Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная речь учителя физической культуры




В речи учителя физической культуры выделенные выше особен­ности педагогической речи приобретают некоторую специфику, ко­торая связана с его деятельностью в рамках учебно-тренировочного занятия (Э.А.Здановская, М.Р.Савова):

1. Связь с речедвигательной координацией, под которой понима­ют умение одновременно показывать и объяснять физические упраж­нения, не нарушая ни качества его исполнения, ни плавности, ни выразительности речи.

2. Побуждение к действию. При этом действенность слов трене­ра зависит от многих факторов: от глубины знаний в области теории физического воспитания, педагогики, от его начитанности, интел­лектуальности, высокой культуры речи и общей культуры.

3. Лаконичность речи учителя на уроке физической культуры свя­зана с дефицитом времени, которое отводится на объяснение, т.к. большую часть времени на уроке занимает двигательная деятель­ность. Речь учителя должна быть лаконичной и четкой. Данные качества достигаются умелым использованием гимнастической терминологии в процессе проведения учебно-тренировочного за­нятия. Например, команда «Равняйсь!», которая состоит из одно­го слова, обозначает, что дети, стоящие в строю, должны выпря­миться, расставить плечи, опустить руки «по швам», пятки поста­вить вместе, носки развести, повернуть голову в сторону направля­ющего, выравняться по носкам на одной линии. При этом коман­ды должны быть однозначными, т.е. обозначать какое-нибудь одно действие.

4. Важность наличия четкости в речи учителя физической куль­туры обусловлена и акустическими особенностями помещений, в которых проводятся учебно-тренировочные занятия (спортивный зал, бассейн, спортивная площадка).

5. Доступность речи учителя прежде всего проявляется в исполь­зовании терминов, команд, которые понятны и легко воспринима­ются учащимися той или иной возрастной группы.

6. Активное использование невербальных средств обусловлено тес ной связью речи учителя физической культуры с двигательной деятельностью. Лаконичность речи при объяснении выполнения двигательных действий, упражнений требует дополнения речи жестами Жесты используются и при проведении подвижных и спортивных игр. Невербальными средствами являются и особенности голоса владение которыми учителю физической культуры необходимо для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона.

Таким образом, специфика речи учителя физической культуры связана, прежде всего, с особенностями гимнастической термино­логии и правилами ее использования. Более существенные отличия речи учителя физической культуры связаны с его речевым поведе­нием, которое подразумевает эффективную реализацию вербальных средств речи при помощи умелого использования акустических (ка­честв голоса), кинетических и проксемических (мимики, жестов, организации пространства общения) средств речи.

4. 2. Коммуникативный круг

Общение может быть деловым, воспитательным, диагностичес­ким, интимно-личностным.

Педагогическое общение в литературе рассматривается многи­ми авторами. Дадим наиболее точное и лаконичное определение это­му понятию:

«Педагогическое общение — это взаимодействие педагога и уча­щихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности» (З.С.Смелкова).

Культура педагогического общения складывается на основе очень многих условий, которым должен следовать учитель и тренер. Ряд та­ких условий просто необходим, чтобы общение вообще состоялось.

Процесс общения можно изобразить в виде графической модели. Эта графическая модель позволяет увидеть, какие «шаги» должны быть предприняты, чтобы коммуникативный круг замкнулся (рис. 2).

Однако, чтобы контакт состоялся и осуществилось взаимопони­мание, необходимо учесть возможные промахи на каждом шаге кру­га. В коммуникативном процессе взаимопонимание зависит от того, насколько педагоги и воспитанники правильно воспринимают дей­ствительность, оценивают друг друга, умеют выразить это в речи.

 

Модель показывает, что в коммуникативном процессе, прежде всего, необходим шаг «действительность — сознание педагога». Что понимается в данном случае под «действительностью»? Это, в пер­вую очередь, понимание ситуации и познание личности воспитуемого (возрастных особенностей, темперамента, характера, самооцен­ки и т.д.). На первом шаге могут возникнуть помехи в результате пло­хого видения и понимания действительности. Если проявление школьником настойчивости расценивается педагогом как упрямство, а проявление инициативы — как нарушение дисциплины, то учи­тель сам будет препятствовать развитию волевых качеств школьни­ков и едва ли сможет подобрать адекватные методы воздействия.

