Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «педагогическая техника»




В секретах успеха учителей-мастеров обнаруживается отточен­ность приемов педагогического воздействия, искусная постановка и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизации учащихся на интенсивную познавательную деятельность, умению ставить воп­росы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблю­дения, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением.

Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому что Знает, что у вас в душе, а потому что видит вас, слушает вас», — гово­ рил А.С.Макаренко.

Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Мастерство педагога — в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности.

Педагогическая наука отводит педагогической технике служеб­ную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства Но нельзя бросаться и в другую крайность. Не пренебрежение тех­никой, а овладение ею превращает педагогическую технику в тон­кий инструмент решения важных педагогических задач, стоящих перед учителем.

В понятие «педагогическая техника» принято включать следую­щие группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управ­лять своим поведением. Владение своим организмом (мимика, пан­томимика); управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); со­циально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники, связанная с умением воздействовать на личность и коллектив, раскрывает тех­нологическую сторону процесса воспитания и обучения. Дидакти­ческие, организаторские, конструктивные, коммуникативные уме­ния, технологические приемы предъявления требований, управление педагогическим общением, организация коллективных творческих дел составляют основу данной группы компонентов.

Знаете ли вы, как выглядит ваше лицо в минуту радости, гнева, разочарования, удивления, скуки, огорчения? Это совсем не мелочи! Умение говорить правильно и выразительно, умение жестом, мими­кой, взглядом выразить свои чувства и отношение, умение управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны в значитель­ной мере определяет успешность педагогического общения.

Если учитель владеет педагогической техникой, то сумеет наи­более полно раскрыть, выразить все богатство своей личности в той мере, конечно, в какой он этим богатством обладает. Если же педа­гог не владеет этими умениями, то даже то хорошее и ценное, что есть в учителе, будет скрыто от учеников, он не способен ни увлечь интересным делом, ни воздействовать личным примером.

п Внешний вид педагога

Что же видят и слышат чаще всего учащиеся? Гораздо чаще, w нам хотелось бы думать: внешний облик учителя, тренера, который не всегда удовлетворяет самый непритязательный вкус; плохую осанку, некрасивую походку, невыразительный взгляд, нелепые жесты, плохую дикцию, монотонность, однообразие интонаций, то глухой и еле слышный, то громкий и пронзительный голос

Первое, что воспринимает ученик, спортсмен — это информа­ция, идущая от внешнего вида и манеры поведения учителя, трене­ра, т.е. «имиджа» педагога. Имидж в переводе с английского означа­ет «образ», который включает: одежду, мимику, походку, осанку, жесты, манеры, голос человека. Имидж — это визуальная привлека­тельность личности, без которой не достичь крупных успехов в лю­бой деятельности, тем более педагогической.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества педагога переоцениваются или недооцениваются воспитанниками. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и переоценивать многие его личностные характеристики.

Внешний вид учителя, безусловно, создает рабочее или нерабо­чее настроение на уроке, облегчает или затрудняет общение с ребя­тами, способствует или препятствует взаимопониманию. Костюм учителя воспринимается школьниками и как показатель уважитель­ного или пренебрежительного отношения к ним. Учащимся импо­нирует, если они чувствуют, что учитель и внешне готовился к встрече с ними. Ребят возмущает небрежность туалета, ибо они склоны рас­ценивать это как проявление неуважительного отношения к себе. «Костюм учителя должен быть и скромным, и красивым, чтобы учи­тель был не центром обозрения, а центром внимания», — заявил нам °Дин из девятиклассников.

И прическа, и костюм, и украшения в одежде учителя всегда Должны быть подчинены решению педагогической задачи — эф­фективному воздействию на формирование личности воспитан­ника. Имея право на украшение в одежде, на косметику, учи­тель во всем должен соблюдать чувство меры и понимание остановки.

 

Мимика

Мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, состояние движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем сло­ва. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настрое­ние, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чув­ства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нуж­но показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, спо­собствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Лицо, как и весь внешний облик, выражает уве­ренность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение — десятки вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные де­тали мимики — брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые — сосредоточенность, неподвижные — спокойствие и рав­нодушие, находящиеся в движении — восторг.

Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем про­изнесенные слова. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые глаза — зеркало пустой души» (К.С.Станиславский). Учителю следует вни­мательно изучить возможности своего лица, уметь пользоваться вы­разительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамично­сти лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также и безжиз­ненной статичности («каменное» лицо).

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуаль­ный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо созна­тельно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех уча­щихся. Глаза играют особую роль во внешности человека. Они пере' дают точные и открытые сигналы в зависимости от отношения к другому человеку и настроения в данный момент. Глаза мрачнющие, гневные, острые, сияющие. Глаза отражают внутреннее состояние и переживания человека. У них особое предназначение. Гамзатов говорит о глазах так:

Глаза у нас намного выше ног. В том смысл я вижу и особый знак. Мы все сотворены, чтоб каждый мог Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Взгляд — есть прямое общение, информация, которую можно прочесть. Взгляд как проявление негативных качеств человека: на­смешливости, злорадства, зависти, подозрительности, недружелю­бия, и как проявление доброты, теплоты и восторженности. Выра­зительность взгляда — отражение духовности человека.

Прочитайте стихотворение Н.Заболоцкого, возможно, оно зас­тавит вас задуматься о том, какое лицо избрать для себя.

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица — подобие жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие — как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Что бы вы хотели изменить в своем лице?

Эстетическая выразительность учителя сказывается и в собран­ности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте, в осанке и в походке. Учителю противопоказаны гримасничанье, су­етливость, неестественность жестов, вялость. Даже в том, как вы войдёте к детям, как посмотрите, как поздороваетесь, как отодвинете стул, как пройдете по залу — во всех этих «мелочах» сила вашего вли­яния на ребенка. Во всех ваших движениях, жестах, взгляде дети должны чувствовать сдержанную силу, очень большую уверенность в себе. Именно такой — спокойный, приветливый, уверенный — вы

наиболее выразительны как человек, именно такой вы наиболее сильный как воспитатель.

 

 

Пантомимика

Пантомимика — это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Посмотрим на учителя, вдохновенно объясняющего урок. Как органически слиты у него движения голо, вы, шеи, рук, всего корпуса!

Красивая, выразительная осанка учителя физической культуры выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, со­бранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетель­ствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять пе­ред строем учащихся на уроке. Все движения и позы должны при­влекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек. Не следует покачиваться взад-вперед, пе­реминаться с ноги на ногу, вертеть в руках посторонние предметы (свисток, ключи), почесывать голову, потирать нос, дергать себя за ухо, опираться о стену спортивного зала. Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.

Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они нежелательны, но встречаются часто. Гораздо важнее психологические жесты, выражаю­щие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее, от себя.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дис­танцию — это создает эффект доверия. Рекомендуются движения впе­ред и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значи­мость сообщения, помогает сосредоточить внимание класса. Отсту­пая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Техника речи

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тес­но связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 1/4-1/2 части учеб­ного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учи­теля.

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь и вызывает недоверие к учителю.

Некоторые считают, что и голос, и его тембр — только природный дар человека. Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса можно коренным образом улучшить. История также свидетельствует о разительных последствиях само­усовершенствования человека в данном направлении. Вероятно, все слышали о Демосфене и о том, как он, преодолев свои физические недостатки, стал выдающимся политическим оратором Древней Гре­ции. Таким же образом готовил себя к публичным выступлениям и двадцатилетний Владимир Маяковский, который, набирая в рот ка­мешки, произносил речи на берегу шумной реки Риони.

Сегодня разработана система упражнений по технике речи, ко­торая, опираясь, главным образом, на опыт театральной педагогики и представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова.

Дыхание

Дыхание выполняет физиологическую функцию — обеспечива­ет жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонацион­ным (от греческого phono — звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длитель­ное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное ды­хание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.

Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, Поверхностное дыхание, активно работают лишь верхушки легких.

Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малопол­езна, поэтому выдох недостаточно энергичен.

Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхатель­ных мышц, но очень незначительное).

Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

4.8. Голос

Среди учителей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но эти случаи нечасты. Да и хороший голос при от­сутствии специальной тренировки с годами деградирует, портится, изнашивается. И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным.

