическими талями грузоподъемностью 1...3 т.

Поворотные краны устанавливаются на колоннах, разделяющих пролеты, или на специально предназначенных для них колоннах; вылет крана должен допускать возможность обслуживания двух соседних станков. Для горизонтального передвижения грузов массой до 1 т применяют малые консольные краны грузоподъемностью до 250...1000 кг, которые пе­ремещаются вдоль стены цеха или вдоль одной линии колонн.

Промышленными роботами (манипуляторами), применяемыми для установа, съема и передачи заготовки из одной зоны обработки в другую или складирования.

После выбора вида транспортирующих устройств и определения интенсивности грузопотока нужно подсчитать количество и места расположения транспортных средств на плане участка. При массовом производстве и поточной организации производственного процесса необходимо также рассчитать скорость движения конвейера, соответ­ствующую такту выпуска, длину конвейерной линии, общую длину и ширину конвейера.

При обработке малогабаритных заготовок передача их по опера­циям производится не поштучно, а небольшими, так называемыми тран­спортными партиями.

Скорость движения конвейера (м/мин) равна

(5.29)

где l - шаг конвейера, м; tв - такт выпуска, мин.

Длина конвейера L определяется как произведение шага конвейе­ра 1 на количество рабочих мест z на всей поточной линии при их одностороннем расположении:

L = l × zp (5.30)

Общая длина конвейера L определяется по формуле:

L = l × zp + 2 l (5.31)

где l - расстояние от крайних осей рабочих мест до наружных габаритов барабанов натяжных станций, м.

 

Для механического участка, где образуется много стружки, необходимо предусмотреть способ удаления ее от станков.

Витая (сливная) стружка для удобства ее транспортирования должна быть предварительно измельчена. Наиболее эффективным спо­собом предотвращения образования сливной стружки является приме­нение на станках инструментов со специальными подточками, стружколомами, экранами и т.п.

Для удаления стружки из рабочей зоны многие современные станки имеют специальные устройства шнекового, скребкового или инер­ционного типа, которые перемещают стружку в короб (бачок) или в люк, расположенные с тыльной стороны стайка.

Дальнейшая транспортировка коробов со стружкой от станков к общецеховым местам сбора производится с помощью электротележек, подвесным транспортом на монорельсах и мостовых кранов. Наиболее целесообразно транспортировать стружку непосредственно от станка к участку ее переработки и брикетирования системой шнековых и скребковых транспортеров или конвейеров, расположенных под полом цеха вдоль линии станков.

При оформлении планировок используют обозначения, приведенные в таблице 5.3.

При размещении оборудования в соответствии с выбранным вариантом необходимо обеспечить установленные нормами расстояния между оборудованием при различных вариантах их размещение, а также ширину проезда. Указанные нормы для схем, приведенных на рисунке 5.23, даны в таблице 5.4.

Нормы зависят от габаритных размеров оборудования и устанавливают расстояния от крайних положений движущихся частей станка, открывающихся дверей установленных отдельно стоек и шкафов систем управления. При размещении рядом двух станков различных габаритных размеров расстояния следует выбирать по наибольшему из них. Стружкоуборочные каналы, располагаемые вдоль проезда, должны находиться за его пределами. Ширину магистральных проездов, по которым осуществляют межцеховые перевозки, принимают равной 4500... 5500 мм. Ширина цеховых проездов зависит от ви­да напольного транспорта и габаритных размеров перемещаемых грузов.

 

Таблица 5.3 – Условные обозначения, применяемые на планировках

Наименование Условное обозначение Наименование Условное обозначение
Капитальная стенка Пульт управления
Окно Кран мостовой
Сплошная перегородка
Перегородка из стеклоблоков
Барьер Стеллаж многоярусный однорядный
Ворота распашные Кран-штабелер автоматизированный
Ворота откатные Кран консольный поворотный с электросталью
Колонный железобетонные и металлические Каретка-оператор с автоматическим адресованием грузов
Канал для транспортирования стружки Тележка рельсовая
Автоматическая линия и технологическое оборудование Конвейер подвесной цепной
Место рабочего Промышленный робот
Многостаночное обслуживание одним рабочим Конвейер роликовый (рольганг)
Контрольный пункт Подвод сжатого воздуха (цифра указывает давление в сети)
Место складирования заготовок и изделий Точка подвода электро-кабеля к оборудованию

 

 

Для всех видов напольного электротранс­порта ширина проезда А составляет, мм:

А = Б + 1400 при одностороннем движении, А = +1600 при двухсто­роннем движении и А = Б + 1400 для робокар при одно­стороннем движении, где Б - ширина груза, мм. Ширину пешеходных проходов принимают равной 1400 мм.

