Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «умственное развитие»




 

«… важным успехом в вопросе о мышлении, или об умственном развитии человека вообще, мы обязаны трудам знаменитого английского мыслителя Герберта Спенсера. Благодаря его гипотезе о преемственности нервно-психического развитая из века в век и только благодаря ей открылась наконец для ума возможность решить с удовлетворительной ясностью вековой философский спор о развитии зрелого мышления из исходных детских форм, или, что то же, решить вопрос о развитии всего мышления из чувствования. Ему же мы обязаны установлением на основании очень обширных аналогий общего типа умственного развития человека и доказательством того, что путь эволюции мышления должен оставаться неизменным на всех ступенях развития мысли. […]

Так, в настоящее время признают собственно три главные категории отношений - сходство, сосуществование и последование - соответственно тому, что в мысли объекты являются только в трёх главных формах сопоставления: как члены родственных групп, или классификационных систем, как члены пространственных сочетаний и как члены преемственных рядов во времени.

Это обстоятельство во всяком случае указывает на то, что из всех органических основ мысли те, которые соответствуют актам сопоставления объектов мысли друг с другом, должны быть по существу наиболее однородными.

Четвёртый, столько же бесспорный факт, открываемый наблюдением, касается известной прогрессивной последовательности в ходе мышления у человека от детства к зрелости. Эту сторону называют очень метко и справедливо умственным развитием человека. По своему чисто внешнему характеру оно заключается в умножении числа мыслимых объектов, с вытекающим отсюда увеличением числа возможных сопоставлений между ними (хотя бы общие направления сопоставлений и оставались неизменными), и в так называемой идеализации или символизации объектов мышления.

Первый пункт очевиден. Для этого стоит только сравнить между собой по объектам узенькую сферу мышления ребенка с умственным содержанием взрослого. Увеличение числа возможных сопоставлений с умножением числа объектов тоже не требует разъяснений. Общий же смысл символизации определяется следующим.

В первую пору развития ребёнок мыслит только предметными индивидуальностями - данной елкой, данной собакой и т. п. Позднее он мыслит ёлкой как представителем известной породы деревьев, собакой вообще и пр. Здесь объект мысли уже удалился от своего первообраза, перестал быть умственным выражением индивидуума, превратившись в символ или знак для группы родственных предметов. С дальнейшим расширением сферы сравнения по сходству объектами мысли являются «растение», «животное» - группы несравненно более обширные, чем «ель» и «собака», но выражаемые по-прежнему единичным (хотя и другим) знаком. Понятно, что при таком движении мысли объекты её должны принимать всё более и более символический характер, удаляющий их от чувственных конкретов.

Но это ещё не единственный путь развития мысли. Другое направление его определяется дроблением конкретов на части или умственным выделением частей из целого. При этом каждая выделенная часть индивидуализируется, приобретает право на отдельное существование и получает определённый знак. Там, где умственное выделение части совместно с физическим дроблением, первое может и не иметь символического значения (когда говорится, например, о данной части, выделенной изданного индивидуального предмета), но как только этого условия не существует или если выделенная часть употребляется в смысле родового знака для группы соответствующих частей, значение её будет опять символическое; точно так же, если дробление заходит за чувственные пределы.

Третье направление развивающейся мысли определяется воссоединением разъединенных частей в группы в силу их сосуществования и последования. Насколько эта сочетательная деятельность ведет за собой образование символических продуктов, видно из нашей способности мыслить такими вещами, как час, день, год, столетие, песок, ландшафт, Европа, земной шар. Вселенная и пр.

Сумма всех подобных превращений, обязательная для всех сфер мышления, начиная с предметного, составляет то, что можно назвать вообще переработкой исходного чувственного или умственного материала в идейном направлении. Вот те коренные черты мыслительных актов, которые с давних пор открывал для исследователя анализ словесных образов мысли, при помощи сравнительно простых психологических наблюдений, - черты, которыми воспользовались столь различно сенсуалисты и идеалисты». [ 17. с. 212 и 215-217]

1.3 Понятие «умственное воспитание»

Умственное воспитание — целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных, творческих способностей, умений самообразования и др.). Как следует из данного определения, целями умственного воспитания являются формирование интеллектуальной культуры, развитие интеллектуального потенциала человека, формирование научного мировоззрения.

Умственное воспитание обычно связывается с накоплением в сознании личности прочного фонда научных знаний, с овладением учебно познавательными умениями и навыками и их совершенствованием, с проявлением сообразительности, гибкости мысли, хорошей памяти как при усвоении нового материала, так и при его применении в различных жизненных ситуациях.[1. С 99-100]

Интеллектуальная культура (культура мышления) — совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических знаний, умений и навыков, проявляющихся в интеллектуальной деятельности человека. От этой культуры зависят процессы социализации личности, ее творческие и профессиональные достижения. Интеллектуальная культура включает комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции, работать с источниками информации, оргтехникой, заниматься самообразованием и т.п. В структуру этого компонента базовой культуры личности входят общие и специальные учебные умения, а также такие интеллектуальные качества, как быстрота, гибкость, глубина, широта, логичность, ясность, активность, самостоятельность ума.

Задачи умственного воспитания:

· развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных, творческих способностей;

· формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, т.е. знаний мировоззренческого характера;

· формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;

· расширение опыта познавательной деятельности, развитие эрудиции и кругозора.

Умственное воспитание осуществляется в процессе предметного обучения, во внеурочной деятельности и общении учащихся, в процессе самообразования и самовоспитания, в результате влияния СМИ. При этом наиболее значимыми видами деятельности являются: учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность в разных сферах (человекознание, естествознание, техника, искусство и т.п.); организаторская деятельность (например, участие в ученическом самоуправлении); аналитическая, оценочная деятельность (например, участие в анализе групповых дел, конфликтных ситуаций и т.п.); рефлексия своей деятельности.

Умственное воспитание включает воспитание информационной культуры учающихся как совокупности знаний, умений и навыков в области информационных технологий и способов овладения ими. Информационная культура позволяет эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении. Для воспитания информационной культуры в учебно-воспитательном процессе используются средства массовой информации, в том числе Интернет, информационные и компьютерные технологии; проводятся информационные часы, организуется работа информационно-пропагандистских групп. [ 15. с. 1 ]

 

1.3Понятие «цель умственного воспитания»

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, бу-

дущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое

воспитание всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к чему не

стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: со-

держание, организация, формы и методы воспитания.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной

школы - способствовать умственному, нравственному, эмоцио-

нальному и физическому развитию личности, всемерно раскры-

вать ее творческие возможности, формировать гуманистические

отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета

индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой зна-

ний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний

закладываются основы научного мировоззрения.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию

логического мышления, памяти, внимания, воображения, умствен-

ных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного

воспитания следующие:

- усвоение определенного объема научных знаний;

- формирование научного мировоззрения;

- развитие умственных сил, способностей и дарований;

- развитие познавательных интересов и формирование позна-

вательной активности;

- развитие потребности постоянно пополнять свои знания, по-

вышать уровень подготовки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...