Что необходимо для голоса педагога? Прежде всего — это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппара­та. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

Важное условие слышимости голоса — полетность. Этим терми­ном специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость, что особенно важно для учи­теля физической культуры.

Существенное значение имеют гибкость, подвижность голоса, уме­ние легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Под­вижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота — тональный уровень голоса. Человеческий голос может сво­бодно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, хотя в обычной речи мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон — объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотоннос­ти. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр — окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков более высокой, чем в ос­новном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Голос является основным инструментом в деятельности педагога поэтому необходимо бережное к нему отношение. Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловленотем, что около50% рабочего времени педагог говорит, причем во время урока громче обычного. Повышение интенсивности голоса вязано с необходимостью перекрывать шум голосов класса, который в среднем составляет 55-72 децибела, а интенсивность здорово­го голоса находится в пределах 65-74 децибелов. Перенапряжение связано и с неумелым пользованием голосовым аппаратом. Часто это можно констатировать буквально с первых слов приветствия, про­изнесенных после выдоха на так называемом остаточном воздухе, когда речь строится без достаточной дыхательной опоры. Если вы­дох укорочен, учитель чаще дышит, вдыхает ртом неувлажненный и неочищенный воздух, который сушит и раздражает слизистую обо­лочку гортани и глотки, что ведет к хроническим катарам.

Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные усло­вия работы в школе. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При не­обходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконич­нее). Рекомендуем следующие полезные советы:

- монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем более выразительна речь, тем она здоровее; вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной;

- в холодные дни нельзя быстро ходить после голосовой работы, так как при интенсивных движениях дыхание учащается, ста­новится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути.

4-9. Дикция

Для учителя физической культуры четкость произношения — профессиональная необходимость, способствующая правильному Неприятию его речи. Дикция — это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Дикция зависит от слаженной и энергич­ной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки, нижнюю челюсть.

Недостатки произношения: картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи — следствие невнимания к речи ребенка дома и в школе. Частый дефект дикции — скороговорка, ког­да слова как бы наскакивают друг на друга. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих согласных из-за неподвижной верхней и вя­лой нижней губы.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработ­кой артикуляции — движения органов речи. Этому служит специ­альная артикуляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата и, во-вторых, упраж­нения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

Полезные советы по исправлению некоторых дефектов речи мож­но найти в пособии по выразительному чтению. Так, сюсюканье бы­вает, если человек очень сильно прижимает язык к внутренней сторо­не верхних зубов или кладет его на зубы. Для устранения надо учиться прятать язык за зубы. Звук «с» произносится при несжатых зубах: язык лежит внизу, едва касаясь нижних зубов. Полезны упражнения со спич­кой в зубах. Есть и несложные упражнения по ликвидации шепеляво­сти, картавости, вялости голоса, гнусавости. Естественно, быстро ис­чезнуть неправильные навыки, которые уже укоренились в речи, не смогут. Необходимо терпение и регулярная тренировка.

Ритмика

Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, сло­гов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя» (К.С.Станиславский).

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, со­держания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи русских составляет около 120 слов в минуту (англичан — от 120 Д° 150). Но, как показывают экспериментальные данные, в V-VI клас­сах учителю лучше говорить не более 60, а в X - 75 слов в минуту-Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. «Пустое слово сыплется как горох из решета, насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью» (К.С.Станиславский). Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь.

Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод — определение, пра­вило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише сле­дует говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логи­ческих пауз — речь безграмотна, без психологических — безжизнен­на. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют инто­нацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Академик И.П.Павлов называл скуку «сном с открытыми глазами». Речь учителя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и в отличие от обычной бесе­ды, быть контрастнее, выразительнее. Для развития интонационно­го богатства речи учителю могут помочь специальные упражнения.

Итак, после объективной оценки своих речевых данных надо приступить к регулярным занятиям: установить дыхание, отрабаты­вать дикцию, темпоритм, укреплять голосовые связки. Голос учите­ля должен быть ярким, сочным, звучным, четким, привлекать вни­мание, звать к мышлению, к действию, а не убаюкивать. Однако если деятельность педагога не одухотворена гражданскими чувствами, то, как бы блестяще он ни владел техникой, его поведение, речь будут ничем иным, как фальшью, мнимой приподнятостью.