Примеры планировочных решений станочных линий с различными способами межоперационной передачи заго­товок приведены на рисунке 5.24. Во всех этих схемах шири­на пешеходных проходов А2 = 1400 мм, ширина переда­точных столов и стеллажного оборудования В = 670 мм, расстояние между ними Г = 900 мм. Расстояние между станком и консольной секцией приемно-передаточного стола Д = 400 мм, а ширина рабочей зоны между стан­ком и столами Е = 1070 мм. Ширину механизированных межоперационных транспортных средств К и расстояние между ними Ж принимают в соответствии с размерами изготавливаемых деталей.

 

Рисунок 5.23 – Схемы расстановки станков  

Таблица 5.4 - Нормы расстояний станков от проезда, между станками, а также от станков до стен и колонн здания

в миллиметрах

Расстояние (см. рисунок 5.23) Наибольший габаритный размер станка в плане
до 1800 до 4000 до 8000
От проезда до:      
фронтальной стороны станка (а) 1600/1000 1600/1000 2000/1000
боковой стороны станка (б)     700/500
тыльной стороны станка (в)      
Между станками при расположении их:      
в "затылок" (г) 1700/1400 2600/1600 2600/1800
тыльными сторонами (д)      
боковыми сторонами (е)     1300/1200
фронтальными сторонами один к другому при обслуживании одним рабочим одного станка (ж) 2100/1900 2500/2300  
то же двух станков (з) 1700/1400 1700/1600 -
по кольцевой схеме (и) 2500/1400 2500/1600 -
то же (к)     -
От стен, колонн до:      
фронтальной стороны станка (л) 1600/1300 1600/1500 1600/1500
то же (л1)   1300/1500  
тыльной стороны станка (м)      
боковой стороны станка (н) 1200/900 1200/900 1200/900

Примечание. В знаменателе приведены нормы расстояний для цехов крупносерийного и массового типов производства, когда они отлича­ются от соответствующих норм для условий единичного, мелкосерийного и среднесерийного типов производства.

 



Рисунок 5.24 - Примеры планиро­вочных решений станочных линий с использованием раз­личных видов межоперацион­ного транспорта: а - с автоматизированной транспортно-складской системой для тары 400x600 мм; б- с напольной кареткой-оператором и приемно-передаточными столами; в - с ро­ликовым или пластинчатым кон­вейером; г, д - с подвесным кон­вейером или электроталью на мо­норельсе  
При проектировании организации рабочих мест решаются вопросы научной организации труда (НОТ), внешней и внутренней планировки рабочего места, создания необходимых условий для нормального хода производственного процесса и нормальных условий труда.  


Внешняя планировка рабочего места - это размещение основного оборудования, организационной оснастки, подъемно-транспортных средств, приспособлений, заготовок и готовых деталей. Внутренняя планировка рабочего места включает размещение в инструментальных шкафах и ящиках инструмента, приспособлений и предметов по уходу за оборудованием и поддержанию чистоты на рабочем месте.

Под рабочим местом понимается ограниченная зона производст­венной площади, предназначенная для выполнения операции одним рабочим (или бригадой) и оснащения необходимым материально-тех­ническими средствами труда: технологическим, вспомогательным и подъемно-транспортным оборудованием, технологической оснасткой и инструментом, организационной оснасткой (тумбочками, стеллажами, тарой и т.п.).

Необходимо расписать проект организации рабочего места для одной из предусмотренных на проектируемом участке профессий (то­каря, шлифовщика, заточника и т.д.).

Учитывая характер работы на данном рабочем месте и тип произ­водства, следует разработать следующие вопросы НОТ:

планировку и размещение рабочего места, оснащение рабочего места материально-техническими средствами (оборудованием, инстру­ментальным шкафом, стеллажом, тарой для заготовок и готовой про­дукции и т.д.), расположение материалов и механизмов;

комплектование рабочего шкафа;

выбор системы обслуживания рабочего места технической документацией, материалами, инструментами;

механизацию отдельных приемов работы, применение транс­портных устройств;

разработку мероприятий и устройств по охране труда, ги­гиене и технике безопасности.