На втором шаге большую роль играют личностные особенности самого педагога. Одни учителя склонны в большей мере опираться на физические черты (внешний вид), другие - на психологические характеристики (поведение). От этого во многом зависит приписы­вание объекту общения тех или иных характеристик.

На третьем этапе могут появиться помехи в результате недоста­точного знания тонкостей методов педагогического воздействия. Неадекватный подбор методов приводит к педагогическим ошибкам и конфликтам.

На четвертом этапе коммуникативные умения реализуются через речь. Правильный отбор языковых средств, логичное построение и изложение высказывания, умение ориентировать речь на собеседни­ка помогает педагогу эффективно решать текущие коммуникативные задачи. Естественно, что в реализации речевых способностей важную роль играет общая эрудиция и культура учителя.

Наконец, на пятом этапе коммуникативного круга воспитуемых соотносит свое представление и понимание действительности с той информацией, которую он получил от педагога. При резком расхождении личных представлений и устремлений воспитуемых с трактовкой педагога может формироваться негативное отношение к действи­тельности, что, конечно, затрудняет взаимопонимание в учебно-вос­питательном процессе.

Общение в педагогическом процессе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психо­логическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их образования, воспитания и разви­тия. Каковы особенности общения при решении каждой из них?

При решении образовательных задач общение позволяет обес­печивать реальный психологический контакт с учащимися; форми­ровать положительную мотивацию обучения: создавать психологи­ческую обстановку коллективного, познавательного поиска и совме­стных раздумий.

При решении воспитательных задач с помощью общения нала­живаются взаимоотношения, психологические контакты между пе­дагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется познавательная направленность лично­сти, преодолеваются психологические барьеры, формируются меж­личностные отношения в ученическом коллективе.

При решении развивающих задач через общение создаются пси­хологические ситуации, стимулирующие самообразование и само­воспитание личности:

- преодолеваются социально-психологические факторы, сдержи­вающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.);

- создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;

- осуществляется социально-психологическая коррекция в раз­витии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т.п.).

Наиболее распространенная ошибка, которую допускают начи­нающие учителя — неумение организовать общение целостно. На­пример, концентрируя внимание на передаче учебной информации, педагог не всегда задумывается над другими функциями общения. В результате и конспект составлен, и наглядные материалы подобраны, и учитель хорошо владеет материалом, а урок «не клеится», нет контакта с классом, точнее, нет целостного процесса педагогичес­кого общения. Реализуется лишь информационно-коммуникативная функция общения, не подкрепляясь взаимоотношенческим компо­нентом. Для обеспечения оптимальных взаимоотношений с учащи­мися необходимо управлять инициативой в общении. Если он умеет это делать, то влияние будет более эффективным.

4. 3. Типичные ошибки восприятия ученика учителем

Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или, наоборот, обращение к партнёру.

Традиционно в общении выделяют три компонента: перцептив­ный, коммуникативный, информационный. Первый, один из наи­более сложных, — перцептивный (от слова перцепция — восприятие). Речь идёт о восприятии человека человеком. Умение правильно вос­принимать другого еще до начала непосредственного контакта — дело весьма важное и непростое. Ошибки, возникающие на этом этапе общения, выступают первой причиной взаимонепонимания.

Директору школы привели ученика, нарушившего дисциплину. Директор разговаривает не с учеником, а с нарушителем дисципли­ ны, т.е. с образом ученика, который он создал в своём сознании. Фак­тически же он разговаривает сам с собой. Безусловно, он хочет ре­бенку добра, все его действия направлены на это. Но ученик отнюдь не воспринимает директора как добрейшего человека. Напротив, в его сознании возникает, как правило, образ вредного, злого против­ника, в соответствии с этим он себя и ведет. Директор же не сознает этого и воспринимает поведение ребенка как свидетельство пороч­ности и неисправимости.

По сути дела, перед нами два самостоятельных монолога, кото­рые превратятся в диалог лишь при условии, если образ, созданный в сознании каждого из собеседников, будет соответствовать реаль­ности.

На межличностное восприятие оказывают влияние эффекты. Ю.Синягин дает им достаточно подробную характеристику.

