Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.3.1. Акцент на единстве измерений




6. 3. 1. Акцент на единстве измерений

 

Единство измерений. Для того чтобы подчеркнуть единство измерений, мы предлагаем другую схему, в которой устраняется (близкая к платоновскому пониманию) независимость прежде всего третьего измерения от двух других (по Франклу: «зияние» или пропасть между духом и психофизикой) и которая лучше отражает наше сегодняшнее понимание человека (рис. 27). Несмотря на единство всех трех измерений, являющееся сущностной чертой человека, мы говорим о различной «феноменологизации» (то есть о различных способах проявления и влияния) каждого измерения.

 

Рис. 27. Димензиональность человека, представленная как наложение трех пересекающихся плоских областей, символизирующих человеческое бытие

 

 

6. 3. 2. Образы, помогающие лучше понять антропологию

 

Для первого приближения к антропологии и лучшего понимания ее содержаний может оказаться полезным знакомство с некоторыми образами‑ аналогиями, отражающими определенные антропологические аспекты.

 

Пример 1. Образ виолончели

Тело = резонирующий корпус виолончели и ее гриф.

Психика = струны, которые благодаря телу (корпусу) приобретают свое витальное напряжение (драйв) и более или менее согласованы (со‑ настроены) в отношении друг друга.

Дух = смычок в руках музыканта.

Смысл = партитура или задание для музыканта.

В рамках этого образа различные патологии можно изобразить так:

Страх = когда гриф шатается.

Депрессия = когда резонансные отверстия заклеены: отсутствует эхо, позитивные эмоции сразу же затихают.

Истерия = когда струны чересчур напряжены.

Зависимость = когда в музыкальном произведении (жизненном пути) определяющую роль играют чужеродные ритмы и мелодии.

 

Пример 2. Образ свечи

Тело = воск.

Психика = фитиль.

Дух = пламя. Дух может «гореть» благодаря воску тела. Он непостижим, не является чем‑ то вещественным, он есть чистая энергия, энергетизация воздуха.

Смысл = свет/тепло как эффект от реализации экзистенции.

 

6. 4. Антропологические измерения в зеркале фундаментальных мотиваций [88]

 

Дальнейшее развитие антропологии. Далее будет проведено сравнение димензиональной картины человека и персонально‑ экзистенциальных фундаментальных мотиваций, а также намечены подходы для обсуждения дальнейших путей развития антропологии. Мотивацией для такого изложения служит стремление интегрировать в картину человека некоторую специфику возникающую при экзистенциальном способе его рассмотрения. Здесь мы хотели бы обратить внимание на два важнейших для экзистенциального понимания человека фактора: его связи с миром и его потенциальную способность принимать решения.

 

Связанность человека с миром и его способность к принятию решений интегрируются в картину человека.

 

Экзистенциально‑ аналитический взгляд требует от антропологии:

1) учета неустранимой связи человека с миром («бытия‑ в‑ мире») в каждом отдельном измерении;

2) динамики воплощения в действительность (элемента «действенности») в рамках «единства человека».

 

 

6. 4. 1. Динамика, происходящая из интеграции измерений

 

Взаимодействие измерений. При взгляде на франкловский способ изображения измерений возникает впечатление, что они в значительной мере независимы друг от друга, а их взаимодействие отступает на второй план. Если же мы хотим отобразить также и аспект взаимодействия, то для этого лучше подходит модель треугольника (рис. 28).

 

Рис. 28. Благодаря взаимодействию трех сторон и их расположению рядом друг с другом возникает плоскость как выражение целостности и символ завершенности

 

Иерархия измерений. Когда измерения изображаются расположенными друг к другу в перпендикулярных плоскостях, то возникает впечатление, что между ними существует иерархия. При интегративном взгляде на передний план выходит то, что измерения расположены в одной плоскости, – лучше всего это изображается с помощью треугольника (рис. 29).

 

Рис. 29. Предметный мир/окружающая среда, мир встреч, мир отношений с другими находятся в одной плоскости

 

Иерархия при осуществлении экзистенции. Иерархия есть не среди измерений – она появляется при реализации экзистенции. Франкл (Frankl, 1959, 665) однажды предложил включить экзистенциальную реализацию в антропологическую модель (рис. 30).

 

Рис. 30. Изображение димензиональной антропологии в сочетании с экзистенциальной реализацией; СТ – самотрансценденция

 

И как следствие такого экзистенциального понимания речь могла бы идти о четвертом измерении. Вместо использования графики измерений (стрелок) осуществление жизни могло бы принять вид пирамиды, на основании которой (на основании трех конститутивных областей человеческого бытия) покоится осуществление экзистенции (рис. 31).

 

Осуществление жизни как четвертое измерение

 

Рис. 31. Схема для акцентирования экзистенциальной реализации в контексте антропологических данностей

 

Обмен с миром. При взгляде на картину человека, представленную в виде трех измерений, возникает впечатление изолированности этих измерений, каждое из которых как бы существует само по себе, а не состоит в постоянном и неизбежном обмене с миром (хотя они, конечно, указывают на мир). Введение полюсов, между которыми находится каждое измерение, отражает нашу попытку отобразить на схеме задачи и содержания, конститутивные для человеческого бытия. Далее мы попытаемся состыковать с антропологией целостное представление об экзистенциальности человеческого бытия.

 

Введение полюсов позволило показать, что человек находится в диалогическом обмене с миром.

 

Включение соотнесения с миром и динамики в димензиональную модель. Поскольку концепция персонально‑ экзистенциальных мотиваций проистекает из идеи соотнесения человека с миром и каждая из ФМ представляет собой диалог между Person с ее специфическими способностями и определенным сущностным для экзистенции аспектом бытия‑ в‑ мире, то на схеме это отображается следующим образом (рис. 32).

 

Рис. 32. Три измерения изображают открытость человека. Существует открытость вовне, вовнутрь, а также открытость «поверх всего», по отношению к более широким взаимосвязям

 

Четвертое измерение является потенциальным. Телесность[89], эмоциональность и интимность гарантированы человеку в его соотнесении с миром как условие экзистенции, как то, что делает ее возможной. Однако откликнется ли он на запросы и предложения, идущие от ситуации, вступит ли в диалог, экзистенциально реализует ли он себя в ней через действия – эти вопросы всегда остаются открытыми. Поэтому четвертое измерение является потенциальным. Оно осуществляется и проживается не в любой момент и не в любой ситуации.

Четвертое измерение может быть направленным на различные содержания: на внешнюю ситуацию (на «долженствующее быть» в мире) или на внутренние предпосылки воли. Каждое из четырех измерений экзистенции может в определенных обстоятельствах становиться «долженствующим быть» (Gesollte) и представлять собой экзистенциальную задачу. Поэтому в наше сегодняшнее понимание экзистенции входит «обеспечение» взаимодействия с окружающим миром и миром других людей в здесь‑ бытии, бережное отношение к чувствам, поддержание отношений с самим собой, работа над своей аутентичностью, а также самоотдача по отношению к задачам и ценностным предложениям, идущим от мира.

Критерий экзистенции. В таком контексте осуществления экзистенции проясняется также критерий экзистенции. Важнейший критерий экзистенции – живет ли человек так, что в основе его действий лежит решимость (ответственность). Критерием экзистенции не является объект, к которому обращается человек. Франкл (Frankl, 1975, 10; 1946а, 160) считал, что основу экзистенции составляет «самотрансценденция» человека, его способность с самоотдачей посвящать себя тому, что не является им самим.

 

Важнейшим критерием экзистенции является решимость.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...