Планировка рабочего места должна предусматривать правильное размещение органов управления станком, предметов и средств труда как по горизонтали, так и по вертикали.

Оптимальные расстояния до органов управления станком при работе токаря среднего роста при­ведены на рисунке 5.25.

Рисунок 5.25

 

При планировке рабочего места многостаночника большое значе­ние имеет правильное расположение станков, создание наиболее ко­роткого маршрута рабочего в процессе обслуживания станков и осна­щения его приспособлениями и устройствами, ускоряющими и облегчаю­щими работу. Особенно продуманно и тщательно необходимо организо­вать рабочее место на поточных линиях.

В проекте необходимо расписать оснащение и оборудование рабоче­го места; размещение приспособлений и инструментов в пределах ра­бочей зоны; размещение заготовок и деталей и транспортировку их между станками (особое внимание необходимо обратить на конструк­цию тары, применяемой в механических цехах: счетной тары с гнез­дами-штырями, призмами и т.п., предохраняющей обработанные поверх­ности деталей от повреждения при транспортировке); использование местных грузоподъемных средств при обработке тяжелых изделий; обеспечение на рабочем месте безопасности труда, чистоты и поряд­ка; способы удаления стружки из рабочей зоны станка? окраску по­мещения и оборудования, освещенность рабочего места.

На рабочем месте должен находиться комплект технологической оснастки:

режущий инструмент (резцы, центровочные сверла, зенковки и др.);

измерительный инструмент (штангенциркуль, микрометр, радиусные и резьбовые шаблоны и др.);

вспомогательный инструмент (патроны, переходные втулки, центры, хомутики, молотки, масленки, щетка-сметка, крючок для стружки, защитные очки и др.).

Рабочий должен иметь также чертеж обрабатываемой детали, технологическую карту и принятую на данном заводе учетную доку­ментацию.

Кроме рациональной планировки рабочего места большое влия­ние на максимальное уплотнение рабочего времени и создание ус­ловий для спокойной работы в течение смены имеет правильно ор­ганизованное обслуживание рабочего места заготовками, инстру­ментом, приспособлениями, технической документацией; обеспече­ние текущего ремонта и надзора за оборудованием; уборка рабочего места.

Система обслуживания рабочего места станочника разрабатыва­ется применительно к каждому типу производства (таблица 5.5), и нужно расписать способ обслуживания рабочего места различными службами.

Показателем, характеризующим рациональную организацию рабо­чего места и хорошее использование производственной площади про­ектируемого участка, является удельная площадь, т.е. отношение общей площади участка, занятой станками, местами для складирова­ния обрабатываемых деталей и проходами к принятому числу станков на участке.

Удельная площадь при правильной планировке должна быть равна (м):

для мелких станков - 10...12;

для средних станков - 15...35;

для крупных станков - 30...45.

Очень плотное размещение станков создает неблагоприятные условия для работы. С другой стороны, чрезмерно свободное разме­щение приводит к нерациональному, неэкономичному использованию производственной площади участка.

 

Таблица 5.5 - Способы обслуживания рабочего места станочника

 

Ответственный за обслуживание Функции обслуживания Тип производства
серийное и крупно­серийное производство единичное и мелкосерийное производство
Производствен­но-диспетчер­ский отдел Обеспечение тех­нической докумен­тацией, заготовками, транспортом На основании комплек­сной технологии и производственно-диспетчерских графиков На основании сменного зада­ния и графика работы
Мастер Выдача задания и систематический инструктаж рабочего На основании произ­водственно-диспет­черских графиков То же
Инструмен­тально-разда­точная кладо­вая Обеспечение чер­тежами, инстру­ментом, приспо­соблениями Доставкой на рабочее место в соответствии с комплексной техно­логией и графиком принудительной сме­ны инструмента В соответствии со сменным за­данием
Наладчик Обеспечение на­ладки оборудова­ния и оснастки На основании произ­водственно-диспет­черских графиков и графиков принуди­тельной смены инструмента На основании сменных графи­ков и по мере надобности
Ремонтно-энергетическая служба Обеспечение ре­монта и межре­монтного обслуживания техно­логического и энергетического оборудования На основании годовых, квартальных и месячных графиков планово-преду­предительного ремонта (ППР) по за­ранее разработанным маршрутам меж­ремонтного обслуживания; по вызо­вам в аварийных случаях
Отдел тех­нического контроля Обеспечение контроля каче­ства обработки деталей По всем изделиям Выборочно в течение смены по графику ОТК

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...