4-11. Управление эмоциональным состоянием

Публичный характер общения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуве­ренности, страха, скованности. Деятельность под пристальным взгля­дом учителей, детей, родителей, т.е. действие «на виду», отражается стройности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии (ноги деревенеют, руки, как палки), психическом состоянии (страшно быть смешным, казаться неумелым). Всё это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.

Следует осмыслить полезные советы В.А.Сухомлинского о вое. питании душевного равновесия: не допускать прорастания угрюмости, преувеличения чужих пороков; обращаться к юмору; быть оптимистом, доброжелательным. Условия для развития этих качеств такие: глубокое осознание социальной роли своей профессии, развитое чувство долга, педагогическая зоркость, эмоциональная отзыв­чивость, а также стремление к самоанализу и адекватной самооцен­ке. Все эти приемы психофизической саморегуляции связаны с формированием направленности личности в целом, ее установок ценностных ориентации, так как без изменений в этой сфере все последующие приемы будут малоэффективны.

Контрольные вопросы ■

/. Назвать типичные ошибки в работе начинающего учителя.

2. Дать понятие педагогической техники.

3. Раскрыть значимость компонентов педагогической техники.

Тема 5. речь учителя

Внушающая сила слова

Ораторское искусство достигло высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае. Известно, что жре­цы были искусными ораторами. Однако Древняя Греция признается родиной красноречия, здесь начала складываться его теория. Рито­рика считалась даже «царицей искусств» — настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей.

К V веку до н.э., когда вполне сложилась культура ораторской речи, стало очевидным, что задача оратора троякая:

- разъяснить (что-то);

- побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более действию);

- доставлять слушателям удовольствие.

Причем «услаждение слушателей» свежей и смелой мыслью и благородными чувствами, например, добра и справедливости, граж­данского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора.

Греческие риторы мастерски владели правилами и формами ус­тной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Такие ораторы, как Георгий, Исей, Эсхил, Филократ и особенно Демосфен, умели внушить свои мысли и чувства массе людей, не­редко побуждая их к практическим действиям.

Все сказанное указывает на необходимость целенаправленного Развития ораторского искусства. Работа это сложная и многогран­ная. Еще Марк Туллий Цицерон отмечал: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень мно­гих знаний и страданий».

В России вопросам красноречия уделяли внимание М.Ломоносов, Н.Кошанский. М.Спиранский в «Правилах высшего красноре­чия» отмечает: «...красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет живое слово, особенно для педагога, чья обязанность понимать и воздействовать. Только человека природа одарила способностью говорить.

И дар этот естественен для нас, как воздух, потому-то мы часто о не совсем не думаем. Между тем слово, речь — это могущественная сила способная вознести человека к вершинам счастья и ввергнуть его пучину отчаяния, подарить ему радость и принести горе. Слово может поддержать, утешить, вселить уверенность, сделать приятное. Но оц0 может оскорбить, заронить подозрение, запятнать, ранить и убить. Учитывая это, В.А.Сухомлинский указывал, что «множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой имеет своим источником неумение учителя говорить с учениками»

Значение речевого общения для педагога очень велико и имеет теоретическое и практическое значение, т.к. раскрывает умение убе­дить, переубедить, умение научить правильной речи.

Внушающую силу слова ярко демонстрируют разные писатели и поэты в своих произведениях. <

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно пол­ки за собой повести» — отмечает Вадим Шевнер.

Бразильский писатель Фигейредо в своей басне «Эзоп» наибо­лее широко раскрывает все стороны речи человека:

«Древнегреческий философ Ксанф, угощая начальника стражи Афин Агнотоса, приказал своему рабу принести самое лучшее блю­до. Эзоп подал язык. На вопрос, почему Эзоп считает язык лучшим блюдом, он ответил:

. - Язык — это то, что нас объединяет, когда мы говорим. Без язы­ка мы не могли бы передать наши мысли. Язык — ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают и наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают и ут­верждают. Языком мы произносим священное слово «мать». Это язы­ком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить.