Эффект ореола

Вы обращали внимание, что награждают и поощряют, как прави­ло, одних и тех же людей? А не забыли ли вы студенческую поговорку:

«Два года студент работает на зачетку, а три года — зачетка на студента. Это — следствие одного и того же эффекта межличностного восприятия, который получил название «Эффект ореола». Суть его в том, ^ созданный в нашем сознании образ другого человека весьма устойчив В результате этого эффекта мы не склонны замечать изменения в других людях. На самом же деле, человек все время меняется.

Если руководитель воспринял кого-то как хорошего работника это мнение сохранится даже тогда, когда реальный человек переста­нет ему соответствовать.

У эффекта ореола можно выделить несколько следствий.

Следствие первое. Гораздо труднее быть руководителем в кол­лективе, в котором вы выросли (особенно если там есть люди, быв­шие вашими наставниками), чем в новом, незнакомом коллективе.

Следствие второе. Психологически сложно работать учителем в школе, которую вы закончили (в глазах учителей вы всегда будете оставаться учениками). Правда, не для всех это плохо. Тем, кто нуж­дается в опеке и покровительстве, такая ситуация даже выгодна.

Следствие третье. Для родителей их сыновья и дочери остаются детьми, даже дожив до седых волос.

Эффект предубеждения

С эффектом ореола тесно связан эффект предубеждения. В школу должен прийти новый учитель. Директор наводит справки и получает весьма негативную информацию. Можно с уверенностью сказать, что новому учителю заранее уготована незавидная участь. Если своим по­ведением он подтвердит полученную информацию, руководитель по­думает: «Спасибо, что хоть предупредили». Но даже если в его поведе­нии ничего подобного не обнаруживается, реакция директора оказы­вается однозначной: «Надо же, как умеет скрывать свою сущность».

Почему человек, совершивший преступление один раз, испы­тывает серьезные трудности во всей своей дальнейшей жизни? Преж­де всего, из-за эффекта предубеждения. Информация о том, что че­ловек вернулся из заключения, у многих людей порождает устойчи­вое ожидание повторного преступления, и тот, как правило, поступает в соответствии с ожиданиями окружающих. Нужно иметь сильную волю, чтобы не следовать этим ожиданиям. Правда, этот эф­фект может носить не только отрицательный характер. Так, в соот­ветствии с одним из определений, любовь — это способность уви­деть в человеке те качества, которых в нем нет, и тем самым их со­здать. И это тоже эффект предубеждения.

Эффект предубеждения можно объяснить с помощью теории когнитивного диссонанса. В соответствии с ней наши знания о мире должны согласоваться друг с другом, образуя консонас (консонас — р переводе с французского означает звучать в унисон, согласовывать­ся). Если же какие-либо знания приходят в противоречие с уже име­ющимися, это вызывает диссонанс, который человек стремится уст­ранить.

Вот какой пример привел однажды во время лекции один из слу­шателей. В школе ему очень нравилась физика, но новая учительница почему-то считала, что выше, чем на «тройку», его знания не тянут. Он всячески пытался изменить мнение о себе, но ничего не получа­ лось. Один раз он настолько хорошо выучил урок, что учительнице не к чему было придраться. Она долго задавала ему вопросы, он пра­вильно отвечал. Но в конце концов учительница сказала: «Все-таки больше «тройки» я не могу тебе поставить». Затем она произнесла потрясающую фразу: «Вот видишь, я была права, больше, чем на «тройку» ты не знаешь». Учительница еще раз убедила в собствен­ ной правоте, чтобы не испытать ощущения диссонанса, вызванного хорошим ответом.

В приведенных примерах ошибки восприятия видны особенно наглядно. Обычно они менее заметны, но тем не менее их послед­ствия весьма ощутимы. Сошлемся еще на один пример. Американс­ кими психологами был проведён очень интересный эксперимент. В одном из классов они определили уровень умственного развития уча­щихся, в результате чего выявили детей, заметно опережающих сво­ их сверстников, а также отстающих в развитии. Но учителям, рабо­тающим в этом классе, психологи дали сознательно искаженную информацию: сообщили, что дети, получившие по итогам обследо­вания низкий результат, являются наиболее умственно развитыми, и наоборот. Через год психологи повторили обследование и получи­ ли ошеломляющий результат. Уровень умственного развития детей точно соответствовал той информации, которая была сообщена пе­дагогам: у тех, кто обнаруживал высокий уровень, он стал низким, дети же, первоначально отстававшие в умственном развитии, обо­гнали своих одноклассников. Результаты этого эксперимента не тре­буют особых комментариев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...