Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.4. Концепции мотивации в разных психотерапевтических школах




8. 4. Концепции мотивации в разных психотерапевтических школах

 

 

Понимание мотивации в разных психотерапевтических направлениях

 

Выше было сказано, что мотивация представляет собой совокупность сил, определяющих человеческое поведение, и что в учении о мотивации речь должна идти о том, каким образом взаимодействуют друг с другом внутренняя затронутость и внешние поводы (мотивы). Результатом такого взаимодействия является мотивационный фактор как ощущаемое напряжение между актуальным состоянием и намеченной целью. Поскольку на представлениях о мотивации в каждом психотерапевтическом направлении сказывается присущий ему специфический подход к человеку, анализ различных предположений о мотивационных факторах позволяет увидеть стоящую за ними картину человека. Такой анализ в упрощенном виде представлен в табл. 12.

 

Мотивационный фактор – это ощущаемое напряжение между актуальным состоянием и намеченной целью.

 

 

Таблица 12. Анализ мотивационных факторов различных психотерапевтических направлений

 

Четыре силы, лежащие в основе мотивации. Сегодня в экзистенцанализе считается, что в основе мотивации лежит не одна сила, от которой производно все остальное (как, например, смысл у Франкла или либидо у Фрейда). Мотивация устроена сложнее, в ней переплетается много сил. В экзистенцанализе видят четыре силы, лежащие в основе мотивации. Граве (Grawe 1998) также считает, что такое стремление свести мотивацию к одной (почему только к одной? ) силе ведет к редукционистским взглядам на человека.

 

Мотивация понимается сегодня как комплексная сила

 

 

Резюме

 

• Мотивация – это совокупность всех сил, приводящих в движение человеческое поведение и стабилизирующих его направленность. Через мотивацию мы получаем доступ к человеку. По сути, человек всегда к чему‑ то мотивирован, даже если он ничего не делает, ведь он всегда вовлечен в какой‑ то процесс.

• Все мотивы можно разделить на две большие группы: психологические и персонально‑ экзистенциальные (духовные). Динамика определяется тем, какие мотивы преобладают.

• Психодинамика приводит к тому, что человек ощущает себя подталкиваемым, она слепа по отношению к собственной ценности вещи и другого человека. Она служит поддержанию жизни.

• Экзистенциальная динамика (ноодинамика) связана с направленностью на ценности, основана на принятии решений, на персональности, центрирует человека и служит формированию жизни.

 

 

Глава 9

Консультанты и психотерапевты как профессиональные помощники

 

О чем вы узнаете из этой главы

В психотерапии и консультировании профессиональная помощь оказывается по всем четырем фундаментальным измерениям экзистенции, если там возникают проблемы, с которыми клиент в настоящее время не может справиться самостоятельно.

Что является для человека проблемой, можно определить лишь с использованием субъективных критериев. Содержание профессиональной помощи определяется с опорой на четыре фундаментальные мотивации.

Чтобы понять, является помощь настоящей или нет, нужно смотреть прежде всего на интенцию: если помощь оказывается исходя из собственных интересов помогающего (или у него присутствует внутреннее принуждение помогать), то это злоупотребление, сопровождающееся негативными последствиями для клиента. Злоупотребляющая помощь может приводить к ослаблению клиента, ухудшению имеющихся у него отношений, ослаблению потенциала его развития и к зависимости.

Поэтому профессиональный профиль консультанта и психотерапевта включает в себя не только знания, но прежде всего его личные качества и способности.

 

Учебные цели

После прочтения этой главы вам необходимо знать и понимать:

• что такое проблема;

• что представляет собой профессиональная помощь и что для нее необходимо;

• что такое злоупотребляющая помощь и каковы ее последствия;

• каков в общих чертах профиль требований к профессиональному помощнику.

 

 

9. 1. Что такое проблема?

 

Прояснение понятия. Слово «проблема» происходит из греческого то τ ό π ρ ό β λ η μ α и означает нечто, что судьба или обстоятельства «бросают человеку под ноги» и что, естественно, затрудняет его движение или обо что он может споткнуться и причинить себе боль. Слово «проблема», таким образом, тесно связано с жизнью.

 

Проблема – это нечто такое, что «брошено человеку под ноги» и затрудняет его движение.

 

Критерии. Чтобы установить, что для человека является проблемой, важно знать, каковы его способности (что он может) и каково направление его движения. Поэтому для распознавания проблемы важно знание субъективных критериев. Это означает, что только сам человек может сказать, является ли что‑ то для него проблемой и в каком отношении (в каком «направлении движения») она себя как таковая проявляет.

 

Есть субъективные критерии, по которым можно судить, переживает ли человек нечто как проблему.

 

Другими феноменами, сопровождающими проблему, выступают неприятные эмоции, возникающие, когда что‑ то препятствует ходу жизни, а также напряжение, связанное с необходимостью решать проблему.

Часто человек осознает, что у него есть проблема, лишь тогда, когда она либо повторяется, либо является особенно болезненной, либо требует особого подхода для своего разрешения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...