После этого философ приказал своему рабу принести с рынка самое худшее блюдо. И Эзоп снова принёс язык. И на вопрос Ксан-фа «Почему?». Эзоп ответил:

— Язык — это самое скверное, что есть в мире. Это источник всех интриг, начало всех дрязг и виновник всех споров. Прибегают к язы­ку бесталанные поэты, утомляющие нас на площади, и философы, не умеющие мыслить. Язык лжёт, скрытничает, сквернословит, вы­ражает трусость, клянчит, осыпает проклятиями, лебезит, уничто­жает, клевещет, предаёт, соблазняет, совращает. Языком мы гово­рим «умри», «каналья», «подлец». Языком мы говорим «нет». Вот почему нет ничего хуже языка!»

Внущающая сила слова должна использоваться и в педагогическом процессе, в частности, в воспитательных целях. Область знаний, К°М пая занимается изучением внушения в процессе обучения, на­зывается дидактогенией.

Особенности устной речи

Есть два способа выражения мыслей — устный и письменный. Они взаимосвязаны и, несомненно, помогают друг другу. Но вместе тем разве мы не наблюдаем иногда, как человек, умеющий писать дельно и правильным литературным языком, теряется при устном вы­ступлении, не может связно и вразумительно сказать несколько слов? И наоборот, немало есть людей, которые удачно выступают публич­но но оказываются беспомощными в попытках передать те же са­мые мысли в письменной форме.

Поскольку для учителя и тренера важнейшим элементом про­фессионального мастерства является устная речь, необходимо рас­смотреть некоторые особенности.

Устное слово — это, прежде всего, слово живое, выразительное. Устная речь отличается от письменной тем, что она обладает специ­фическим арсеналом средств для передачи мыслей и чувств. Слово в устной речи почти всегда в той или иной степени сопровождается интонацией, мимикой и жестикуляцией.

Монотонная речь, совершенно лишенная этих дополнительных средств выразительности, наблюдается очень редко, например, при чтении документов на суде, когда требуется абсолютная объективность изложения, отсутствие какой бы то ни было оценки материала.

Жесты, мимика, интонация выполняют очень важную функцию: через них говорящий по преимуществу передает свое отношение к предмету речи, через них иногда он сообщает слушателям то, что не поддается передаче одним только словом, то, что специалисты по сценическому искусству называют «подтекстом», или речевой инто­нацией.

Итак, первое отличие устной речи от письменной — это эмоцио­нальный подтекст, интонация. Интонация позволяет нам полней и ярче высказаться наряду со словом, помимо слова, иногда вопреки слову.

Интонацией управляют: тон, тембр, темп и течение речи.

«Тон делает музыку», — гласит французская поговорка. Иногда вся суть дела заключается в тоне, каким произносится фраза и даже вся речь.

В звучании речи обычно отражается внутреннее состояние говорящего в момент произнесения им речи. Обогащенная правдиво и естественной речевой интонацией, устная речь убеждает и увлекает сильней. Качественные оттенки устной речи безграничны: грустный, радостный, гордый, приниженный, презрительный, добрые злой, гневный, восторженный и т.д.

Общий тон ведения занятия предполагает эмоциональный па­фос, психологический настрой, проявляющийся в речевой вырази­тельности изложения материала, в удачной жестикуляции препода­вателя, отражающей состояние его внутренней активности.

Общий тон преподнесения учебного материала определяют од­новременно несколько факторов:

1. Каждому конкретному содержанию оптимально соответству­ет определенный тон. Наблюдаемые при этом недостатки:

- содержание материала имеет яркий, конкретно-образный ха­рактер, а тон изложения сухой, неэмоциональный, либо наобо­рот, абстрактно-теоретический материал предполагает спокой­ное течение мысли, преподаватель же излагает его в повышен­но-эмоциональных тонах. Школьники обычно чувствуют такие несоответствия, реагируют на них отрицательно.

