Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды педагогической компетентности




Изменения и преобразования в любой сфере человеческой дея­тельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и создателя. Совокупность личностных характе­ристик человека, необходимых для успешного выполнения педаго­гической деятельности, определяется понятием «профессиональная компетентность», которое отражает единство теоретической и прак­тической готовности педагога. А.К.Маркова выделяет несколько ви­дов профессиональной компетентности, наличие которых указыва­ет на зрелость человека в профессиональной деятельности:

- специальная компетентность — владение собственно профес­сиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, спо­собность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность — владение умением вести совмес­тную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также нести социальную ответственность за результаты своего труда;

- личностная компетентность — владение способами личностно­го самовыражения и саморазвития, средствами противостояния

. профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность — владение способами само­реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорга­низации и самореабилитации.

В педагогической деятельности недопустимо наличие узкоспеци­альной компетентности, профессионализм преподавателя определя­ется сочетанием всех видов профессиональной компетентности.

А.А.Деркач отмечает виды профессиональной компетентности педагога как стороны профессионализма. При этом каждый вид про­фессиональной педагогической компетентности складывается из профессиональных педагогических знаний и умений, профессио­нальных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, кучащимся, коллегам, к себе), профессионально важ­ных качеств личности.

Первая сторона профессионализма педагога — компетентность педагогической деятельности — включает в себя: * 1 Знания о сущности труда учителя, о психологических и о возра­стных особенностях учащихся, о содержании школьных программ и др. 2. Педагогические умения:

- умение изучать педагогическую ситуацию и ставить адекватные педагогические задачи;

_ умение отбирать, группировать и обновлять учебный материал;

- умение изучать учащихся (их память, мышление, внимание и др., состояние обученное™ и воспитанности), прогнозировать их «зону ближайшего развития»;

- умение отбирать и комбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, адекватные способностям и возможно­стям учащихся;

- инновационные умения как поиск новых педагогических задач, способов (технологий);

- умение ставить проблемы и проводить исследование, экспери­ментировать и др.;

- профессионально-педагогическая направленность (предмет­ник, методист, диагност, мастер, новатор, исследователь, экс­периментатор и др.);

- профессионально важные качества личности;

- педагогическая эрудиция и осведомленность;

- педагогическое мышление (способность к анализу педагогичес­ких ситуаций и принятию решения с учетом особенностей уча­щихся);

- педагогическая интуиция (быстрое одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения развития ситу­ации без развернутого осознанного анализа);

- педагогическая импровизация (нахождение неожиданного пе­дагогического решения и его воплощение);

- педагогическая наблюдательность, зоркость (понимание сущ­ности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам);

- педагогический оптимизм (подход кучащимся с оптимистичес­кой гипотезой, с верой в их возможности);

" педагогическое прогнозирование (умение предвосхищать по­ведение учащихся, предусматривать их и свои затруднения).

Вторая сторона профессионализма педагога — компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность) — содержит'

1. Знания о задачах и средствах общения, о педагогической этике

2. Педагогические умения: умение ставить широкий спектр задач и гибко их перестраивать в ходе общения; умение учитывать позицию других участников общения; терпимость к непохожести другого чело­века; умение преимущественного использования организующих воз­действий по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими; использование демократического стиля и открытой позиции в обще­нии; умение изучать и оценивать опыт коллег, участвовать в педаго­гическом сотрудничестве и др.

3. Профессионально-педагогические позиции: гуманист, «пси­хотерапевт», актер, участник и субъект педагогического сотрудниче­ства.

*

4. Профессионально важные качества личности:

- педагогическая эмпатия, сопереживание;

- педагогический такт (как разумная мера в выборе воздействий на учащихся с учетом условий и возможностей участников об­щения);

- педагогическая чувствительность;

- эмоциональная саморегуляция и др.

Третья сторона профессионализма педагога — личностно-инди-видуальная компетентность, которую образуют:

1. Знания о психологии личности.

2. Педагогические умения:

- умение изучать и развивать личность учащихся;

- умение изучать и развивать свои личностные качества, пони­мать и сохранять нравственные ценности в труде педагога;

- умение строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального саморазвития; умение изучать, хрономет­рировать процесс своего труда;

- умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, особен­ности своего индивидуального стиля; умение поддерживать ра­ботоспособность и др.

- профессиональные и педагогические позиции: самодиагности­ка, осознанная индивидуальность.

3. Профессионально важные качества:

- целеполагание (способность планировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся; строить планы собственного профессионального развития);

- педагогическая рефлексия (обращенность сознания педагога на самого себя, педагогическое самосознание);

- педагогические способности понимать другого человека и воз­действовать на него.

Л М.Митина в общей структуре педагогической компетентное-выделяет конфликтную компетентность, которая рассматривается как «уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовывать эти стра­тегии в конкретной жизненной ситуации» (Хасан Б.И., 1996, с. 65).

