Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Умственная деятельность происходит в каждый момент, независимо от её содержимого и типа




Итак, это все очень важные моменты, которые необходимо понять и помнить. Это непрестанное, от мгновения к мгновению, без какого-либо перерыва возникновение в сфере восприятия воспринимаемых, или когнитивных, объектов; их познание, осознавание, знание, восприятие, понимание – это вторая сторона этой медали, этого же процесса; и отсутствие при этом какого-либо отдельного, отличного ума-механизма или меня, «я».

 

И также очень важно понимать, что такова характеристика, такова природа, относительная природа любого когнитивного действия, любого когнитивного акта, в независимости от того, какое идёт познавание, каков этот когнитивный объект, какого он рода, неважно. И совершенно в независимости от того – это также истинно и это также такова природа любого когнитивного акта, – в независимости от того, какие вторичные ментальные функции сопутствуют, сосуществуют с этим основным когнитивным, познающим умом, будь то тревожащие эмоции, клеши, будь то какие-то благие эмоции, будь то наличие высокой концентрации или низкой концентрации, отвлечённости, – в независимости от этого природа остаётся таковой же – возникновение, восприятие и только лишь это. Необходимо помнить что то, на чём мы фокусируемся, пытаемся сконцентрироваться, это есть относительная, или условная, природа основного, главного ума, поэтому вторичные функции не будут никак влиять на него, – сознание глаза, сознание носа, уха, языка и так далее.

 

И, безусловно, нет нужды говорить, что относительная, или условная, природа основного ума и относительная, или условная, природа вторичных, сопутствующих ему ментальных функций, или факторов, также идентична. Безусловно, это просто некий пакет состояния ума, действующий, присутствующий в данный момент. Однако в практическом смысле постижение относительной, или условной, природы главного, или основного, ума для нас представляется более лёгким. Поскольку в случае с вторичными, или сопутствующими, «умами», или ментальными факторами, функциями, помимо основной своей характеристики, дефиниции, а именно возникновение объекта, его познание и «только лишь это», они обладают ещё дополнительными характеристиками, индивидуальными, поскольку они индивидуальные функции или факторы, как то характеристики любви или характеристики ненависти. И для нас будет сложнее работать с этим комплексом, нежели с простым комплексом дефиниций основного ума.

 

Взглянув на буддийский путь, если мы взглянем на буддийский путь, то мы обнаружим то, что первая и вторая благородные истины, а именно те страдания, которые мы испытываем в сансаре, и те их причины основные, которые наблюдаются, – омрачённые состояния ума, или клеши, по сути являются различными опытами, или переживаниями, и по сути являются состояниями ума – как страдания, так и клеши, это состояния ума – и по сути обладают единой, общей относительной природой сознания, ума, о которой мы сейчас говорим.

 

И если мы посмотрим на четвёртую благородную истину, истину пути, то мы также убедимся, что она является различными состояниями ума. Она состоит из различных состояний ума – всех тех благих качеств, всех тех постижений, достижений на пути, которые мы достигаем, обретаем, к которым мы стремимся, которые изничтожают первую и вторую благородные истины. И третья – полное пресечение, или истина пресечения, также случается, или происходит, на основе потока нашего ума. Где происходит пресечение? В потоке ума. Это означает, что ум является здесь ключевым моментом, как в отношении сансары, в первых двух, так и нирваны.

Очищение от всех негативных факторов, от которых мы стремимся избавиться, происходит в уме, собирание двух накоплений, сетей благой энергии – благого потенциала и знания – также происходит на основе ума, или в уме. Все действия наших тела и речи основываются на тех событиях, которые предшествуют им в нашем уме, происходят в нашем уме. И таким образом, мы понимаем, что эта медитация махамудры, медитация на относительной, условной и абсолютной, глубинной природах нашего ума, является чем-то весьма и весьма практичным, весьма прикладным. Не является некой чудной эзотерической моделью, не связанной с нашей жизнью, схемой, которая магическим, или чудесным, образом поможет нам сделать нас просветлёнными. Это работа с умом, а ум играет ключевую роль во всех этих аспектах, которые мы только что рассмотрели.