2. Отношение самого преподавателя к содержанию учебного материала, его внутренняя позиция. Это может быть отношение проникновенности, безразличия, искренней заинтересованности и страстности, что обязательно придает изложению тот или иной то­нальный оттенок. Наблюдаемые недостатки:

- излагаемые факты или события объективно обусловливают их высокую положительную оценку, а отношение преподавателя к ним негативное. Следствием этого бывают «заниженный» тон изложения и ослабление контакта с классом.

3. Система приемов, умений, средств, которыми владеет препода­ватель для выражения создавшейся и собственной позиции (сюда от­носится, например, голосовая экспрессия). Наблюдаемые недостатки-

- слабый голос, не соответствующий содержанию, которое долж­но быть подано более сильно;

- речевая монотонность, тогда как содержание обусловливает необходимость различных голосовых интонаций;

- подчеркнутое™, выпуклость формы изложения, воспринимаемые школьниками как ложный пафос.

4. Личность преподавателя в целом, его характер, темперамент* совокупность идейно-нравственных форм, которые своеобразно окрашивают изложение, придавая ему уважительный, серьезный или, р^05орот, иронический тон. Наблюдаемые недостатки:

. преподавателю порой свойственны такие качества, которые обус­ловливают явно ошибочный «менторский» по отношению к клас­су тон. В таком случае реакция школьников почти всегда отрица­тельная и, следовательно, контакт неглубок и неустойчив. Тембр — индивидуальная звуковая окраска голоса. Голос — это платье нашей речи, а платье может быть к лицу и не к лицу, мало и узко или излишне длинно и широко, так и голос бывает нечетким, резким, горловым, неприятным. Тембр голоса — явление прирож­денное, но это не означает, что им нельзя управлять. Голос проходит определенную школу развития и формирования. К сожалению, для многих эта школа ограничивается подражанием в детские годы, а меж­ду тем, существуют специальные, очень простые и эффективные уп­ражнения для развития голоса (считывание звуков, произнесение ско­роговорок, чтение стихотворных строк с конкретным чередованием громкости и быстроты произнесения каждой отдельной строки).

Многим учителям трудно судить объективно об особенностях своего голоса. Так, приходится сталкиваться с педагогами, говоря­щими в классной комнате или спортивном зале настолько тихо, что учащиеся с большим трудом разбирают сказанное или вовсе ничего не слышат. В зале, где учащиеся не слышат слов преподавателя, воз­никает вопросительное переглядывание и недоуменный шум. Если на эти недостатки указать учителям, то выясняется, что они, как пра­вило, не осознают всей серьезности положения. И напрасно. Прове­рить уровень громкости своего голоса несложно. Достаточно спро­сить в строю школьников, все ли отчетливо слышат то, что говорит он. В отдельных случаях учитель непременно понижает голос, наде­ясь тем самым заставить учащихся слушать его внимательнее. Однако такой прием нежелателен, так как внимание учащихся должно быть сосредоточено на предмете объяснения, а не на голосе учителя. Иногда педагог ведет урок так, что его голос гремит на весь зал, что тоже очень утомительно. Существуют некоторые общие рекомендации: " во время произнесения речи поза учителя должна быть свобод­ной, не затрудняющей дыхания;

- в небольшой аудитории лучше стремиться к «домашней», есте­ственной интонации, «беречь тишину», усиливая голос только в необходимых случаях;

- в большой аудитории (спортивный зал) необходимо говорить громко, но также следить за тем, чтобы оставалась возможность для увеличения диапазона громкости. Не начинать сразу громко и вообще предельную силу своего голоса использовать в самых крайних случаях;

- выработать свой произносительный стиль, т.е. «петь своим голосом»;

- зная о недостатках своего голоса — повышенной громкости ил наоборот, слабости его, следует сознательно регулировать громкость, тренировать гибкость голоса, стремиться к снижении неприятного эффекта.

Эксперименты и специальные исследования показали, что процесс восприятия речи происходит не только через слуховой канал но и через наши произносительные органы. Когда мы воспринима­ем речь, то одновременно с говорящим как бы «микропроизносим» ее, вторим во внутренней речи или во внутреннем пении говоряще­му или поющему, производя мышечные сокращения, микродвиже­ния синхронно с тем, кого воспринимаем.

Психологами речи замечена интересная закономерность: если певец поет с н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...