Основная цель работы в области практической конфликтологии — дать учителю возможность сформировать конструктивное отноше­ние к конфликтам, снизить страх перед их возникновением, овла­деть способами анализа и разрешения типичных их проявлений. Бо­лее того, следует создать условия для того, чтобы педагог смог ис­пользовать конфликты в целях обучения, воспитания и управления, иногда даже специально провоцируя для этого возникновение кон­фликтных ситуаций.

Еще одним частным видом педагогической компетентности яв­ляется, по мнению Л.М.Митиной, компетентность учителя в облас­ти здоровья, т.к. обусловливает сохранение и укрепление профессио­нального здоровья учителя, психического и физического здоровья учащихся.

Психологическим условием развития педагогической компетен­тности является осознание учителем необходимости повышения сво­ей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной орга­низации общения как основы развития и обучения в школе.

Итак, педагогическая компетентность требует от учителя осмыс­ления широкого спектра педагогических, психологических, соци­альных, физиологических (здоровье), культурных и других проблем, сопряженных с образованием.

Динамика развития педагогической компетентности определя­ется сменой репродуктивного уровня выполнения действий и опе­раций творческим; гармонизацией и усложнением деятельностных, коммуникативных и мотивационных компонентов педагогической компетентности.

Педагогическое мастерство

Основой профессионализма и профессиональной компетентно­сти преподавателя обычно считают педагогическую умелость — владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагоги­ческого процесса. Более высокой ступенью профессионализма яв­ляется педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как комплекс специальных умений и навыков, позволяющих препо­давателю эффективно управлять учебно-воспитательной дея­тельностью студентов.

Сущность и содержание педагогического мастерства наиболее полно отражается в следующем определении: педагогическое мастерство — это комплекс личностных качеств педагога, его профессиональ­ные знания и умения, обеспечивающие высокий уровень профессио­нальной деятельности. Личностные качества педагога, его професси­ональные знания и умения проявляются в профессиональной деятельности интегрально, в методических технологиях обучения, воспитания и развития учащихся. Очевидная логичность сделанного определения позволяет к основным элементам структуры педагоги­ческого мастерства отнести следующие: личностные качества педаго­га, профессиональные знания и методические технологии (рис. 1).

Ведущее место в сложном синтезе свойств, определяющих пе­дагогическое мастерство преподавателя, принадлежит личностному компоненту как единству его мотивационно-ценностной составля­ющей (профессионально-педагогической направленности) и инди­видуально-психологических особенностей (общих и профессиональ­но-педагогических способностей). Существует достаточно обшир­ный перечень тех личностных качеств, которыми, по мнению разных исследователей, должен обладать преподаватель-мастер. Целостность личности предполагает ее структурное единство, наличие тех систем­ных свойств, которые объединяют все другие и являются основани­ем ее целостности. В структуре личности преподавателя такая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, которая, по мнению В.А.Сластенина, образует каркас, скрепляющий и объединяющий все основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Основой профессионально-педагогической направленности личности преподавателя выступает система ее ценностных отноше­ний к педагогической деятельности, закрепленная в профессиональ­но-ценностных ориентациях. Наличие у личности общественно и про­фессионально значимых ценностных ориентации обеспечивает доб­росовестное отношение к делу, побуждает к поиску, творчеству и в какой-то мере компенсирует недостаточно развитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации может стать причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства.

Выполняя прогностическую, проектировочную функцию, про­фессионально-ценностные ориентации позволяют преподавателю выстроить модель своей деятельности, которая становится ориенти­ром в его саморазвитии и самосовершенствовании.

Успешность деятельности преподавателя обусловливается так­же индивидуально-психологическими предпосылками формирова­ния педагогического мастерства, к числу которых относятся, прежде всего, общие и педагогические способности.

Способности — такие индивидуально-психологические особен­ности личности, которые являются важнейшим условием успешно­го выполнения определенного вида деятельности.

Они обнаруживаются и проявляются в быстроте, глубине и проч­ности овладения приемами и способами данной деятельности. Со­вокупность необходимых педагогу способностей включает как об­щие, требующиеся для выполнения любой деятельности, так и спе­циальные, обеспечивающие именно педагогическую деятельность. При этом сами специальные способности, являясь относительно са­мостоятельными образованиями, представляют собой составную часть общей одаренности и ею же в значительной степени определя­ются. Надо помнить также, что способности не являются чем-то врожденным, они развиваются на основе задатков в процессе опре­деленной деятельности.

Общие способности определяются прежде всего психофизиоло­гическим развитием личности: ее темпераментом, характером, ин­теллектом. По мнению В.А.Якунина, интеллект является наиболее важным фактором, определяющим успешность педагогической дея­тельности. Проведенное им исследование свидетельствует о том, что уровневые показатели интеллекта у учителей-мастеров значительно превышают аналогичные показатели у педагогов-немастеров.

Интеллект играет решающую роль в осуществлении практичес­ки всех видов деятельности педагога (прогностической, проектиро­вочной и конструктивной, рефлексивной и познавательной).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...