Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.4.2. Опросник «Цели в жизни» (Purpose in Life Test)




7. 4. 2. Опросник «Цели в жизни» (Purpose in Life Test)

 

Разработка теста. Опросник «Цели в жизни» – это старейший, признанный самим Франклом тест для изучения экзистенциального вакуума. Немецкоязычная версия американского теста была получена благодаря адаптации Бекера (Becker, 1985), в ходе которой из опросника были исключены шесть вопросов вследствие их недостаточной различительной силы (см. Lä ngle, Orgler, Kundi, 2000, 12). Тест прошел стандартизацию на выборке, превышающей 1000 испытуемых, и показал свою независимость от таких факторов, как возраст, пол, воспитание и уровень интеллекта. Он показал относительно константную ковариантность по отношению к депрессии, которую он также достаточно эффективно может измерять.

Структура теста. Тест состоит всего из 20 вопросов – о том, как они были созданы, авторы ничего не сообщают. Вопросы направлены на определение настроения (11 пунктов), жизненных целей и общей осмысленности жизни.

 

 

Резюме

 

• В своих исследованиях экзистенцанализ пользуется как качественными подходами (например, феноменологическим анализом, изучением отдельных случаев), так и количественными тестовыми методами.

• Три наиболее важных психометрических теста, основывающихся на концептах экзистенцанализа и используемых в актуальных исследованиях, это «Шкала экзистенции», «Тест экзистенциальных мотиваций» и «Тест экзистенциального качества жизни».

• Другие тесты, предназначенные для изучения смысла, но имеющие сегодня лишь историческое значение, это логотест и опросник «Цели в жизни».

 

 

Глава 8

Введение в учение о мотивации

 

О чем вы узнаете из этой главы

Через мотивацию мы получаем доступ к человеку, поэтому учение о мотивации – это основной ключ к пониманию человека и его потенциала.

В учении о мотивации рассматриваются те силы, которые приводят человека в движение и придают направленность его активности.

В экзистенцанализе мы различаем психологическую и духовную мотивацию, психодинамику и ноодинамику. Если «слепая к ценностям» психодинамическая (психологическая) мотивация направлена только на поддержание жизни и снятие напряжения, духовная мотивация направлена на ценности и служит формированию жизни. То, как понимается мотивация в различных психотерапевтических направлениях, позволяет составить представление об имеющейся в том или ином подходе картине человека.

В экзистенциальном анализе считается, что человек, по сути, всегда к чему‑ то мотивирован.

 

Учебные цели

После прочтения этой главы вам нужно знать и понимать:

• какое определение дается мотивации в экзистенциальном анализе;

• что общего между психологической и духовной мотивацией и что отличает их друг от друга;

• что мотивация всегда связана с персональными ценностями, поэтому через нее открывается доступ к человеку к его глубинным мотивам;

• какова роль влечений и ценностей в учении о мотивации.

 

Что движет человеком? Что такое мотивация? Из каких сил складывается мотивационная сила? Какие концепции мотивации есть в различных психотерапевтических школах? Все эти важные вопросы теории мотивации рассмотрены в настоящей главе (это должно способствовать лучшему пониманию данного центрального для психотерапии концепта).

 

8. 1. Определение и прояснение понятий: что такое мотивация?

 

Мотивация и мотив. Слово «мотивация» производно от латинского movere, означающего «двигать», и является однокоренным со словом «мотор». Мотивация – это то, что приводит нас в движение. Другими словами, мотивация – это такой внутренний процесс, который вызывается «чем‑ то движущим». Такую «позитивно или негативно нагруженную цель» (стимул) мы называем мотивом.

Определение. Мотивации можно дать следующее определение:

 

Мотивация – это совокупность сил, приводящих в движение человеческое поведение и устанавливающих его направление.

 

Пояснение. Следует дополнительно пояснить отдельные понятия из этого определения:

1) «силы»: мотивация – это сила;

2) «совокупность сил»: говоря о совокупности сил, мы подразумеваем, что существуют различные силы, берущие начало в одушевленном теле (Leib), психике, духе, социуме и мире;

3) «действие этих сил»: особенность действия этих сил состоит в том, что они нечто приводят в движение, а именно поведение. Только в таком случае речь идет о мотивации (а не когда, например, определенные силы вызывают головную боль или запускают физиологический рефлекс);

4) «направление движения»: силы придают движению устойчивое направление;

5) «поведение»: мотивация необходима для поведения, а реакции запускает стимуляция, а не мотивация. Поведение предполагает принятие решения, то есть наличие воли. Отсюда следует, что цель мотивации состоит в том, чтобы привести в движение волю.

 

Мотивация – это движущая сила + направленность движения на определенную цель.

 

Психологическое описание. В психологии мотивация понимается как движущая сила и направленность движения на определенную цель[92].

Доступ к человеку. Таким образом, в учении о мотивации речь идет о взаимопроникновении внутренних движущих сил и внешних поводов (стимулов, оснований для действий). Мотивация открывает нам доступ к человеку. Через нее мы можем повлиять на человека и понять его.

Отсутствие мотивации/демотивация. Отсутствие мотивации/демотивация – это всего лишь изменение актуальной мотивации по сравнению с имевшейся прежде. Например, страх может демотивирующим образом подействовать на процесс учения: вместо того чтобы учиться, человек начинает делать что‑ то другое.

При более внимательном рассмотрении обнаруживается следующее:

 

По сути, человек всегда к чему‑ то мотивирован, даже если он ничего не делает, ведь он всегда вовлечен в какой‑ то процесс: он всегда что‑ то делает или чему‑ то позволяет происходить и по этому поводу всегда принимает решение[93].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...