 

И также она весьма и весьма практична и применима в работе с нашими каждодневными проблемами. Что мы хотим, чего мы хотим добиться, так это невовлечённости в вот этот ежемоментный контент, содержание нашего концептуального мышления, нашего мыслетворчества. Также говорили вне зависимости от контента нашей мысли, вне зависимости от того, какие когнитивные объекты возникают в нашем сознании, вне зависимости от того, какие ментальные факторы сопутствуют основному уму, благие или неблагие, дефиниция, или определяющая характеристика, ума в любой момент, в любом состоянии одинакова. Это возникновение в нём объекта восприятия, постижение его каким-то образом, осознавание его и «только лишь это». Вне зависимости от содержания нашего когнитивного процесса, от его контента, это всё что там есть, это «не велико горе», или «не велико дело», что там происходит, «всего лишь» то, что там происходит.

 

Тот образ, или та метафора, которая используется в традиции карма-кагью при описании медитации махамудры, кажется мне весьма полезной и красочной, это метафора океана, волнующейся поверхности океана. Океан глубок и спокоен в своих глубинах, внутри, но на поверхности могут существовать какие-то волны и турбуленции. И эти волны являются как раз различными мыслями, омраченными или неомрачёнными состояниями сознания, которые проходят через наш ум, возникают в нём. Неважно, какова форма волны, какова высота волны, каков изгиб и так далее, всё это всё равно вода океана. И это не что иное, как вода океана. Она возникает из воды океана на поверхности океана и в нём же растворяется неминуемо. Как говорит молодой, ныне здравствующий Серконг Ринпоче: «Ничего особенного».

 

Ничего особенного, ничего особенного в любви, ничего особенного в ненависти, ничего особенного в страданиях, это лишь то, что происходит, – так мы это описываем. Нет причин, достойных причин возбуждаться сильно по этому поводу, переживать сильно по этому поводу, радоваться или негодовать. И по сути это то же учение в контексте изложения восьми мирских дхарм, или восьми мирских забот: когда нас хвалят, когда нас порицают, когда мы счастливы, когда мы несчастны, достаток, убыток и так далее, всё это «невелико горе» и «невелико счастье».

 

Очень важно хранить это осознавание в течение дня, ибо оно помогает нам относиться правильным образом ко всему происходящему вокруг. Какие-то тревожащие эмоции – ничего особенного; мы смотрим на стену, у нас в уме возникает голограмма этой стены, параллельно с ней существует какая-то тревожащая эмоция; это всё, что там есть, ничего особенного. То есть не попадать в ловушку, в зависимость от всего этого контента нашего ума – вот в чём ключевой момент. Понимайте, что всё это лишь восприятие некого когнтивного объекта, и не более того.

Если мы вселяемся в какую-то комнату в отеле, в гостинице, и у нас хороший вид из окна или у нас отвратительный вид из окна, если стены свежевыкрашенные, красивые обои, или они облупились и обои свисают – какая разница. Мы можем зацепиться за это и сильно переживать: «Отвратительный вид, облупленные стены», – и страдать по этому поводу. А можем сказать себе: «Это всего лишь объект восприятия, который возник в уме и познаётся, но это лишь это, не более того, нет никакого «я», нет ума, нет страдающего», – и относиться к этому спокойно и избежать всех этих неприятностей. Дурно пахнет – ну и что, ничего особенного. Не сильно переживать по этому поводу, не возбуждаться по этому поводу.

 

Это не означает того, что нам не следует предпринимать никаких действий по отношению к этой реальности. Если кто-то стучит снаружи молотком по какой-то металлической поверхности и производит сильный, резкий звук, то нет никакого повода раздражаться по этому поводу, переживать по этому поводу, злиться и страдать. Но, тем не менее, этот звук создаст помехи в записи и для тех людей, которые будут прослушивать эти записи, явится препятствием. Поэтому целесообразно предпринять какие-то шаги, действия по поводу устранения этого звука, например, попросить этого не делать или закрыть окно, но раздражаться совершенно не имеет смысла.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...